Слайд 1Структура процесса обучения
Доцент Г.А. Капранов
Слайд 2План занятия:
Двусторонний характер процесса обучения
Общение в процессе обучения
Роль влияния
среды в процессе обучения.
Структура процесса обучения
Составные компоненты процесса
обучения.
Слайд 3Двусторонний характер процесса обучения
Слайд 4Взаимодействие
Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых
Субъект и объект
обучения
Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие
!!!
Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме.
Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление
Слайд 5Общение в процессе обучения.
Единство познания и учения
Общение в процессе обучения
влияет:
на мотивацию учения,
на формирование положительного отношения к учебе,
на создание благоприятных психологических условий
Характеристики учителя, способствующие успешному общению:
Увлеченность
Четкость, организованность в работе,
Такт в отношениях и помощь в учебе,
Объективность в оценке
Выдержка в сложных ситуациях
Слайд 6Роль влияния среды в процессе обучения.
На развитие личности влияет
Окружающая
среда,
Средства массовой информации,
Трудовая деятельность,
Спорт,
Игровая и досуговая
деятельность
Необходимо целенаправленное приложение усилий для создания окружающей среды ребенка!!!
Слайд 7Составные компоненты процесса обучения.
Целевой компонент
Стимулирующе-мотивационный компонент
Содержание обучения
Операционно-деятельностный
компонент
Контрольно-регулцровочный компонент
Оценочно-результативный компонент
Слайд 8Целевой компонент
Целевой компонент процесса обучения отражает:
осознание педагогами цели и задач
изучения темы
принятие учениками цели и задач изучения темы.
Слайд 9Значимость целевого компонента
Слайд 10Значимость стимулирующе-мотивационного компонента
Слайд 11Содержание обучения
Определяется :
учебным планом,
государственными учебными программами
учебниками по данному
предмету.
Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом:
поставленных
задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников.
Слайд 12Операционно-деятельностный компонент
Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения.
Именно в деятельности
педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и
реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества.
Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения
Слайд 13Контрольно-регулировочный компонент
Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых.
Контроль
осуществляется с помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов.
Самоконтроль
включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала
Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе — получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения
Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения
Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).
Слайд 14Оценочно-результативный компонент
Оценочно-результативный компонент обучения предполагает:
оценку педагогами и
самооценку учениками достигнутых
в процессе обучения результатов,
установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам,
выявление причин недостатков,
проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Слайд 15Взаимосвязь компонентов обучения
Взаимосвязь компонентов обучения
Цель обучения определяет его содержание.
Цель
и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования
и организации обучения.
По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса.
Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.