Слайд 1Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях
в природе
Выполнила:
студентка 4 курса
направления «Педагогика»,
профиль: «Детская
практическая психология»
Шамаева Светлана Алексеевна
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ.
Экологическому образованию дошкольников в последнее время уделяется особое внимание. Экологическая
культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными
объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, природному миру.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
Слайд 3Возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о сезонах
В старшей
группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях
и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
Слайд 4Способы и методы формирования знаний о сезонных изменениях в природе
у детей старшего дошкольного возраста
Используются различные методы обучения (наглядные, практические,
словесные).
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их..
Например:
Для старших дошкольников вполне может быть приемлемым недельный календарь, который вносится в группу ежемесячно на каждую третью неделю. Ежедневно в течение недели, наблюдая за погодой, растительным и животным миром, дети смогут отразить в календаре состояние природы в данный отрезок сезона
Слайд 5Изучение особенностей освоения детьми 5-6 года жизни знаний о сезонах
В
дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый
сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.
Если посмотреть информацию о том, что должен знать ребёнок в определённом возрасте, то знания о сезонных изменениях, стоят в списке, начиная с 3х летнего возраста, и приходят к так называемому пику знаний ближе к 7 годам.
Оценить, насколько ребёнок ориентируется в данном вопросе можно. Для этого, используем методику доцента Московского педагогического университета В.Г. Фокиной.
Высокий уровень знаний присущ детям после 7 лет, т.е. можно сказать, что средний уровень и уровень выше среднего вполне достаточный объём владения знаний на тему о сезонных изменениях у детей 5-6 годов жизни.
Слайд 6Заключение
Для формирования системы знаний у детей старшего дошкольного возраста о
сезонных изменениях погоды, педагог должен обратиться к программе детского сада
и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми.
Таким образом, занятия будут обеспечивать последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков, их обобщением. Общение детей с природой - это взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.