В живописной декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные.
Такое оформление преобладало на раннем этапе театрально-декорационного искусства. Сегодня оно наиболее характерно для оперных и балетных спектаклей, где требуется большое свободное пространство сцены.
Наилучший пример этому — спектакли театра «Латерна Магика» («волшебный фонарь») в Праге и работы известного чешского художника и режиссёра Й. Свободы.
В середине XX в. возник чрезвычайно большой интерес к синтетическому спектаклю, равноправно соединяющему в себе театр и кино.
Проекционные декорации сродни живописному типу сценического оформления. Основным элементом проекционной декорации являются оптические или электронноцифровые проекции на экран или другие плоскости сценического оформления. Появление этих декораций стало следствием вторжения искусства кинематографа и компьютера в сценическое пространство.
Натуралистически-бытовые декорации появились гораздо раньше — в конце XIX — начале XX в. Они возникли как противопоставление и отрицание бутафорски-фальшивого изображения мира на сцене, как следствие развития идей театрального реализма. На подмостках появились самые натуральные вещи — стулья, комоды, швейные машинки, взятые прямо из жизни. Они своей безусловностью подчёркивали правду происходящего на сцене.
Ярким примером стремления к правде и достоверности на сцене МХТ той поры может быть спектакль «На дне» реформатора театра к. С. Станиславского и художника В. А. Симова.
Противоположностью натуралистической сценографии стало создание зрительного образа спектакля благодаря игровой условности существования предмета на сцене. Любая вещь на сцене или её деталь приобретает тот смысл, который ей придаёт актер. Например, один и тот же кубик может благодаря отношению к нему актёра восприниматься зрителем то как стол, то как трон или пень. Такие декорации можно назвать игровыми, или условными (метафорическими).
Художник Т. М. Швец. «Мёртвые души» Н. В. Гоголя
В 20-е гг. XX в. появились архитектурно-конструктивные декорации, в которых зрительный образ рождался благодаря созданию и расположению на сцене различных конструкций: от простейших кубов, станков и лестниц до сложных архитектурных построений (чуть ли не зданий).
Перед вами реальные интерьеры избы и гостиной. Какой вид они могли бы приобрести на сцене и какой минимум вещей вы бы оставили на сцене, чтобы создать их образ? Может быть, самовар — лавку — икону в красном углу, а может, главное — это бревенчатые стены? каждый из вас ответит на этот вопрос по-разному. И это будут разные сценографические решения.
Если предметы и актёры на сцене располагаются симметрично и фронтально, т. е. лицом к зрителю (как на рисунке справа), то это выглядит скучно и менее выразительно, чем то, когда они располагаются под углом к краю сцены (как на рисунках внизу). Здесь возникает больше возможностей для разнообразных и интересных мизансцен.
В школьных спектаклях чаще всего используют живописный тип декораций, когда сценография сведена к нарисованному на заднике фону. Важнее же создание такого мира из декораций и вещей, при котором они стоят не позади, а перед актёрами, становясь их партнёрами в игре. Также учтите, что стремление к внешней похожести и правдоподобию в сценографии сужает простор для фантазии актёра и зрителя, что, пожалуй, самое главное в спектакле.
Здесь вы видите макеты и инсталляции, в которых воплощается образ школьных спектаклей, и творчески осваивается то, о чём было рассказано.
В проектах оформления своих спектаклей их авторы стремятся применять игровой способ трансформации декораций, ищут вещь, которая была бы многозначной и изображала бы в каждой сцене разное, а также применяют на практике принцип деталь вместо целого (например, вместо целого дома — только окно).
Известно три метода режиссерского рисунка на площадке:
1. по линиям;
2. по точкам;
3. по физическим действиям.
Мизансцена всегда зависима от уровня актерского исполнения. Она сама по себе не есть качество, а только возможность.
Пластическая культура предполагает умение не допускать дешевых эффектов, вызывающих в зале моторную реакцию хлопков. Техника эта состоит в умении перекрывать эффектную точку новой, неожиданной мизансценой, а главное умением уводить внимание зрителя от формы к содержанию.
Первоначальная партитура нужна как исходная позиция, а не как конечный результат. Конечный результат должен сложиться в сотворчестве с актерами и в их взаимодействии друг с другом.
Мизансценирование — это творческий процесс, а не механическая «разводка».
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть