Разделы презентаций


СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Содержание

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииОбщая характеристикаСтихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по определенному поводу и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И

МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ Факультет психологии МГУ им. М.В.

Слайд 2Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Общая характеристика
Стихийные группы

– это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с различными

интересами, но тем не менее собравшихся вместе по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииОбщая характеристикаСтихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц,

Слайд 3Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Толпа
Окказиональная (от англ.

occasion - случайность). Скопление людей, собравшихся поглазеть на происшествие.
Конвенциональная

(от англ. convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события.
Экспрессивная толпа (от англ. expression - выражение), ритмически выражающая эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и др. Экстремальная форма – экстатическая.
Действующая толпа (active) - политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения.

Толпа – множество людей, не объединенных общностью целей и единой структурой, но связанных сходством эмоционального состояния и общим центром внимания (А.П. Назаретян). Виды:

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииТолпаОкказиональная (от англ. occasion - случайность). Скопление людей, собравшихся поглазеть

Слайд 4Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Публика
Публика –

это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с

каким-то зрелищем. Элемент стихийности публики слабее, чем у толпы.

В замкнутых помещениях (например, в лекционных залах) публику называют аудиторией.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПублика Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения

Слайд 5Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Масса
Масса – это

довольно стабильное образование с нечеткими границами. Некоторые слои населения достаточно

сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

Выше, чем в толпе, роль организаторов, они известны заранее.
Более продуманы конечные цели и тактика поведения.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииМассаМасса – это довольно стабильное образование с нечеткими границами. Некоторые

Слайд 6Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Разновидности действующей толпы:
Агрессивная

(aggressive) толпа, эмоциональная доминанта и направленность действий которой ярость и

злоба.

Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

Стяжательная (greedy) толпа - люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией является жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх.

Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииРазновидности действующей толпы:Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта и направленность действий

Слайд 7Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Паника
«Психологический момент»

- первое мгновение после шока. Масса замирает, а потом начинает

следовать за первым примером. Это лучший момент, чтобы взять руководство.


Превалирующая эмоция панической толпы – ужас; цель панической толпы – спастись.

Развитие паники: (1) шокирующий стимул; (2) индивидуальный страх (крик, плач); (3) цепная реакция; (4) поведение, которое кажется спасительным.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПаника «Психологический момент» - первое мгновение после шока. Масса замирает,

Слайд 8Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Заражение
Когда заражение

действует в толпе, происходит многократное взаимное усиление эмоциональных воздействий общающихся

людей.

Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

При заражении передается эмоциональное состояние или «психический настрой». Происходит сопереживание большой массой людей общего психического состояния.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииЗаражение Когда заражение действует в толпе, происходит многократное взаимное усиление

Слайд 9Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
«География толпы»
В ядре

влияние эмоционального окружения намного

сильнее. Выше значение механизма заражения.


Толпа не является однородной. Ядро и периферия толпы отличаются и внешне, и по свойствам.


На периферии толпы сознательный контроль отдельных личностей подавлен значительно меньше.


Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии«География толпы»В ядре влияние эмоционального окружения  намного

Слайд 10Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Внушение как

вид воздействия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Внушение как вид воздействия

Слайд 11Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Подражание
Подражание –

воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Теория подражания Г.

Тарда: подражание – фундаментальный принцип развития и существования общества.

Необихевиоризм (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура). Три способа следовать поведению модели:
При наблюдении поведения модели возникают новые реакции;
Наказание / поощрение модели ослабляет / усиливает поведение наблюдателя;
Наблюдение модели актуализирует уже известные образцы поведения.


Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПодражание Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Слайд 12Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Социальные движения
Социальное движение

– это достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную

цель, как правило, связанную с выражениями недовольства, поддержки или сопротивления изменениям.


Социальные движения отличаются по уровню целей:
Глобальные цели;
Локальные цели (имеют значение на определенной территории или ограничены интересами определенной социальной группы);
Узко прагматические цели в ограниченном пространстве.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСоциальные движенияСоциальное движение – это достаточно организованное единство людей, ставящих

Слайд 13Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Характерные особенности социальных

движений
Базируются на

общественном мнении;
Имеют целью изменение ситуации;
Имеют программу (с разной степенью разработанности и четкости);
Осознают допустимые средства;
Реализуются через массовое поведение (демонстрации, манифестации, митинги, съезды и др.)
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииХарактерные особенности социальных движений Базируются на

Слайд 14Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Механизмы присоединения к

социальному движению
Мотивы подразделяются на фундаментальные и сиюминутные. Причины присоединения:

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность в достижении цели, если он лишен какого-либо блага не абсолютно, а относительно (социальное сравнение).

Теория мобилизации ресурсов делает акцент на психологические основания присоединения к движению (идентификация с группой, потребность почувствовать свою силу).
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииМеханизмы присоединения к социальному движениюМотивы подразделяются на фундаментальные и сиюминутные.

Слайд 15Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Последовательный стиль поведения.

Синхрония – единодушие в каждый данный момент; диахрония – стабильность

позиции и поведения).

Проработка стиля переговоров. Умение достигать компромисса, снимать категоричность, демонстрировать готовность к поиску продуктивных решений.

Соотношение позиций большинства и меньшинства

Одна из центральных проблем в концепции С. Московиси. В социальном движении актуальна проблема «несогласных» (более радикальных, решительных и т.д.) Условия эффективного влияния меньшинства:

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПоследовательный стиль поведения. Синхрония – единодушие в каждый данный момент;

Слайд 16Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Социальные движения: характеристика

лидера / лидеров
Множество исследований посвящено тому, каким должен быть имидж

лидера социального движения. Называют следующие черты:

Лидер наиболее полно выражает и отстаивает принятые участниками цели;

Чисто внешне импонирует большой массе людей;

Демонстрирует прочность позиций и авторитет;

Не допускает легкости изменений тактики и стратегии действий.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСоциальные движения: характеристика лидера / лидеровМножество исследований посвящено тому, каким

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика