Слайд 1СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
Лекция 4 по курсу «Педагогика школы» для студентов 2
курса бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
Слайд 3После этой лекции вам предстоит письменно ответить на вопрос:
Слайд 4Субъекты педагогического процесса
Родители
Ребенок
Учитель
Слайд 5Любая личность может быть
объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку
она вместе
с тем является субъектом этого воспитания, все более
становящегося самовоспитанием
Андрей Владимирович Брушлинский
(1933-2002) – российский психолог
личность
субъект
индивид
индивидуальность
Слайд 8Человек
Живое существо,
обладающее даром
мышления и речи,
способностью создавать орудия
и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического,
духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Слайд 9Человек как биологическое существо и как индивид
Неповторимый представитель человеческого рода
- предстает перед нами, прежде всего в своих природных, биологических
особенностях, оставляющих предпосылку и условие его социального развития
Слайд 10Человек — личность как социальное существо
представляя собой высшую ценность, ради
которой осуществляется развитие общества, в гуманистической философии, педагогике и психологии
определяется как:
носитель и выразитель социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей;
субъект совместной деятельности и общения;
цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания
Слайд 11Человек как личность характеризуется
развивающимся самосознанием;
активностью;
наличием «Я - образа»;
способностями;
характером;
направленностью
Слайд 12Развитие потребностей определяет собой динамику поведения, но, в свою очередь,
зависит от характера и типа жизнедеятельности человека. Поэтому потребности и
различают по видам деятельности: познавательные, коммуникативные, игровые и т.д.
Слайд 13Мотивы достижения — потребности и стремление человека к успехам в различных
видах деятельности
Потребность в успехе
Потребность в самоактуализации
Потребность в творчестве
Потребность…
Абрахам Маслоу
(1908 - 1970)
– американский психолог
Слайд 15Человек как индивидуальность
отражает своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость,
что проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной
и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Слайд 16«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»
Александр Григорьевич Асмолов
(1949 - )
– российский психолог
Слайд 17Субъект – деятельность
Борис Герасимович Ананьев
(1907 – 1972) – советский психолог
Слайд 18Субъект
- человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности
и познания; становление субъекта есть процесс овладения собственной душевной жизнью,
родовыми способностями.
Слайд 20Факторы
развития личности
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) –
движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
Современный словарь
иностранных слов
Слайд 21Благодаря чему развивается личность?
Слайд 22Типы факторов, оказывающие влияние на формирование личности
Слайд 23Уникальность каждого организма заложена уже в его наследственности …
Генетически заданные
программы развития реализуются только во взаимодействии с факторами внешней среды
Борис
Михайлович Бим-Бад (1941 г.р.) – д.пед. н., профессор, российский ученый
Слайд 24Наследственность
Свойство организмов
передавать те или иные черты, особенности (признаки) от
предков к потомкам.
Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности – генов.
Слайд 25Что наследует человек?
Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида: задатки речи,
прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
Физические особенности;
Физиологические особенности;
Аномалии в развитии и предрасположенность
к некоторым заболеваниям
Задатки, определяющие предрасположенность к определенной деятельности
Слайд 27Среда
Окружающая среда –
природные, социально-
экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого
сообщества и каждого человека.
Социальная среда – окружающие человека общественные,
материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.
Слайд 28СРЕДА-совокупность условий и возможностей, внешних по отношению к человеку
Мезосреда
Макросреда
Слайд 29Собственная активность
человека
Собственная активность
человека направлена на самосовершенствование, участие в деятельности
и общении.
«Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, а не
образованные и развитые кем-либо».
П.Ф.Каптерев
Слайд 30Образование
зафиксированное
достижение уровня
культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в
процессе обучения (результат);
деятельность, направленная на такое достижение (процесс);
система учебных, научных
и методических органов и учреждений, его обеспечивающая (система образования)
Слайд 31Ребенок как субъект педагогического процесса
Слайд 32«Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми»
Жан Жак Руссо
XYIII в. – идея прав человека
1959 г.
– Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка
Слайд 33«Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему
общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда
в силу их сложности».
Даниил Борисович Эльконин
(1904 — 1984) – советский психолог
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Слайд 35Младенчество
0-1 год
Непосредственное эмоциональное общение
Потребность в общении Эмоциональные отношения
Слайд 36Раннее детство
1-3 года
Предметно-манипулятивная деятельность
Речь,
наглядно-действенное мышление
Слайд 37Дошкольный возраст
3-7 лет
Сюжетно-ролевая игра
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
Слайд 38Младший школьный возраст
7-11 лет
Учебно-познавательная деятельность
Произвольность.
