Разделы презентаций


СТЫКОВ Ы Е СОЕДИНЕНИЯ КРЫЛА САМОЛЕТА

Содержание

Рис. Технологические разъемы крыла:а – длинный центроплан с установленными на нем турбовинтовыми двигателями; б – короткий центроплан;1 – центроплан; 2 – средняя часть крыла (СЧК); 3 – концевая часть крыла (КЧК);

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СТЫКОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ КРЫЛА САМОЛЕТА
Санкт-Петербург 2008
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Кафедра № 24

- «Авиационной техники»

СТЫКОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ КРЫЛА САМОЛЕТАСанкт-Петербург 2008Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиацииКафедра № 24 - «Авиационной техники»

Слайд 2Рис. Технологические разъемы крыла:
а – длинный центроплан с установленными на

нем турбовинтовыми двигателями;
б – короткий центроплан;
1 – центроплан; 2

– средняя часть крыла (СЧК); 3 – концевая часть крыла (КЧК); 4 – вертикальная законцовка

Крыло современного самолета, как правило, является составным и имеет технологические разъемы. Технологически крыло состоит из двух, трех, пяти или более частей (рис. ).

Рис. Технологические разъемы крыла:а – длинный центроплан с установленными на нем турбовинтовыми двигателями; б – короткий центроплан;1

Слайд 3Рис. Конструктивные разъемы крыла по размаху:
а – разъемное крыло с

центропланом;
б – крыло с разъемом у бортов фюзеляжа;
в

– крыло с разъемом в плоскости симметрии;
г – неразъемное крыло
Рис. Конструктивные разъемы крыла по размаху:а – разъемное крыло с центропланом; б – крыло с разъемом у

Слайд 4При решении вопроса о наиболее целесообразном расчленении крыла конструктор встречается

с противоречиями, так как каждый лишний разъем увеличивает вес самолета

не только из-за узлов, ушков, заклепочных швов, но и потому, что нормы прочности предусматривают для стыковых и разъемных узлов и ушков коэффициент безопасности 1,25 вместо 1,0.
При решении вопроса о наиболее целесообразном расчленении крыла конструктор встречается с противоречиями, так как каждый лишний разъем

Слайд 5Соединение элементов планера в одно целое (моноблок) осуществляется при помощи

болтовых соединений (узлов стыковки) исполнение которых зависит от принятой силовой

схемы конструкции

Так, в лонжеронном крыле (Ан-2) обычно используются точечные стыковые соединения,

в моноблочном (кессонном) – контурные и т. д.

Соединение элементов планера в одно целое (моноблок) осуществляется при помощи болтовых соединений (узлов стыковки) исполнение которых зависит

Слайд 6Рис. Принципиальные схемы расположения стыковых узлов:
а – однолонжеронное крыло (три

точки крепления); б – двухлонжеронное крыло (четыре точки крепления); в

– тонкое однолонжеронное крыло (четыре точки крепления); г – кессонное крыло (крепление по контуру); д – моноблочное крыло (крепление по контуру); е – крыло с трубчатым лонжероном (крепление по фланцу); ж – крыло с подкосами (крепление двумя шарнирными узлами)
Рис. Принципиальные схемы расположения стыковых узлов:а – однолонжеронное крыло (три точки крепления); б – двухлонжеронное крыло (четыре

Слайд 7Типовые конструкции стыковых узлов лонжеронных крыльев можно выделить пять:
Рис.

1. Соединение вилка – ухо

Типовые конструкции стыковых узлов лонжеронных крыльев можно выделить пять:Рис.  1. Соединение вилка – ухо

Слайд 8Рис. 2. Соединение гребенка - вилка

Рис.  2. Соединение гребенка - вилка

Слайд 9Рис. 3. Соединение фитингами

Рис.  3. Соединение фитингами

Слайд 10Рис. 4. Соединение накладками

Рис.  4. Соединение накладками

Слайд 11Рис. 5. Соединение на ус

Рис.  5. Соединение на ус

Слайд 12Рис. 6. Стыковое соединение крыла
с лонжероном круглого сечения:
1

– фланец; 2 – стыковые болты

Рис.  6. Стыковое соединение крыла с лонжероном круглого сечения:1 – фланец; 2 – стыковые болты

Слайд 13Рис. Стыковочный узел сосредоточенной схемы с горизонтальными болтами, ось

которых параллельна плоскости нервюры
Стыковые соединения крыла
1. Сосредоточенные узлы


Рис.  Стыковочный узел сосредоточенной схемы с горизонтальными болтами, ось которых параллельна плоскости нервюры Стыковые соединения крыла

Слайд 14Рис. Стыковой узел сосредоточенной схемы с горизонтальными болтами, ось

которых параллельна плоскости нервюры:
1 – гребенка; 2 – стойка; 3,

6 – вилка; 4, 5 – башмак; 7 – ушко (отверстие)
Рис.  Стыковой узел сосредоточенной схемы с горизонтальными болтами, ось которых параллельна плоскости нервюры:1 – гребенка; 2

Слайд 15Стыковые узлы обычно выполняют из стали хромансиль - 30ХГСА.штамповкой, а

затем механической обработкой доводят до требуемых размеров.
Обработке подлежат поверхности

сопряжения узла с поясами лонжеронов, боковые поверхности проушин.
Сверлятся отверстия под стыковочный болт и под элементы крепления башмака к лонжерону.
С целью уменьшения массы конструкции башмака и элементов его крепления к лонжерону соединение целесообразно выполнять двухсрезным.

Нижняя проушина рассчитывается на разрыв в случае А (А’), верхняя работает на растяжение при обратном нагружении крыла (случай D (D’)) с половинной нагрузкой. Поэтому нижняя проушина выполняется больших размеров, чем верхняя.

Стыковые узлы обычно выполняют из стали хромансиль - 30ХГСА.штамповкой, а затем механической обработкой доводят до требуемых размеров.

Слайд 16Рис. Стык «ухо - вилка» крепления ОЧК с центропланом:
а –

ушко без подшипника качения; б – ушко с подшипником качения


Рис. Стык «ухо - вилка» крепления ОЧК с центропланом:а – ушко без подшипника качения; б – ушко

Слайд 17Рис. Конструкция трехточечного разъема крыла:
а – собственно

конструкция; б – эпюры погонной воздушной нагрузки и изгибающих моментов
Изгибающий

момент при трехточечном стыковом креплении воспринимается срезом болтов, соединяющих соответствующие пояса основного лонжерона. Нижнее ухо обычно выполняется массивнее, так как оно работает на разрыв (расчетные случаи А и А’) при большей нагрузке, чем верхние (расчетные случаи D и D’). Стыковой узел на дополнительном лонжероне представляет собой обычно шарнирное соединение и может обеспечивать восприятие горизонтального изгибающего момента и поперечной силы вертикального изгиба.

Однако при такой конструкции узла (шарнир) дополнительный лонжерон в разъеме не воспринимает изгиба в вертикальной плоскости. По мере удаления от разъема за счет сдвигов в обшивке он постепенно включается в изгиб и на некотором расстоянии от разъема практически работает полноценно (см. рис., б).

Рис.   Конструкция трехточечного разъема крыла: а – собственно конструкция; б – эпюры погонной воздушной нагрузки

Слайд 18Рис. Конструкция четырехточечного разъема крыла
Иногда применяют разъемы

при четырехточечном и большем числе узлов крепления.
Применение разъемов с вертикально

расположенными болтами (рис.) позволяет в ряде случаев облегчить монтаж и демонтаж, а главное уменьшить габариты стыковых узлов. Последнее особенно важно при малых относительных толщинах крыла.
Рис.   Конструкция четырехточечного разъема крыла Иногда применяют разъемы при четырехточечном и большем числе узлов крепления.Применение

Слайд 19Рис. Конструкция разъема крыла, в котором применены вертикальные

и горизонтальные болтовые соединения
Иногда конструкция разъема предусматривает комбинацию как вертикально,

так и горизонтально расположенных болтов (см. рис.). Это объясняется стремлением за счет горизонтально расположенных болтов улучшить в разъеме восприятие вертикальной поперечной силы.
Рис.   Конструкция разъема крыла, в котором применены вертикальные и горизонтальные болтовые соединенияИногда конструкция разъема предусматривает

Слайд 20Рис. Стыковой узел сосредоточенной схемы с фитинговым соединением

лонжерона в виде башмаков:
1 – пояс лонжерона; 2 – стенка

лонжерона; 3 – стыковочный угольник; 4 -- – фитинг или башмак
Рис.   Стыковой узел сосредоточенной схемы с фитинговым соединением лонжерона в виде башмаков:1 – пояс лонжерона;

Слайд 21Рис. Стыковые узлы сосредоточенной схемы безмоментные

Рис.  Стыковые узлы сосредоточенной схемы безмоментные

Слайд 22Рис. Стыковка крыла самолета Як-40:
1 – носовая балка

правой консоли; 2, 3 – верхний и нижний стыковочные болты;

4, 5 – нижняя и верхняя стыковочные ленты; 6 – носовая балка левой консоли; 7 – верхняя полка переднего лонжерона; 8 – правый гребенчатый кронштейн; 9 – верхний стыковочный болт; 10 – левый верхний гребенчатый кронштейн; 11 – верхняя полка переднего лонжерона; 12 – осевая балка; 13 – нервюра № 1 крыла

Узел гребенчатого типа

Стык ухо вилка

Стыковые кронштейны консоли крыла располагаются на носовой балке, переднем и заднем лонжеронах. Верхние и нижние обшивки обеих консолей стыкуются по оси самолета с помощью верхней и нижней стыковых лент.

Рис.  Стыковка крыла самолета Як-40: 1 – носовая балка правой консоли; 2, 3 – верхний и

Слайд 23Рис. К расчету точечного крепления:
а – усилия

в моментных узлах точечного крепления отъемной части крыла (ОЧК);
б

– распределение усилий между проушинами узла
Рис.    К расчету точечного крепления:а – усилия в моментных узлах точечного крепления отъемной части

Слайд 24Рис. Расчетная схема стыкового узла с горизонтальным болтом,

ось которого параллельна плоскости нервюры

Рис.   Расчетная схема стыкового узла с горизонтальным болтом, ось которого параллельна плоскости нервюры

Слайд 25Рис. Соединение типа вилка – ухо
и плоскости

наиболее опасных сечений с точки зрения прочности

Рис.   Соединение типа вилка – ухо и плоскости наиболее опасных сечений с точки зрения прочности

Слайд 26Рис. К определению коэффициента k1 в расчетах соединений

с помощью проушин – в одинарных соединениях

Рис.   К определению коэффициента k1 в расчетах соединений с помощью проушин – в одинарных соединениях

Слайд 27Рис. К определению коэффициента k1 – в составных

соединениях

Рис.   К определению коэффициента k1 – в составных соединениях

Слайд 28Рис. Типовая конструкция фитинга для стыковых узлов кессонных и

моноблочных крыльев

Рис.  Типовая конструкция фитинга для стыковых узлов кессонных и моноблочных крыльев

Слайд 29Рис. Стыковые узлы на панелях кессонного крыла:
1 – стрингеры;

2 – обшивка; 3 – фитинги; 4 – продольный гофр

Рис.  Стыковые узлы на панелях кессонного крыла:1 – стрингеры; 2 – обшивка; 3 – фитинги; 4

Слайд 30Рис. Контурное (контурно-фитинговое)соединение крыла:
1,3 – стыковочные профили;

2 – болт стыка; 4 - пояс лонжерона; 5 –

угольник стенки лонжерона

Контурное крепление

Рис.   Контурное (контурно-фитинговое)соединение крыла: 1,3 – стыковочные профили; 2 – болт стыка; 4 - пояс

Слайд 31Рис. Соединение частей крыла с помощью закладных болтов:
1

– стрингеры; 2 – обшивка; 3 – перекрывная лента; 4

– стыковочный (закладной болт); 5 – стыковочный профиль; 6 – стенка стыковочного профиля (нервюра); 7 – уплотнительная лента съемной панели крыла
Рис.   Соединение частей крыла с помощью закладных болтов:1 – стрингеры; 2 – обшивка; 3 –

Слайд 32Рис. Соединение частей крыла с помощью закладных болтов:
1 – стыковочный

(закладной болт); стрингеры; 2, 3 – стыковочные профили; 4 –обшивка

Рис. Соединение частей крыла с помощью закладных болтов:1 – стыковочный (закладной болт); стрингеры; 2, 3 – стыковочные

Слайд 33Рис. Фланцевый стык с закладным болтом

Рис.   Фланцевый стык с закладным болтом

Слайд 34Рис. Стыковка частей кессонного крыла:
1 – болт; 2,

5 – стыковочные профили; 3 – обшивка -; 4 -

стрингер
Рис.   Стыковка частей кессонного крыла:1 – болт; 2, 5 – стыковочные профили; 3 – обшивка

Слайд 35Рис. Стыковка частей кессонного крыла

Рис.   Стыковка частей кессонного крыла

Слайд 36Рис. Конструкция контурного разъема крыла, осуществленного при помощи

стыковочных профилей

Рис.   Конструкция контурного разъема крыла, осуществленного при помощи стыковочных профилей

Слайд 37Рис. Фото конструкции контурного разъема крыла самолета Ту-154

с частично отстыкованной перекрывной лентой

Рис.   Фото конструкции контурного разъема крыла самолета Ту-154 с частично отстыкованной перекрывной лентой

Слайд 38Рис. К расчету контурного крепления - усилия

в разъеме и расчетная схема контурного крепления

Рис.    К расчету контурного крепления - усилия в разъеме и расчетная схема контурного крепления

Слайд 39Для подхода к агрегатам оборудования, а также для монтажа и

демонтажа топливных баков и других целей в крыльях приходится делать

различные вырезы.

Эти вырезы нарушают непрерывность силовых элементов крыла и тем самым влияют на его работу. Степень влияния зависит от величины выреза, вида силового воздействия, конструктивного оформления выреза и др.

Вырезы

Для подхода к агрегатам оборудования, а также для монтажа и демонтажа топливных баков и других целей в

Слайд 40Малые вырезы при незначительной компенсации практически не оказывают влияния на

деформации и напряженое состояние конструкции.

Компенсация малых вырезов достигается путем

их окантовки соответствующими профилями и накладками, образующими плоскую раму.

Такие вырезы закрываются легкосъемными крышками, конструкция которых для сохранения формы и плотности прилегания выполняется достаточно жесткой.
Малые вырезы при незначительной компенсации практически не оказывают влияния на деформации и напряженое состояние конструкции. Компенсация малых

Слайд 41Рис. Малые вырезы закрываются легкосъемными крышками, конструкция которых для

сохранения формы и плотности прилегания выполняется достаточно жесткой

Рис.  Малые вырезы закрываются легкосъемными крышками, конструкция которых для сохранения формы и плотности прилегания выполняется достаточно

Слайд 42Большие вырезы встречаются двух типов:
Компенсированные;
Некомпенсированные.

Полная

компенсация больших вырезов осуществляется путем постановки силовых панелей, равнопрочных с

вырезанными участками крыла. Соединением съемных панелей с крылом восстанавливаются нарушенные силовые связи и обеспечивается полноценная передача изгиба и кручения.
Большие вырезы встречаются двух типов:Компенсированные;Некомпенсированные.     Полная компенсация больших вырезов осуществляется путем постановки силовых

Слайд 43Рис. Конструкция силовой съемной панели
Конструкция съемной панели, полностью

компенсирующей большой вырез, показана на рис. Как видно из этой

фигуры, стрингеры и обшивка соединяются с прилегающими участками крыла с помощью стыковых профилей и болтов. Этим самым обеспечивается передача осевых сил при изгибе. Передача же касательных потоков осуществляется винтами, при помощи которых края панели крепятся к стрингерам и нервюрам.
Рис.   Конструкция силовой съемной панелиКонструкция съемной панели, полностью компенсирующей большой вырез, показана на рис. Как

Слайд 44Носки крыла
Носки крыла испытывают большие аэродинамические нагрузки, и это предъявляет

особые требования к его конструкции.
Для обеспечения достаточной прочности и жесткости

носка крыла его усиливают , устанавливая дополнительные нервюры-диафрагмы и увеличивая толщину обшивки.

Рис. Эпюра давлений в профиле крыла

Носки крылаНоски крыла испытывают большие аэродинамические нагрузки, и это предъявляет особые требования к его конструкции.Для обеспечения достаточной

Слайд 45Рис. Конструкция съемного носка крыла:
1 – окантовывающий

профиль; 2 – диафрагмы; 3 – обшивка; 4 – анкерные

болты

Анкерные болты применяются в тех случаях, когда нет доступа для постановки заклепок или нельзя осуществить соединение сваркой.

Рис.   Конструкция съемного носка крыла: 1 – окантовывающий профиль; 2 – диафрагмы; 3 – обшивка;

Слайд 46Обязательным оборудованием крыла и оперения на современных околозвуковых и сверхзвуковых

самолетах являются противообледенительные средства защиты передних кромок, на которых образуется

слой льда при определенных метеорологических условиях полета.
Отложение льда происходит быстро и распространяется от носка на значительную часть хорды крыла и оперения. Толщина льда на передних кромках может достигать 5…8 см.
Отложения льда на передней кромке крыла и оперения искажают форму профиля и нарушают спектр обтекания. В результате ухудшаются характеристики профиля и при особо тяжелых метеоусловиях полет самолета становится невозможным.
Обязательным оборудованием крыла и оперения на современных околозвуковых и сверхзвуковых самолетах являются противообледенительные средства защиты передних кромок,

Слайд 47Известны следующие способы защиты крыла от обледенения:
термический;
химический и

механический.

Известны следующие способы защиты крыла от обледенения: термический; химический и механический.

Слайд 48Рис. Конструкция носка крыла с воздушно-термическим противообледенителем:
1 –

обшивка; 2 – гофр; 3 – продольная балочка; 4 –

облицовка; 5 – окантовочный профиль; 6 – диафрагма; 7 – патрубок для соединения с гибкой профилированной трубкой; 8 – рейка; 9 – герметизирующая лента; 10 стойка для крепления диафрагмы; 11 - уголок
Рис.   Конструкция носка крыла с воздушно-термическим противообледенителем:1 – обшивка; 2 – гофр; 3 – продольная

Слайд 49Использованная литература:
Конструкция и прочность летательных аппаратов гражданской авиации: Учебник для

вузов гражданской авиации/ М. С. Воскобойник, П. Ф. Максютинский, К.

Д. Миртов и др.; Под общ. Ред. К. Д. Миртова, Ж. С. Черненко. – М.: Машиностроение, 1991. – 448 с.: ил.
Черненко Ж. С. Сабитов Н. Г., Гаража В. В. и др. Конструкция и прочность воздушных судов: Учебное пособие / Ж. С. Черненко, Н. Г. Сабитов, В. В. Гаража, И. П. Челюканов, И. Г. Павлов. – Киев : КИИГА, 1985. – 88 с.
3. Гребеньков О. А. Конструкция самолетов: Учеб. пособие для авиационных вузов. – М.: Машиностроение, 1984. – 240 с., ил.
4. Кузнецов А. Н. Основы конструкции и технической эксплуатации воздушных судов: Учеб. для сред. Спец. Учеб. заведений. М.: Транспорт, 1990. – 294 с.
5. Кан С. Н. Прочность самолета: Учеб. пособие для авиационных техникумов. – М: Оборонгиз, 1946. - 292 с.

Якущенко В.Ф. Конструкция и прочность воздушных судов: Учебное пособие / СПбГУГА. С.-Петербург, 2008.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Кафедра № 24 - «Авиационной техники»

Использованная литература:Конструкция и прочность летательных аппаратов гражданской авиации: Учебник для вузов гражданской авиации/ М. С. Воскобойник, П.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика