Слайд 1Стили в искусстве
и архитектуре
XVII столетия.
Лекция 1.
Слайд 2Стили в искусстве XVІІ ст.
Лекция 1 Искусство классицизма и
барокко. Стили в искусстве XVII ст. Вопрос о «реализме» в
искусстве XVIІ в. Истоки искусства классицизма (Франция) и барокко (Италия, Фландрия). Караваджо и караваджизм. Проблема стилевой атрибуции искусства Голландии и Испании.
Лекция 2 Искусство классицизма и барокко (продолж.). Н. Пуссен, К. Лоррен, Л. Бернини, П.-П. Рубенс, Я. Снейдерс, А. Ван Дейк. Влияние школы Ван Дейка на английскую живопись. Сопоставление выразительных возможностей стилей и творческих манер мастеров барокко в Испании. X. де Рибера, Ф. Сурбаран. Д. Веласкес: исторические картина и бодэгонес.
Слайд 31. Социально-экономические и идеологические условия формирования художественной культуры в Западной
Европе в XVII веке.
2. Стили в искусстве и архитектуре
XVII ст.: барокко и классицизм. Вопрос о «реализме» в искусстве XVIІ столетии.
3. Происхождение искусства классицизма (Франция) и барокко (Италия, Фландрия). Караваджо и караваджизм. Проблема стилевой атрибуции искусства Голландии и Испании.
Слайд 4Стили в искусстве XVІІ ст.
В область искусства и архитектуры понятие
стиля вошло в XVIII в. через труды И.И. Винкельмана (1717-1768)
и первоначально обозначало особенности национальных форм: «египетский, греческий, индийский, китайский стили».
В XIX в. швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин (1864 - 1945) ввел понятие стиля как основного принципа исторического изучения искусства. Стиль был осмыслен как формальная структура, совокупность чисто внешних признаков архитектурной формы.
В искусствоведении ХХ в. стиль понимается как цельная художественная система, обладающая как внешним (формальным), так и внутренним (содержательным единством). Понятие «стиль эпохи» отражает единые для исторической эпохи принципы мировосприятия и творческого мышления. Стиль – это эпохальное явление в искусстве, в котором ясно выражаются социально-эстетические концепции той или и ной эпохи.
Слайд 5Историческая ситуация в Европе
XVII в. — значительный этап в истории
западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы,
коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, обострения противоречий феодализма и капитализма, обретения национального самосознания.
В XVII веке по сравнению с бурными и трагическими событиями второй половины XVI века (разорением и уничтожением целых народов в завоеванных землях, религиозными войнами, Крестьянской войной в Германии и Нидерландской революцией, Реформацией и контрреформацией) наступает некоторая стабилизация политической и культурной жизни.
Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство. В ответ на Реформацию ожесточилась католическая реакция. Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
Слайд 6На протяжении столетия в каждой стране были свои выдающиеся правители
или государственные деятели, повлиявшие на ход исторического и культурного развития:
Оливер Кромвель и Карл I в Англии, Людовик XIV, прозванный «Король-Солнце» и кардинал Ришелье во Франции, испанский король Филипп IV, и многие другие.
5. Даниель Музенс. Портрет короля Карла I. 1631.
1. Робер де Котт. Портрет короля Людовика XIV
3. Роберт Уокер. Портрет Оливера Кромвеля
4. Д. Веласкес. Портрет короля Филиппа IV Испанского.
2. Филлип де Шампень. Портрет Армана Жана дю Плесси, герцога де Ришелье
1
2
3
4
5
Слайд 7Политическая карта Европы
В Европе XVII века абсолютная монархия во Франции,
монархии в Дании, Норвегии, Пруссии, Португалии, Швеции и Шотландии соседствовали
с буржуазной республикой в Голландии, Швейцарской конфедерацией, «шляхетской республикой» в Польше, абсолютной монархией, буржуазной республикой и конституционной монархией — в Англии, колониальной империей и католической монархией — в Испании, с расколотыми на множество княжеств Италией, Ирландией и Германией.
Слайд 8Экономическая ситуация в Европе
Рост городов и усиление их политической и
экономической роли приводит к увеличению податного третьего сословия — купцов,
ремесленников, крестьян, а так же зарождающейся городской буржуазии. Повсеместно продолжают расширяться торговые связи, развиваются мануфактуры и зарождается промышленность, завершается формирование централизованных национальных государств с различными формами правления.
Новые экономические потребности, расширение торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственно научным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».
Слайд 9Реформация и контрреформация
При папе Павле III и его приемниках растет
противодействия католиков протестантизму — возникает движение Контрреформации. Ведущую роль в
нем сыграли новые монашеские ордена – капуцинов и, созданный Лойолой, орден иезуитов.
Иезуиты приобрели большой престиж своим миссионерским рвением, а открывая университеты — и глубокое влияние на умы молодежи.
Реформация — восстание против интеллектуального, политического
и теологического господства Италии.
Двумя великими деятелями Реформации являются Лютер и Кальвин.
Лютер и Кальвин возвратились к учению св. Августина, сохранив, только ту часть его учения, которая связана с отношением души к Богу.
Игнатий Лойола
1491 — 1556
Папа Павел III
1534 — 1549
Жан Кальвин 1509 —1564
Мартин Лютер 1483 — 1546
Слайд 10Реформация и контрреформация
Реформация глубочайшим образом потрясла умы в странах центральной
Европы и вызвала там ожесточенные религиозные войны.
От католического мира откололись кальвинистская Голландия, протестантская Англия, лютеранские княжества северной Германии и Скандинавские страны.
Тридцатилетняя война завершилась Вестфальским миром (1648), закрепившим религиозный раскол Западной Европы.
Слайд 11Мировоззрение
Мировоззрение новой эпохи —переход от ренессансной веры в безграничные возможности
человека как центра мироздания, от убежденности в гармоничности окружающего мира
к скепсису, разочарованию, трагическому противостоянию человека и мира, а затем новому пониманию человека как частицы мироздания, природной и социальной среды.
Джованни Паоло Панини.
Современный Рим. 1757.
Караваджо. Юдифь и Олоферн. 1598.
Рафаэль. Афинская школа 1509-1510.
Слайд 12Философия
Кризис идеалов Возрождения способствовал одновременно усилению религиозного изощренного мистицизма и
своеобразному развитию гуманистического интереса к внутреннему богатству и противоречию человеческой
натуры, к восприятию человека как микрокосма, живущего в движении и изменении, борьбе и страстях, столкновениях и переживаниях, подобных происходящим в огромном вечно движущемся и изменяющемся мире.
Томмазо Кампанелла 1568—1639
Фрэнсис Бэкон
1561 — 1626
Готфрид Вильгельм фон Лейбниц
1646 — 1716
Джон Локк 1632–1704
Слайд 13Естественные науки
Были созданы философские системы, отделенные, как от религии, так
и от поэтического восприятия действительности, основанные на методах точных наук.
Величайшие ученые своего времени (Галилей, Кеплер, Ньютон, Декарт и др.) стали рассматривать мир в его единстве и движении на основании всеобщих, познанных человеком законов развития природы, общества и сознания.
Рене Декарт 1596—1650
Иоганн Кеплер 1671—1630
Исаак Ньютон 1643—1727
Галилео Галилей 1564—1642
Слайд 14Литература
Художественную литературу XVII в. отличает широкий охват действительности и многообразие
жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла,
эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира. Начало века связано с именами Шекспира и Сервантеса. Следующее поколение — это Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании, Корнель, Расин и Мольер во Франции.
Уильям Шекспир 1564–1616
Джон Мильтон 1608–1674
Жан-Батист Мольер 1622-1673
Жан Расин 1639-1699
Слайд 15Изобразительное искусство
Высшие достижения западноевропейского искусства XVII в. связаны с искусством
Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции.
В то время как
религиозные войны привели к экономическому расстройству и полному упадку всякой художественной деятельности в Европе, в Италии под руководством иезуитов церковное зодчество достигает необычайного расцвета.