Внутренний план действия.
Самоконтроль.
Рефлексия.
Слайд 39Подростковый возраст
11-15 лет
Деятельность общения в процессе обучения и труда
Стремление к
«взрослости»
Слайд 40Старший школьный возраст
(юность)
15-17 лет
Учебно-профессиональная деятельность
Мировоззрение.
Профессиональные интересы.
Слайд 41«Человек развивается под воздействием двоякого рода обстоятельств:
стихийного влияния людей, всей
окружающей среды,
и сознательного воздействия одних людей на других».
Лев Николаевич Толстой
(1828—1910)
Воспитание,
образование, обучение — целенаправленное, целесообразное, специально предпринимаемое вмешательство в жизнь человека с целью ускорить, направить в нужное русло и (или) повысить качество его развития.
Слайд 42Гендерные особенности
«пол», «половой диморфизм»
гендер,гендерные различия
о психосоциальной, социокультурной роли мужчин и
женщин как личностей
Е.П.Ильин Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – 2003.
о
биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то чаще всего говорят о
Слайд 43Дж. Бердвик (J. Bardwick, 1970),
изучил интересы и предпочтения дошкольников
Слайд 44P. Symonds, 1937: сопоставление интересных для учащихся средней школы тем
лекций, касающихся «сфер жизненных интересов
Слайд 45Д. И. Фельдштейн (1988): Внеучебные занятия (кружковые, спортивные и др.)
больше привлекают девочек, чем мальчиков
Количество мальчиков и девочек, имеющих
внеучебные занятия, проценты случаев
Слайд 46И. В. Тельнюк (1999): половая дифференциация в мотивации всех видов
детской деятельности
Слайд 47Индивидуальные особенности развития учащихся
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются
в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники
в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга
Слайд 48Характеристика современного учащегося
Слайд 49 «Ребенок – сто масок, сто ролей одаренного актера. Наивный и
хитрый, послушный и высокомерный, добрый и мстительный, благовоспитанный и проказливый,
он так умеет спрятаться до поры до времени, так затаиться в себе, что с успехом вводит нас в обман и ловко пользуется нашими заблуждениями в своих целях. В области чувств он превосходит нас, потому что не знает тормозов. В области интеллекта, по меньшей мере, равен нам. У него есть все. Ему только не хватает опыта»
Януш Корчак
Слайд 50Учитель
От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится,
никто не удивляется.
Мария-Эбнер Эшенбах
Слайд 51Педагогическая деятельность
Особый вид
социальной деятельности, направленный на передачу от старших
поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта.
Слайд 53Структура
педагогической деятельности
Слайд 54 Отказ от подхода к ребенку, ученику, студенту как объекту своих
действий = изменение отношения к СЕБЕ!
Слайд 55Основные компоненты структуры субъектности педагога
Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория
и практика. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук.
- Москва, 1998.
Слайд 56Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных
отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности,
которые являются источником его активности.
Виталий Александрович Сластенин
(1930 – 2010) – российский ученый-педагог
Слайд 57Общение
Общение – взаимодействие двух или более людей с целью установления
и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.
Слайд 58Педагогическое общение
профессиональное общение учителя и учащихся, которое направлено на достижение
учебных и воспитательных целей.
Слайд 62Искусство говорить.
Требования к речи
Правильность;
Точность;
Ясность, простота;
Темп;
Образность;
Эмоциональность
Диапазон голоса;
Сила голоса;
Интонация
Слайд 63Невербальные средства
Выражение глаз;
Мимика;
Жесты;
Слайд 642. Перцептивная функция
умение видеть человека изнутри;
умение читать другого человека;
умение моделировать
общение с учетом индивидуальности человека
Слайд 653. Интерактивная функция
умение взаимодействовать с другими людьми и организовывать подобное
взаимодействие
Слайд 67Родители как субъекты педагогического процесса
Слайд 68Функции родителей оказывают влияние на:
Слайд 69Полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой
личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого
проходят в нормальных человеческих условиях
Пётр Францевич Лесгафт
«Семейное воспитание ребенка и его значение»
Слайд 70Направления взаимодействия семьи и школы
Изучение семьи;
Информирование родителей;
Консультирование родителей;
Просвещение родителей;
Включение родителей
в управление и организацию жизнедеятельности школы;
Совместные проекты;
Самообразование учителя и др.
Слайд 72Педагогический процесс как взаимодействие взрослого и ребенка
Слайд 73Педагогический процесс, его человеческое измерение
Слайд 75После этой лекции письменно ответьте на вопрос: