Слайд 1Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
9 ).
Слайд 2
Задание 9 формулируется следующим образом:
Укажите варианты ответов, в которых во
всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
номера ответов.
Варианты заданий
безударная проверяемая гласная корня
безударная непроверяемая гласная корня.
безударная чередующаяся гласная корня
Слайд 3Задание 9.
Что требуется знать?
Правописание корней с проверяемой безударной гласной;
правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными
гласными в корне, требующими запоминания.
Слайд 5Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать
к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот
безударный гласный оказался под ударением.
далекий – даль
визгливый – визг
соединение - единый
директор
фиалка
реформа
обоняние
кавычки
Слайд 6Проверь себя
Подчеркните безударную гласную в корнях слов. Рядом с каждым
словом запишите проверочное.
Белизна - ____, приходить-____, флажок-____,
цветной-______, родной-______,скрипучий-____,
золото-_______, уголок-______, стрелок-______.
Слайд 7Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю.
Их содержат как русские, так и заимствованные слова:
Авангард, авантюра, адвокат,
альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция,
багаж, бойкот,
вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет,
габариты, гарнизон, горизонт,
Слайд 8дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально,
игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция,
кавычки, каламбур,
календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс,
конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий,
Слайд 9лелеять,
меридиан, меценат, мотивация,
наваждение, ностальгия,
оригинальный,
палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый,
привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал,
реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать,
Слайд 10семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет,
утрамбовать,
факультет, филармония, фестиваль,
шоколад, шовинизм, шоссе,
экипаж,
экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция
Слайд 12I. Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего
за корнем
Слайд 13-бер-/-бир-
-дер-/-дир-
-мер-/-мир-
-пер-/-пир-
-тер-/-тир-
-блест-/-блист-
-жег-/-жиг-
-стел-/-стил-
-чет-/-чит-
Слайд 14Пишется И,
если за корнем следует суффикс -â-
Слайд 15замирâть –
нет -â-
замереть,
блистâть –
нет -â-
блестеть
Слайд 17 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
1)Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать»,
«замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вымирать – вымереть, замирать – замереть.
В
словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и.
Мир, мирный, усмирять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.
Мерить, измерять, примерять платье, мерило.
2) Чередование и/е в корнях пир-/пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и.
Пир, пировать.
Слайд 19Пишется А,
если за корнем следует суффикс -â-
Слайд 20касâться
нет -â-
коснуться,
предлагâть
нет -â-
предложить
Слайд 21II. Корни,
в которых написание гласной зависит от ударения
Слайд 2212.-гар-/-гор-
13.-клан-/-клон-
14.-твар-/-твор-
15.-плав-/-плов-
Слайд 23Под ударением – А,
без ударения – О.
Исключение: у́тварь
Слайд 24-плав-/-плов-
Без ударения О пишется только в словах:
Плове́ц, пловчи́ха
Слайд 27Под ударением – О,
без ударения – А.
Слайд 30III. Корни, в которых написание гласной зависит от буквы(букв), стоящей (стоящих)
за гласной
Слайд 3117.
-раст- (-ращ-)/-рос-
Пишется А перед ст, щ.
В остальных случаях – О
Расти́,
сраще́ние – росла́
Исключения: росто́к, ростовщи́к, подростко́вый, Росто́в, Ростисла́в, о́трасль
Слайд 3218. -скак-/-скоч-
Пишется А перед К,
пишется О перед Ч
Скака́ть – вскочи́ть
Исключения:
Скачо́к, скачу́
Слайд 33IV. Корни,
в которых написание гласной зависит от смысла
Слайд 3419. -мак-/-мок-
мак = «погружать в жидкость», «макать»
мок = «пропускать жидкость»,
«мокнуть»
Мака́ть (хлеб в молоко)
Вы́мокнуть(под дождем)
Слайд 3520. -равн-/-ровн-
Равн = «равный, одинаковый, наравне»
ровн =
«ровный, гладкий, прямой»
Вы́ровнять (поверхность) –уравня́ть
Слайд 36Отдельную группу составляют корни с чередованием
а (я) — им
или а (я) — ин.
Буква И пишется в том
случае, когда за корнем следует суффикс -â-
Слайд 37-а(я) – им-
-а(я) – ин -
Сжать - сжимâть
нанять -
нанимâть
снять - снимâть
Слайд 38-а(я) – им-
-а(я) – ин
Примять — приминâть,
пожать —
пожинâть,
начать — начинâть,
проклясть — проклинâть,
распять — распинâть.
Слайд 40Проверь себя
Вставьте пропущенные гласные, устно объясняя выбор написания.
Водор..сли, з..ря, зам..рать,
отп..реть, пост..лить, отт..рать, к..снуться, отл..жить, выр..стать, заг..реться, прикл..ниться, подб..рёшь, зап..рать,
зам..реть, р..сток, ск..чок, прил..гательное
Слайд 41Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных
в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные
в корне слова).
2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
3.Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.
Слайд 42Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена безударная
непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) (созревает)
оз…мь, зан…мательный, об…жаться
2) ур…вень, нав…вать (печаль), непредск…зуемый
3) к…лючий, (не на кого) оп…реться, ад…птация
4) гастр…ном, ф…нарь, к…нфорка
5) вел…сипед, г…гиена, вин…грет
Слайд 43Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) бл…годенствие,
прин…ровиться, пол…скать(собачку)
2) сем…нар, ф…милия, преподн…сить
3) заб…левание, раск…лоть, р…сточек
4) ц…нтральный, напр…вление, игн…рировать
5) уст…ревший, ре…листический, провозгл…шать
Слайд 44Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена безударная
чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) возр…стной,
попл…вок, ср…внить (результаты)
2) ср…щение, прик…сновение, благотв…рительность
3) з…рницы, прим…нать (траву),р…сточек
4) напом…нать, расст…лается, отр…сль
5) поб…лить, в…трина, аб…немент
Слайд 45Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) к…мплимент,
обог…щение, д…льновидный
2) настр…чить, м…ксимальный, к…вычки
3) зав…зировать (документ), пол…скать бельё, устр…шать (врага)
4) ч…стота (посещений), кл…ёнка, ум…лчание
5) нагр…вание, настр…ение, ск…лолаз