В Англии пуританское движение не благоприятствовало развитию изобразительного искусства.
В Германии после поражения крестьянских революций практически на два века наступает застой в художественной жизни.
Слайд 16Стили в искусстве и архитектуре XVII - XVIII ст.
Барокко
Рококо
Маньеризм
Академизм
Ренессанс
Классицизм
Ампир
Италия
Микельанжело
Виньола
Палладио
Италия
Академия
братьев
Каррачи
Италия
Мадерна, Бернини,
Борромини, Гварини;
Караваджо
Испания
Веласкис, Рибейра, Сурбаран
Голландия
Рембрпндт, Гальс, Вермеер
Фландрия
Рубенс, Снейдерс, Йорданс
Франция
Стиль Регенства
Обер
Стиль
Людовика XV;
Ватто, Буше, Фрагонар
Германия
Пеппельман, Шлютер
Австрия
Фон Эрлах, Гильденбрандт
Россия
Растрелли
Италия
Федерико Цуккаро
Джан Паоло Ломаццо
Франция
Блондель, Перро,
Ленотр, Монсар;
Лоррен, Пуссен
Англия
Джонс, Рен
Франция
Габриель, Суффло
Англия
Чемберс, братья Адамс
Бельгия и Голландия
Бидермаер, Шинкель
Германия и Австрия
Гимар
Россия
Баженов, Казаков, Воронихин
Дж. П. Беллори
XVI ст. XVII ст. XVIII ст. XIX ст.
Слайд 17Маньеризм
МАНЬЕРИЗМ – (итал. manierismo – вычурность, манерничанье) – течение в
западноевропейском искусстве 1520-1590-х гг. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов
«Высокого Возрождения» в Италии и носило откровенно гедонистический и светский характер.
в ЖИВОПИСИ (по М. Фридлендеру):
- удлиненные фигуры,
- экзотический костюм персонажей,
- аффективные жесты,
- яркие, контрастные тона.
в АРХИТЕКТУРЕ проявляется в произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических архаизмов.
Наиболее известные маньеристы: в Италии - архитектор Бартоломео Аманати, живописец Понторлио, Партиджанини, Бронзино, Тинторетто, скульптор Бенвенутто, Челини; в Испании - Эль Греко, в Нидерландах - Ян ван Скорелли.
Слайд 18Пармиджанини. Мадонна с длинной шеей, 1535 . Дерево, масло.
Понтормо. Погребение,
1525-1528. Дерево, масло. Санта Феличита, Флоренция.
Слайд 19Бронзино. Венера, Купидон и Время
(Аллегория вожделения), 1540-1545.
Дерево. Масло.
Бронзино.
Портрет
молодого мужчины,
1540-1545.
Слайд 20Эль Греко. Похороны графа Оргаса. 1586. Холст. Масло. Толедо.
Эль Греко.
Вид Толедо, 1600. Холст. Масло.
Слайд 21Бенвенутто Челини. Нимфа Фонтенбло.
Слайд 22Бенвенутто Челини. Солонка Франциска I. 1539-1541. Золото с эмалью.
Слайд 23Джованни да Болонья. Меркурий.
1580. Бронза.
Слайд 24 В. Диттерлин. Портал с муфтированными колоннами.
Лист из трактата
об архитектуре. 1508. Офорт.
Ф. Приматиччо. Декоративное убранство комнаты герцогини
д’Этан во дворце в Фонтенбло. 1540-е гг. Стукковая лепнина, холст, масло. Фрагмент.
Слайд 25Амманнати. Внутренний двор Палаццо Питти.
Слайд 26Внутренний двор Палаццо Питти, деталь.
Внутренний двор Палаццо Питти, колонны.
Слайд 27Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари, Рим. 1593. Портал.
П. Лигорио. Фонтан «Орган»
на вилле д'Эсте в Тиволи. Между 1550 и 1572.
Слайд 28Академизм
Академизм (французское académisme) возник в конце XVI в. в Италии.
В изобразительном искусстве академизм — направление, сложившееся в художественных академиях
XVI—XI X вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.
Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний.
Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз.
Слайд 29Болонская школа, одна из школ итальянской живописи.
Живопись Болоньи заняла
видное место в итальянском искусстве уже в XIV в., выделяясь
острой характерностью и экспрессией образов.
Однако, термин «болонская школа» связывается преимущественно с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко.
Болонская школа
Болонская школа. Аннибале Карраччи. 1597-1602. Фреска. Палаццо Фарнезе Рим.
Слайд 30Болонская школа возникла после основания братьями Карраччи в Болонье около
1585 г. «Академии вступивших на правильный путь», где впервые складывались
доктрины европейского академизма и формы деятельности будущих художественных академий.
Художники болонской школы кон. XVI — XVII вв. (Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Гверчино) выполняли, в основном, композиции на религиозные и мифологические темы, несущие печать идеализации и зачастую пышной декоративности.
Болонская школа. Аннибале Карраччи.
«Венера и Анхиз». 1597—1604. Фреска в палаццо Фарнезе в Риме.
Аннибале Карраччи. Отдых на пути в Египет. 1604. Холст. Масло. Эрмитаж, С. -Петербург.
Слайд 31 Карраччи, Лодовико.
Явление девы Марии св. Гиацинту. 1594. Холст. Масло,
375 x 223 см
Музей Лувр, Париж
Гвидо Рени.
Св. Иероним.
1635.
Холст. Масло,
278 x 238 см
Музей истории искусств, Вена.
Карраччи, Агостино. Голова фавна на вогнутой поверхности (медальон). 1595.
181 x 187 мм. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Слайд 32БАРОККО
Барокко (итал. barocco через исп. barruecco от португ. barroco
- причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных
и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII - XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалом Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв.
Слайд 33Барокко – причудливый.
Зарождается в Риме около 1600 г.
Несдержанный эмоциональный энергичный
стиль.
Противостоит искусству маньеризма*.
Финансируется римским папством, поднимается на волне контрреформации.
Пьяцца
Навона. Рим, сер. XVII в.
* Существуют две концепции развития искусства Маньеризма и Барокко в Италии. Согласно первой, сторонником которой был М. Дворжак, эстетика Маньеризма, разрушив классицистические нормы искусства Возрождения, заложила основы будущего стиля Барокко. По иной концепции Маньеризм и Барокко, два художественных стиля, развивались параллельно и были во всем противоположны.
Слайд 34Изображена сцена Страшного Суда, где свет и тень разделяют спасенных
и проклятых.
Церковный потолок как бы растворяется в небесах, подчеркивая роль
церкви — посредника между миром и вечным спасением.
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ГАУЛИ . Триумф Имени Иисуса,
1676-79 гг. Потолок церкви Иль Джезу, Рим.Фреска.
Главная художественная идея Барокко, в сущности, невыполнима: с одной стороны — создание общей иррациональной, мистической атмосферы, а с другой - стремление сделать тайну и чудо осязаемыми, предельно чувственными, материальными, чтобы «можно было руками потрогать».
Слайд 36Драматизм стиля Барокко заключается в столкновении языческого мироощущения и чувственности,
накопленной эпохой Возрождения, с
духовными порывами, откровениями, стремлением вырваться за физические пределы материи.
ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ. Экстаз св. Терезы Аквильской, Мрамор.1645—1650 гг. Часовня семьи Коронаро. ц. Санта Мария делла Витториа, Рим.
Слайд 37Отсюда отталкивающий натурализм или уникальное сочетание чувственности и классичности с
идеализмом и мистикой, с потрясающей силой проявившееся в творчестве
П. Рубенса и Рембрандта
Рембрандт. Ослепление Самсона (фрагмент). 1636 Холст. Масло. 236 x 302 см Städelsches Kunstinstitut, Франкфурт.
П. Рубенс. Raising of the Cross (detail)
1610
Oil on panel, 460 x 340 cm
O.-L. Vrouwekathedraal, Antwerp
П. Рубенс. Оплакивание (Христос на соломе). 1617-1618 Холст. Масло. 138 x 98 см Музей изящных искусств. Антверпен
Слайд 38ФРАНЦИЯ
Л. Лево. Колледж Четырех Наций (Французский институт). Париж. 1662-1688
Демонстрирует менее
театральный и драматический характер, по сравнению с итальянским барокко.
Слайд 39Шарль Лебрен, Роспись плафона зеркальной галереи. Версальский дворец. 1681-1684
Слайд 40Шарль Лебрен, Ардуен Мансар.
Посольская лестница. Версальский дворец. 1679-1683
Слайд 41Классицизм
Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое
направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XIX
вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
В пластических искусствах предпосылки классицизма зарождаются во II-й половине XVI в. в Италии — в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в сочинениях Дж. П. Беллори (XVII в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы. Однако на всём протяжении XVII в. классицизм, развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в XVIII — начале XIX вв.
Слайд 42НИКОЛА ПУССЕН. Поклонение Золотому тельцу. 1634, 154 x 214 см
Национальная
галерея, Лондон.
Слайд 43Художественный стиль Классицизма основывается на представлениях о разумной закономерности мира,
о прекрасной облагороженной природе,
стремится к выражению возвышенных идеалов, к
симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения
представляет собой наивысшее выражение идеи композиционной целостности, ясности, завершенности, уравновешенности.
устанавливает иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).
Закреплению доктрин классицизма способствовало создание в Париже королевских академии живописи и скульптуры (1648) и академии архитектуры (1671), разработавших свод законов композиции и рисунка, нормы изображения эмоций, систему жанров в живописи и пропорций в архитектуре.
Слайд 44НИКОЛА ПУССЕН. Идеальный пейзаж.1645-1650
Холст. Масло, 120 x 187 см Музей
Прадо, Мадрид.
Слайд 45ИАСЕНТ РИГО
Король-Солнце Людовик XIV, 1701 (1643—1715 гг. правления)
Холст.
Масло. Лувр. Париж.
Франция XVII в. — чрезвычайно церемониальное общество, с
формализованным этикетом и ритуалами, сфокусированное на дворе.
Слайд 46Ж. Ардуэн-Мансар. Версальский дворец.
Северо-западная часть садового фасада. 1684—1689.
Слайд 47Формальные категории классицизма и барокко
Слайд 48Клод Перро, Луи Лево. Дворец Лувр. Париж. 1667-1670. Восточный фасад.
Слайд 49Вопрос о «реализме» в искусстве XVIІ столетии.
Реализм – (от
фр. realisme, от лат. realis — вещественный) — в искусстве
в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.
В более узком значении реализм рассматривается как художественный стиль, который возникает в эпоху Просвещения (XVIII в.) и связан с творчеством мастеров этой эпохи, критиковавших современные или социальные порядки с точки зрения справедливости.
Впервые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в середине XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение к изображению повседневной жизни людей.
Слайд 50Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо (Caravaggio) (1573–1610).
Учился в Милане (1584-1588);
работал в Риме (до 1606),
Неаполе (1607 и 1609-1610),
на
островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Не принадлежал к определенной художественной школе
В ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Его творческая манера оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма - самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века.
Слайд 51Закрытая, завершенная композиция;
Фигуры находятся в ракурсе, изображение как бы
продолжается в пространстве зрителя;
Тенеброзо — драматическая темная атмосфера разрывается ярким
театральным светом;
Зритель становится одним из участников действия;
Оппонент художественной традиции: его модели — простые люди, представители «дна» общества.
Караваджо. Давид. 1609. Холст. Масло. Галерея Боргезе, Рим.
Слайд 52Сборщик налогов (мытарь) Матфей, оставляет свое занятие, чтобы последовать за
Христом.
Новый тип религиозного искусства, соединяющий низкое с возвышенным.
Виртуозное использования луча
света как символа божественного призвания.
Караваджо. Призвание Св. Матфея, 1597-1601.
Холст. Масло. Часовня Сан Луиджи ди Франчези, Рим.
Слайд 53Караваджо. Призвание св. Матфея, 1597-1601. Фрагмент.
Слайд 54Савл, командир римлян, преследовавший христиан.
Низкий горизонт фактически соответствует уровню глаз
зрителя, находящегося в церкви.
Показан момент духовного преображения.
Караваджо. Обращение Савла,
1600 г. Холст. Масло. Часовня Черази на Санта Мария дель Пополо, Рим.
Слайд 55Караваджо. Обращение Савла, 1600 г. Фрагмент.
Слайд 56Зритель становится участником сцены.
Эмоциональная реакция присутствующих.
Не идеализированные ученики.
Проецирование действия в
пространство зрителя.
Караваджо. Положение во гроб. Прим. 1603. Холст. Масло. Церковь
Санта Мария Валенсия, Рим.
Рубенс. The Entombment
1611-12
Oil on wood, 88 x 66 cm
National Gallery of Canada, Ottawa
В 1611 году Рубенс вернулся к копированию. В это время наиболее сильнок впечатление после Тициана на него произвел Караваджо.
Слайд 57Караваджо. Положение во гроб., прибл. 1603.Фрагмент.
Слайд 58Автор бросает вызов церковной традиции изображения данного сюжета.
Картина вызвала споры
из-за будничности фигуры, босых ног и распухшего тела.
Была отклонена приходом,
заказавшим ее.
Куплена Герцогом Мантуя по совету Рубенса.
Караваджо. Успение Марии. 1603. Холст. Масло. Лувр, Париж.
Слайд 59Караваджо. Успение Марии 1603 г. Фрагмент.
Слайд 60Караваджизм
Караваджизму как системе художественных средств, характерных для начального этапа становления
реализма в европейской живописи XVII в. свойственны демократизм художественного идеала,
интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов.
Обращение к приёмам караваджизма было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров XVII в. (Рембрандт, П.-П. Рубенс), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур).
Слайд 61В живописи XVII в. решающие сдвиги произошли в жанрах, имевших
вековые традиции (библейские и мифологические композиции, историческая картина, портрет).
Как
самостоятельные жанры развиваются бытовой жанр, пейзаж и натюрморт.
Новая художественная система развивалась почти во всех странах Западной Европы: в Италии — Караваджо и его последователи, во Фландрии одновременно с Рубенсом и его кругом — Брауэр; во Франции — Луи Ленен, в Испании — Веласкес.
Караваджо. Успение Марии. Рим. 1603.
Д.Веласкес. Завтрак. Испания. 1617.
Луи Ленен. Возвращение с сенокоса. Франция. 1641.
А. Брауэр. Курильщик.. Голландия. 1637.
Слайд 62Караваджизм в Италии
Аннибале Карраччи. Жены-мироносицы у гроба Христа.
Джузеппе Вермильо.
Иоанн Креститель.
Бартоломе́о Манфреди. Комната стражи.
Гвидо Рени.
Св. Петр
и Павел.
В Италии тенденции караваджизма сохраняли своё значение вплоть до конца XVII в.
Караваджисты — последователи Караваджо, работали во всех значительных художественных центрах и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя.
Слайд 63Ж. Валантен де Булонь. Плут. Холст. Масло. 1630. Дрезден.
Караваджизм
во Франции и Фландрии
Т. Ромбоутс. Игроки в карты. Холст. Масло.
Королевский музей изящных искусств. Антверпен.
С. Вуэ. Тайная Вечеря. 1615-1620. Холст. Масло. Палаццо Апостолико, Лорето.
С. Вуэ. Гадалка. 1617. Холст. Масло. Национальная галерея античного искусства, Рим.
А. Янсенс. Скальд и Антверпия. 1609. Холст. Масло. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.
Слайд 64Хендрик Тербрюгген. Мальчик с трубкой, 1623, Эгер.
Караваджизм в Голландии
Искусство
Караваджо нашло последователей и в других странах Европы, оказав влияние
на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах.
Геррит ван Хонтхорст. Отречение апостола Петра. ок.1612-1620. Ренн.
Дирк ван Бабюрен. Омовение ног.
(Christ Washing the Apostles Feet).1616. Холст. Масло. Государственный музей, Берлин.
Слайд 65Проблема стилевой атрибуции искусства Голландии и Испании
В живописи XVII в.
решающие сдвиги произошли в жанрах, имевших вековые традиции (библейские и
мифологические композиции, историческая картина, портрет). Как самостоятельные жанры развиваются бытовой жанр, пейзаж и натюрморт.
Наиболее полное и последовательное выражение эти тенденции нашли в голландском искусстве, где республиканско-буржуазный строй, отсутствие абсолютизма и засилья церковной идеологии создали особенно благоприятные условия.
Главными объектами наблюдения и изображения голландских художников были человек и природа. Ведущее место в живописи Голландии заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт.
Слайд 66Вилем Клас Хеда. Завтрак с крабом. 1648 г.
МЕЙНДЕРТ ХОББЕМА. Аллея
в Мидделхарнисе .1689. Холст. Масло. 103,5 x 141 см Национальная
галерея, Лондон.
Адриан ван Остаде. Курильщик .
Около 1655. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург.
Слайд 67Характер испанского искусства был обусловлен специфичным мировоззрением испанцев и особенностью
черт национального характера, которые сложились входе многовековой реконкисты испанцев с
завоевателями-маврами (арабами). Своеобразие испанской культуры XVII века, специфические черты искусства, его демократизм и утончённый интеллектуализм определялись соотношением классов в обществе, состоявшем из могущественной аристократии с одной стороны и крестьянства – с другой.
Для испанского искусства было характерно существование традиций не классических, а средневековых, готических, а также привязанность к правде, к национально-бытовому колориту. Кроме того, испанское искусство, развивавшееся в условиях господства арабов в Испании, сумело необычайно интересно переработать мавританские черты, сплавив их с истинно национальными.
В формировании испанской школы была очень велика роль церкви, в искусстве преобладали религиозные сюжеты. Однако религиозные идеи воспринимаются им очень конкретно, в рамках реальной действительности, чувственный мир удивительным образом уживается с религиозным идеализмом, а в мистические сюжеты врывается народная, национальная стихия.
Слайд 68Алонсо Кано. Распятие .
Около 1640 г. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург.
Алонсо Кано. Идеальный портрет короля Испании.
Д. Веласкес, Завтрак.
Около 1617
г. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург.
Д. Веласкес. Портрет графа-герцога Оливареса. 1638 . Государственный Эрмитаж, С.-Петербург.
Ф. Сурбаран. Дом в Назарете. Около 1630 Холст, масло. Музей искусства, Кливленд
Слайд 69Литература:
Алпатов М. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.,1963, с.313
Алпатов М.В.
Этюды по всеобщей истории искусств. М.,1979, с.
Виоле ле Дюк. Беседы
об архитектуре. Том 1. Москва, издательство всесоюзной академии архитектуры. 1937.
Гартман К. Стили. Т. 2. От ренессанса до наших дней. Рига, 1915.
Гартман К.О. История архитектуры. Т.2. ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1938.
Флетчер Б. и Флетчер Б.Ф. История архитектуры. 1914.
Цирес А.Г. Искусство Архитектуры. 1946.
ПРОБЛЕМА БАРОККО
Виппер Б.Р. Искусство XVII века и проблема стиля барокко.--В кн.: Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.,1966, с.248-263.
Морозов А.А. Проблема европейского барокко.— Вопросы литературы, 1968, № 12, с.111-126.
Якимович А.К. Барокко и духовная культура XVII века.—Советское искусство, знание,'76, вып.2. М.,1977, с.91-133.
Слайд 70 Сводные работы и общие проблемы
Вёльфлин Г. Ренессанс и Барокко. Исследование
о сущности и происхождении стиля Барокко в Италии [1888]. СПб.,1913.
История
эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Том 2. Эстетические учения XVII — XVIII веков. Москва, Искусство, 1964.
Живопись
Бенуа А. История живописи, Т.3-4. СПб.,1914. (статьи о Рубенсе, Браувере, Рембрандте, Вермеере, Эль Греко, Веласкесе)
Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII — XVIII - веков. М., 1966.
Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.,1970,с.453-508.
Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы.