Слайд 1Стадии и этапы законодательной процедуры. Понятие "чтений" законопроекта. Регламент ГосДумы
РФ
Дмитриева Е.О., студентка 2 курса МЧГП МГИМО (У) МИД РФ
Преподаватель:
к.юрид.н., доцент Трикоз Е.Н.
Слайд 2Стадия законодательного процесса
Это совокупность процессуальных действий того или иного субъекта
законотворческой деятельности, способствующих достижению определенного правового результата.
Критерии разделения на этапы:
А. выделение ряда частных целей, без достижения которых невозможен и конечный результат,
Б. смена субъекта законодательного процесса, к которому переходит на рассмотрение законопроект (или закон).
Слайд 3«Нулевая» стадия
Некоторые ученые (напр., В.М. Баранов) считают отправным пунктом законодательную идею
или идею законопроекта.
Это система теоретически обоснованных, практически апробированных либо выработанных
на основе здравого смысла суждений о необходимости правовой регламентации, целях акта и ожидаемом результате.
Слайд 4Законодательная инициатива
Это гарантированная государством равная для всех субъектов возможность в
установленном порядке беспрепятственно вносить в законодательный орган проекты законов, подлежащие
обязательному рассмотрению на заседании законодательного органа.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному и Верховному Судам РФ по вопросам их ведения
Слайд 5Формы законодательной инициативы
Законодательное предложение – это вынесение на обсуждение вопроса
о необходимости и целесообразности создания нового законодательного акта.
Законопроект – составленный
рабочей группой «черновой» вариант текста закона, предлагаемого к рассмотрению.
Слайд 6Этапы законодательной инициативы
решение вопроса о необходимости внесения законопроекта,
составление текста законопроекта,
законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя ГД, регистрируются,
направление в
профильный комитет, предварительное рассмотрение,
прошедший проверку документ направляется в Совет ГД,
включение законопроекта в повестку дня сессии законодательного органа.
Слайд 7Рассмотрение Государственной думой
Этап 1. В первом чтении дается оценка основным
положениям законопроекта, его актуальности и значимости, а также он проверяется
на соответствие Конституции РФ.
По результатам первого чтения законопроект либо отклоняется, либо принимается, и тогда продолжается его детальное рассмотрение.
Слайд 8Рассмотрение Государственной думой
Этап 2. Во втором чтении производится подробный анализ
всего содержания и доработка законопроекта.
Отклонение законопроекта на этой стадии
влечет прекращение его рассмотрения в дальнейшем.
Слайд 9Рассмотрение Государственной думой
Этап 3. В третьем чтении происходит окончательное согласование
текста, установление внутренней структуры документа, редакционная правка и устранение противоречий.
Завершает
эту стадию голосование по вопросу принятия закона Государственной Думой: для положительного решения требуется квалифицированное большинство голосов депутатов.
Слайд 10Рассмотрение Советом Федерации
Осуществляется в течение 14 дней.
Если закон не был
рассмотрен Советом Федерации в установленный срок, то он считается одобренным.
Роль
этой стадии заключается в обеспечении участия субъектов федерации в законотворчестве, в исправлении законотворческих ошибок, допущенных нижней палатой, и в формировании окончательного текста закона.
При отклонении закона Советом Федерации создается согласительная комиссия из представителей обеих палат, на паритетных началах, для преодоления разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и советом Федерации.
Слайд 11Рассмотрение Президентом
Имеет целью оперативное ознакомление исполнительной власти с принятым и
одобренным законом.
В течение 14 дней Президент принимает решение о подписании
и обнародовании закона или же о его возвращении в законодательный орган, вследствие чего закон заново рассматривается обеими палатами.
Если отклоненный закон в ранее принятой редакции получает 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 2/3 голосов членов Совета Федерации, то он подлежит промульгации, т.е. подписанию и обнародованию главой государства.
Слайд 12Обнародование и вступление в силу
В течение 7 дней после подписания
Президентом закон подлежит опубликованию в официальном источнике: в «Собрании Законодательства
Российской Федерации», «Российской Газете» или «Парламентской Газете».
Целью этого этапа является доведение текста закона до сведения населения.
По прошествии 10 дней после официального опубликования нормативно-правовой акт считается вступившим в силу.
Слайд 13Регламент Государственной думы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 января 1998 г. N 2134-II
ГД «О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/#p140
© КонсультантПлюс, 1992-2020
нормативный
акт, регулирующий порядок работы Государственной думы, определяющий её внутреннее устройство и принятые в ней парламентские процедуры, в том числе порядок её участия в законодательной деятельности и иных вопросах, отнесённых к ведению палаты российской Конституцией.
Слайд 14Структура Регламента
Раздел I. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы
Раздел II.
Общий порядок работы Государственной Думы
Раздел III. Законодательная процедура
Раздел IV. Порядок
рассмотрения Государственной Думой вопросов, отнесенных к её ведению
Раздел V. Внешнеполитические вопросы и международное сотрудничество
Раздел VI. Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации
Раздел VII. Заключительные положения
Слайд 15Список литературы
А.Н. Кокотов. Федеральный законодательный процесс: Понятие и структура. М.,
Правоведение, 2001, вып. 1.
А.И. Абрамова. Современный законодательный процесс Российской
Федерации: стадии и проблемы их совершенствования. М., Журнал российского права, 2007, вып. 2.
В.М. Баранов. Идея законопроекта как средство ранней диагностики качества современного Российского законодательства. Нижний Новгород, Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, вып. 22.
А.И. Абрамова. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты. М., Журнал российского права, 2006, вып. 3.
Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (проект). Разраб. А.В. Малько, А.П. Мазуренко. М., МГЭИ, 2011.
http://duma.gov.ru/