Слайд 1 Стратегии европейской государственной молодежной политики:
основные направления и тенденции
Слайд 2Рассматривая деятельность европейских государств
по реализации молодежной политики, можно выделить достижения
четырех стран – Германии, Франции, Великобритании, Швеции, а также международные
молодежные программы, достаточно эффективно осуществляемые Европейским Союзом и Советом Европы.
Несмотря на схожесть форм и методов, в национальных концепциях молодежной политики можно условно выделить 2 стратегии:
Первая основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики,
Вторая – на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики[1].
[1] Молодежная политика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. М.: ИЕ РАН- «Огни ТД», 2005. С.8-46
Слайд 31. Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики.
Германия, Франция -
в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство
играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.
Изучая опыт данных стран, можно выделить аспекты, которые представляют интерес для стратегии молодежной политики России.
Слайд 41) Структурирование молодежной политики по уровням
– общенациональному, региональному и местному.
Эта система наиболее четко выражена в Германии.
В этой стране
молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов
«О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и
«О защите молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи – социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях»).
Слайд 5В Германии
на федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство
по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором есть
Отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике (также в разработке плана участвуют федеральные Министерство по образованию и науке и Министерство по экономике и занятости).
На земельном уровне соответствующие министерства разрабатывают, ориентируясь на федеральный план, земельные планы молодежной политики с учетом потребностей регионов, исполнением молодежной политики занимаются земельные молодежные ведомства.
На коммунальном уровне происходит непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах.
Слайд 62) Использование принципа субсидиарности
когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагается
на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный).
В
Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.
Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).
Слайд 73) Условное разделение единого массива молодежи.
В Германии молодежь (22 млн.
чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18
лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных групп различны.
Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.
Слайд 84) Применение комплексного
подхода.
Например, в
Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами.
Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным компаниям-работодателям государство компенсировало до 80% МРОТ на каждое новое место для молодежи.
С другой стороны, меры государства по борьбе с безработицей должны быть заранее продуманы.
Слайд 9Негативный пример
Негативным примером может служить принятый в марте 2006г.
французским парламентом закон о борьбе с молодежной безработицей «О равенстве
шансов», который должен был реформировать трудовое законодательство, предусматривая введение нового вида трудового контракта – «договора первого найма», но вызвал массовые акции протеста.
Слайд 106) Регулярный мониторинг
проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет
уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок
ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.
Слайд 117) Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи.
Так, в Германии
действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от
вредного влияния СМИ.
Во Франции реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры:
поддержка молодежного кинематографа – поощрение создания и распространения качественных фильмов, развивающих художественный вкус, организация фестивалей молодежного кино и мультипликации, выделение субвенций на реализацию конкретных проектов;
молодежная программа, поощряющая чтение книг как условие формирования полноценной культурной личности.
Слайд 12условия
С этой целью создаются мини-библиотеки при досуговых и социальных центрах,
в лагерях отдыха, учреждена национальная премия за лучшие произведения для
молодежи;
обеспечение молодежи, особенно из бедных семей, доступом к занятию спортом – выдача «спортивных купонов» для оплаты занятий в секциях, выделение средств Национального фонда развития спорта на региональный уровень для поддержки спортивной инфраструктуры;
создание специализированных информационных центров для молодежи, где предоставляются информационные и консультационные услуги.
Слайд 132. Стратегия паритета государства
и структур гражданского общества в сфере молодежной
политики.
В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели
и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.
В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики данных стран можно выделить следующие.
Слайд 141) Отсутствие специальных министерств
по делам молодежи и молодежной политике (и
в Швеции, и в Великобритании).
Разработка единых национальных программ и
планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции.
Тем не менее, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется Управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции – Министерством культуры.
Если в британских парламентских структурах комиссии по молодежной проблематике отсутствуют, то в Швеции действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне.
Слайд 152) Повышение качества и доступности образования
как важного канала успешной социализации,
увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы
(повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности.
Наиболее актуальна эта проблема для Великобритании, где, несмотря на рост уровня жизни, навыков и образованности молодых людей, весьма значительны и социально-экономические проблемы в молодежной среде: 21% детей растут в семьях, где никто не работает, до 10% молодых людей в возрасте 16-18 лет не работают и не учатся.
Слайд 163) Минимизация молодежной безработицы
является другим направлением. В Великобритании борьба с
безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей»
- консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.
В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса.
Важное место занимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать свои права, но и воспитание социально-политической активности в целом (в Великобритании с 2002г. – курсы воспитания граждан как часть школьных образовательных программ).
Слайд 17Молодежная политика наднациональных европейских структур (Европейского Союза, Совета Европы).
В деятельности
европейских наднациональных структур в отношении молодежи можно выделить такие основные
направления, как образование, свобода передвижения, занятость и профессиональная подготовка, вовлечение молодежи в добровольческую деятельность, освоение молодыми людьми информационных технологий, культурное развитие, сближение молодежи стран-членов ЕС и других государств, поощрение гражданской активности молодежи, образование в области защиты прав человека, содействие межкультурному диалогу.
Интерес для России представляют следующие подходы и практики реализации молодежной политики:
Слайд 18- система оплаты образования в ЕС
(на долю образования члены ЕС
выделяют от 9 до 16% госбюджета). В большинстве стран с
платным высшим образованием семьи с высоким или средним достатком вносят относительно более высокую плату, чем малообеспеченные, которые полностью или частично освобождаются от платы за обучение посредством грантов, займов, пособий, налоговых льгот.
Опыт дифференцированного подхода к оплате высшего образования представляет определенный интерес для России, но у нас в стране реальный уровень своих семейных доходов граждане нередко скрывают;
Слайд 19- интеграционные образовательные программы ЕС
(«Эразм», «Комет», «Сократ», «Леонардо да Винчи»,
«Минерва» и др.), направленные на «обмен» студентами, преподавателями и молодыми
учеными, совершенствование их языковой практики и квалификации, формирование единого информационного пространства.
Одной из целей этих программ является конвергенция национальных образовательных систем к 2010г. в рамках Болонского процесса.
Возможно создание в России некоего аналога таких программ для усиления молодежных контактов со странами СНГ, направленных в перспективе на формирование пророссийской интеллектуальной элиты в постсоветских государствах.
Возможны такие действия, как квота для студентов из СНГ в российских ВУЗах, обмен студентами и преподавателями, финансирование совместных научных исследований, создание молодежного интернет-портала стран-членов СНГ;
Слайд 20- финансирование молодежных проектов
посредством специально созданного Европейского молодежного фонда (возможно
создать такой фонд для обеспечения молодежной политики России или для
поддержки совместных проектов на постсоветском пространстве);
Слайд 21- программы и проекты,
нацеленные на воспитание солидарности между народами и
толерантности, борьбу с ксенофобией, вовлечение молодых людей в диалог культур
и конфессий, адаптацию мигрантов представляются особенно актуальными для России с ее многонациональным и поликонфессиональным населением (могут осуществляться как на внутрироссийском уровне, так и между членами СНГ).
В Европе такие программы реализуются в основном силами различных неправительственных организаций при координирующей роли государственных структур и охватывают молодых людей из числа представителей коренных групп и мигрантов, а также преподавателей и экспертов.
Слайд 22Источники:
Молодежная политика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. М.:
ИЕ РАН- «Огни ТД», 2005. С.8-46