Разделы презентаций


СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Содержание

Подумайте над вопросом:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Лекция 4 по курсу «Педагогика школы» для студентов 2

курса бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»

СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАЛекция 4 по курсу «Педагогика школы» для студентов 2 курса бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»

Слайд 2Подумайте над вопросом:

Подумайте над вопросом:

Слайд 3После этой лекции вам предстоит письменно ответить на вопрос:

После этой лекции вам предстоит письменно ответить на вопрос:

Слайд 4Субъекты педагогического процесса
Родители
Ребенок
Учитель

Субъекты педагогического процессаРодителиРебенокУчитель

Слайд 5Любая личность может быть объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку

она вместе с тем является субъектом этого воспитания, все более

становящегося самовоспитанием

Андрей Владимирович Брушлинский
(1933-2002) – российский психолог

Любая личность может быть  объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместе  с тем является

Слайд 6Психология
Педагогика

ПсихологияПедагогика

Слайд 7

личность
субъект
индивид
индивидуальность

личностьсубъектиндивидиндивидуальность

Слайд 8Человек
Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия

и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического,

духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

ЧеловекЖивое существо,  обладающее даром  мышления и речи,  способностью создавать орудия и пользоваться ими в

Слайд 9Человек как биологическое существо и как индивид
Неповторимый представитель человеческого рода

- предстает перед нами, прежде всего в своих природных, биологических

особенностях, оставляющих предпосылку и условие его социального развития
Человек как биологическое существо и как индивидНеповторимый представитель человеческого рода - предстает перед нами, прежде всего в

Слайд 10Человек — личность как социальное существо
представляя собой высшую ценность, ради

которой осуществляется развитие общества, в гуманистической философии, педагогике и психологии

определяется как:
носитель и выразитель социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей;
субъект совместной деятельности и общения;
цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания
Человек — личность как социальное существопредставляя собой высшую ценность, ради которой осуществляется развитие общества, в гуманистической философии,

Слайд 11Человек как личность характеризуется
развивающимся самосознанием;
активностью;
наличием «Я - образа»;
способностями;
характером;
направленностью

Человек как личность характеризуетсяразвивающимся самосознанием;активностью;наличием «Я - образа»;способностями;характером;направленностью

Слайд 12Развитие потребностей определяет собой динамику поведения, но, в свою очередь,

зависит от характера и типа жизнедеятельности человека. Поэтому потребности и

различают по видам деятельности: познавательные, коммуникативные, игровые и т.д.

Развитие потребностей определяет собой динамику поведения, но, в свою очередь, зависит от характера и типа жизнедеятельности человека.

Слайд 13Мотивы достижения — потребности и стремление человека к успехам в различных

видах деятельности
Потребность в успехе
Потребность в самоактуализации
Потребность в творчестве
Потребность…



Абрахам Маслоу

(1908 - 1970)
– американский психолог

Мотивы достижения — потребности и стремление человека к успехам в различных видах деятельности Потребность в успехеПотребность в самоактуализацииПотребность

Слайд 15Человек как индивидуальность
отражает своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость,

что проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной

и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Человек как индивидуальностьотражает своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, что проявляется в чертах темперамента и характера,

Слайд 16«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»
Александр Григорьевич Асмолов
(1949 - )

– российский психолог

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»Александр Григорьевич Асмолов(1949 - ) – российский психолог

Слайд 17Субъект – деятельность
Борис Герасимович Ананьев
(1907 – 1972) – советский психолог

Субъект – деятельностьБорис Герасимович Ананьев(1907 – 1972) – советский психолог

Слайд 18Субъект
- человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности

и познания; становление субъекта есть процесс овладения собственной душевной жизнью,

родовыми способностями.


Субъект - человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения

Слайд 19Факторы развития личности

Факторы развития личности

Слайд 20Факторы развития личности
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) –

движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Современный словарь

иностранных слов

Факторы  развития личностиФактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в

Слайд 21Благодаря чему развивается личность?

Благодаря чему развивается личность?

Слайд 22Типы факторов, оказывающие влияние на формирование личности

Типы факторов, оказывающие влияние на формирование личности

Слайд 23Уникальность каждого организма заложена уже в его наследственности … Генетически заданные

программы развития реализуются только во взаимодействии с факторами внешней среды
Борис

Михайлович Бим-Бад (1941 г.р.) – д.пед. н., профессор, российский ученый
Уникальность каждого организма заложена уже в его наследственности … Генетически заданные программы развития реализуются только во взаимодействии

Слайд 24Наследственность
Свойство организмов передавать те или иные черты, особенности (признаки) от

предков к потомкам.
Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности – генов.

НаследственностьСвойство организмов  передавать те или иные черты, особенности (признаки) от предков к потомкам.Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц

Слайд 25Что наследует человек?
Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида: задатки речи,

прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
Физические особенности;
Физиологические особенности;
Аномалии в развитии и предрасположенность

к некоторым заболеваниям
Задатки, определяющие предрасположенность к определенной деятельности
Что наследует человек? Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;Физические особенности;Физиологические особенности;Аномалии

Слайд 27Среда
Окружающая среда – природные, социально- экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого

сообщества и каждого человека.
Социальная среда – окружающие человека общественные,

материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.
СредаОкружающая среда –  природные, социально- экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Социальная

Слайд 28СРЕДА-совокупность условий и возможностей, внешних по отношению к человеку
Мезосреда
Макросреда

СРЕДА-совокупность условий и возможностей, внешних по отношению к человекуМезосредаМакросреда

Слайд 29Собственная активность человека
Собственная активность человека направлена на самосовершенствование, участие в деятельности

и общении.
«Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, а не

образованные и развитые кем-либо».
П.Ф.Каптерев
Собственная активность человекаСобственная активность  человека направлена на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. «Громадное большинство людей

Слайд 30Образование
зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в

процессе обучения (результат);
деятельность, направленная на такое достижение (процесс);
система учебных, научных

и мето­дических органов и учреждений, его обеспечивающая (система образования)
Образованиезафиксированное  достижение уровня  культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в процессе обучения (результат);деятельность, направленная на

Слайд 31Ребенок как субъект педагогического процесса

Ребенок как субъект педагогического процесса

Слайд 32«Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми»


Жан Жак Руссо
XYIII в. – идея прав человека
1959 г.

– Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка
«Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми» Жан Жак Руссо XYIII в. – идея

Слайд 33«Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему

общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда

в силу их сложности».

Даниил Борисович Эльконин
(1904 — 1984) – советский психолог

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

«Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может

Слайд 34Как развивается ребенок?

Как развивается  ребенок?

Слайд 35Младенчество
0-1 год
Непосредственное эмоциональное общение
Потребность в общении Эмоциональные отношения

Младенчество0-1 годНепосредственное эмоциональное общениеПотребность в общении Эмоциональные отношения

Слайд 36Раннее детство
1-3 года
Предметно-манипулятивная деятельность
Речь, наглядно-действенное мышление

Раннее детство1-3 годаПредметно-манипулятивная деятельностьРечь, наглядно-действенное мышление

Слайд 37Дошкольный возраст
3-7 лет
Сюжетно-ролевая игра
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности

Дошкольный возраст3-7 летСюжетно-ролевая играПотребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности

Слайд 38Младший школьный возраст
7-11 лет
Учебно-познавательная деятельность
Произвольность. Внутренний план действия.
Самоконтроль.
Рефлексия.

Младший школьный возраст7-11 летУчебно-познавательная деятельностьПроизвольность. Внутренний план действия.Самоконтроль.Рефлексия.

Слайд 39Подростковый возраст
11-15 лет
Деятельность общения в процессе обучения и труда
Стремление к

«взрослости»

Подростковый возраст11-15 летДеятельность общения в процессе обучения и трудаСтремление к «взрослости»

Слайд 40Старший школьный возраст (юность)
15-17 лет
Учебно-профессиональная деятельность
Мировоззрение. Профессиональные интересы.

Старший школьный возраст (юность)15-17 летУчебно-профессиональная деятельностьМировоззрение. Профессиональные интересы.

Слайд 41«Человек развивается под воздействием двоякого рода обстоятельств: стихийного влияния людей, всей

окружающей среды, и сознательного воздействия одних людей на других».
Лев Николаевич Толстой
(1828—1910)
Воспитание,

образование, обучение — целенаправленное, целесообразное, специально предпринимаемое вмешательство в жизнь человека с целью ускорить, направить в нужное русло и (или) повысить качество его развития.
«Человек развивается под воздействием двоякого рода обстоятельств: стихийного влияния людей, всей окружающей среды, и сознательного воздействия одних

Слайд 42Гендерные особенности
«пол», «половой диморфизм»
гендер,гендерные различия
о психосоциальной, социокультурной роли мужчин и

женщин как личностей
Е.П.Ильин Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – 2003.
о

биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то чаще всего говорят о
Гендерные особенности«пол», «половой диморфизм»гендер,гендерные различияо психосоциальной, социокультурной роли мужчин и женщин как личностейЕ.П.Ильин Дифференциальная психофизиология мужчины и

Слайд 43Дж. Бердвик (J. Bardwick, 1970), изучил интересы и предпочтения дошкольников

Дж. Бердвик (J. Bardwick, 1970), изучил интересы и предпочтения дошкольников

Слайд 44P. Symonds, 1937: сопоставление интересных для учащихся средней школы тем

лекций, касающихся «сфер жизненных интересов

P. Symonds, 1937: сопоставление интересных для учащихся средней школы тем лекций, касающихся «сфер жизненных интересов

Слайд 45Д. И. Фельдштейн (1988): Внеучебные занятия (кружковые, спортивные и др.)

больше привлекают девочек, чем мальчиков
Количество мальчиков и девочек, имеющих

внеучебные занятия, проценты случаев
Д. И. Фельдштейн (1988): Внеучебные занятия (кружковые, спортивные и др.) больше привлекают девочек, чем мальчиков Количество мальчиков

Слайд 46И. В. Тельнюк (1999): половая дифференциация в мотивации всех видов

детской деятельности

И. В. Тельнюк (1999): половая дифференциация в мотивации всех видов детской деятельности

Слайд 47Индивидуальные особенности развития учащихся
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются

в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники

в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга
Индивидуальные особенности развития учащихся Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с

Слайд 48Характеристика современного учащегося

Характеристика современного учащегося

Слайд 49 «Ребенок – сто масок, сто ролей одаренного актера. Наивный и

хитрый, послушный и высокомерный, добрый и мстительный, благовоспитанный и проказливый,

он так умеет спрятаться до поры до времени, так затаиться в себе, что с успехом вводит нас в обман и ловко пользуется нашими заблуждениями в своих целях. В области чувств он превосходит нас, потому что не знает тормозов. В области интеллекта, по меньшей мере, равен нам. У него есть все. Ему только не хватает опыта»

Януш Корчак
«Ребенок – сто масок, сто ролей одаренного актера. Наивный и хитрый, послушный и высокомерный, добрый и мстительный,

Слайд 50Учитель
От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится,

никто не удивляется.

Мария-Эбнер Эшенбах

УчительОт врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария-Эбнер Эшенбах

Слайд 51Педагогическая деятельность
Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших

поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта.

Педагогическая деятельностьОсобый вид  социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и

Слайд 52Структура деятельности

Структура  деятельности

Слайд 53Структура педагогической деятельности

Структура  педагогической деятельности

Слайд 54 Отказ от подхода к ребенку, ученику, студенту как объекту своих

действий = изменение отношения к СЕБЕ!

Отказ от подхода к ребенку, ученику, студенту как объекту своих действий = изменение отношения к СЕБЕ!

Слайд 55Основные компоненты структуры субъектности педагога
Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория

и практика. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук.

- Москва, 1998.
Основные компоненты структуры субъектности педагогаВолкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика. Диссертация на соискание ученой степени

Слайд 56Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных

отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности,

которые являются источником его активности.

Виталий Александрович Сластенин
(1930 – 2010) – российский ученый-педагог

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической

Слайд 57Общение
Общение – взаимодействие двух или более людей с целью установления

и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.

ОбщениеОбщение – взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата

Слайд 58Педагогическое общение
профессиональное общение учителя и учащихся, которое направлено на достижение

учебных и воспитательных целей.

Педагогическое общениепрофессиональное общение учителя и учащихся, которое направлено на достижение учебных и воспитательных целей.

Слайд 59Функции педагогического общения

Функции  педагогического общения

Слайд 60Коммуникативная функция

Коммуникативная функция

Слайд 61Вербальные средства Речь

Вербальные средства Речь

Слайд 62Искусство говорить. Требования к речи
Правильность;
Точность;
Ясность, простота;
Темп;
Образность;
Эмоциональность
Диапазон голоса;
Сила голоса;
Интонация

Искусство говорить. Требования к речиПравильность;Точность;Ясность, простота;Темп;Образность;ЭмоциональностьДиапазон голоса;Сила голоса;Интонация

Слайд 63Невербальные средства
Выражение глаз;
Мимика;
Жесты;


Невербальные средства Выражение глаз;Мимика;Жесты;

Слайд 642. Перцептивная функция
умение видеть человека изнутри;
умение читать другого человека;
умение моделировать

общение с учетом индивидуальности человека


2. Перцептивная функцияумение видеть человека изнутри;умение читать другого человека;умение моделировать общение с учетом индивидуальности человека

Слайд 653. Интерактивная функция
умение взаимодействовать с другими людьми и организовывать подобное

взаимодействие


3. Интерактивная функцияумение взаимодействовать с другими людьми и организовывать подобное взаимодействие

Слайд 66Стили педагогического общения

Стили педагогического общения

Слайд 67Родители как субъекты педагогического процесса

Родители как субъекты педагогического процесса

Слайд 68Функции родителей оказывают влияние на:

Функции родителей оказывают влияние на:

Слайд 69Полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой

личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого

проходят в нормальных человеческих условиях

Пётр Францевич Лесгафт
«Семейное воспитание ребенка и его значение»

Полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство

Слайд 70Направления взаимодействия семьи и школы
Изучение семьи;
Информирование родителей;
Консультирование родителей;
Просвещение родителей;
Включение родителей

в управление и организацию жизнедеятельности школы;
Совместные проекты;
Самообразование учителя и др.



Направления взаимодействия семьи и школыИзучение семьи;Информирование родителей;Консультирование родителей;Просвещение родителей;Включение родителей в управление и организацию жизнедеятельности школы;Совместные проекты;Самообразование

Слайд 72Педагогический процесс как взаимодействие взрослого и ребенка

Педагогический процесс как взаимодействие взрослого и ребенка

Слайд 73Педагогический процесс, его человеческое измерение

Педагогический процесс, его человеческое измерение

Слайд 74Электронные ресурсы к лекции

Электронные ресурсы к лекции

Слайд 75После этой лекции письменно ответьте на вопрос:

После этой лекции письменно ответьте на вопрос:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика