Слайд 1Средства связи
предложений
в тексте
Слайд 2 Прочитайте выразительно текст М.Пришвина, раскрывающий его понимание смысла
русской пословицы.
Назовите эту пословицу.
Укажите
основные признаки, по которым вы определили, что это текст.
Слайд 3 (1) Вернуться к молчанию в том смысле,
что говорить для
себя, а молчать от
внимания к другому. (2)Просить молчания,
значит, просить внимания
к человеку.
(3)Разговор выявляет свое первенство, а
внимание рождает друзей (4). Вот почему
разговор – серебро, а молчание ─ золото.
(М.Пришвин)
Золото молчания
Слайд 4Теория
Практика
Средства связи
Слайд 5Теория
Средства связи
Лексические
Морфологические
Синтаксические
Слова одной
тематической группы.
Зима в этих краях бывает суровой и
долгой. Морозы достигают 60 градусов.
Снег лежит до июня. И еще в апреле
случаются метели.
Синонимы
Особое значение для развития
русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Слайд 9 Лексические повторы
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то,
чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
Антонимы
(в том числе контекстуальные)
Один был высокого роста, другой
роста низкого.
2. Тот же самый орёл как только вышел
из комнаты и приближается к кабинету
своего начальника, куропаткой такой
спешит с бумагами под мышкой, что мочи
нет.
Слайд 11 Слова и словосочетания
со значением
логических связей предложений и резюмирующие слова типа
вот почему, поэтому,
из этого следует, кроме того, подведем итог, в заключение и другие.
Морская вода содержит много соли.
Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
слова
В этом лесу много милых сердцу
русских
деревьев. Но прежде всего
замечаешь стволы любимых берез.
Слайд 14 Единство видовременных форм
Ночь наступила. Стало темно.
На небе загорелись звезды.
2.Тяжелораненый
Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с сипами, стоит прямо. Он подходит к
печке и дотрагивается до неё закоченевшими руками.
Слайд 15 Местоимения
1. Язык не передается человеку по
наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
2.
А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у нее не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.
Слайд 16 Союзы, частицы, вводные слова
Он сказал, что
после признаний на суде он так поступить не может. Ведь
обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и покаянных слов писать не может.
2. За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
Наречия со значением
времени и пространства
1. Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
2. Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами.
Степени сравнения
прилагательных и наречий
1.Место
было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
2.Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.
Слайд 20 Синтаксический параллелизм
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Парцелляция
1. Он нервничал и ждал. Её и Фомина.
2. В его
сердце опять толкнулась непрошенная боль. Жалость. Любовь, слегка забытая.
3. Катенька часто заходила к Григорию в госпиталь. И потому что это было по пути в гимназию. И потому что её тянуло туда…
Слайд 22 Предложения-скрепы
1.Перейдём к следующей части высказывания.
2.
Об этом говорилось выше.
3.Как уже было отмечено...
Практика
Средства связи
Алгоритм анализа текста
Разбор примеров
Слайд 24 Алгоритм анализа текста
Помни об условии задания:
Слайд 25
1. В задании речь идет о связи двух соседних предложений,
а не частей сложного.
2. Важно, чтобы во втором предложении было
слово (группа слов), которое( ые) связывало (и) бы оба предложения.
3. Обратите внимание на слово "предыдущий":
нам надо искать предложение, смысл которого связан с предыдущим
(а не расположено где-то еще в тексте).
Слайд 26
4. Не следует искать полное грамматическое соответствие форм слов,
связанных в двух предложениях.
Например, личное местоимение из второго
предложения может
стоять не в том
падеже, в котором стоит соотнесенное с ним существительное.
Однако иногда связь по некоторым признакам должна прослеживаться
(число местоимения, вид и время глагола).
Слайд 27Рассмотрим предложенный отрывок текста
(13)Несколько веков тому назад, когда информационная
сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались Учёные мужи,
«капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя.( 15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. 16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте. (18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем.
Слайд 28Задание. Среди предложений 13-20 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью союза. Напишите
номер этого предложения.
Ответ: Среди предложений 13-20 только два начинаются союзом: 16(но)-17(чтобы).
Противительный
союз НО в 16 предложении противопоставляет его содержание предыдущим предложениям.
Подчинительный союз ЧТОБЫ служит для связи двух простых предложений в составе 17-го сложноподчиненного предложения.
Следовательно, правильный ответ – 16.
1.Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке .
Слайд 31Ответ:
1.Пары предложений 15-16;16-17;17-18 между собой грамматически не связаны.
2.Остается только пара
18-19. Здесь лексическая связь: личное местоимение "она" из предложения (19)
соотнесено с словосочетанием из предложения (18): "девочка лет девяти" (или просто "девочка").
Записываем в бланк ответа число "19”.
Слайд 322.Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на
месте пропуска в шестом предложении?
Разбор примеров
Слайд 331) прежде всего
2) однако
3) кроме того
4) иными словами
(5)Все числа в
компьюторе
представляются с помощью нулей
и единиц
(т.е. двоичная система).
(6) …компьюторы
обычно работают
в двоичной системе счисления.
Слайд 34 Обрати внимание! Предложение в тексте может не
только вводить новую информацию, которой не было в предыдущем предложении,
но и противопоставлять ее уже известной информации, дополнять уже известное, либо повторять его.
Внимательно прочитайте эти предложения. Посмотрим как соотносятся предложения (5) и( 6). Мы видим, что речь в них, по сути, идет об одном и том же. для связи этих предложений подходит вводное сочетание слов иными словами, означающее « то же самое сказанное по-другому».
Слайд 35Домашнее задание
Составьте краткий текст, основную мысль которого выражала бы
одна из пословиц приведенных (по выбору).
Пословицы:
Мирская молва, что морская
волна.
Бодливой корове бог рог не дает.
У злой Натальи все люди канальи.
Сытый волк смирнее завистливого человека.
От копеечной свечи Москва загорелась.
Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась.