Слайд 1Субъекты спортивного права
Наталья Кислякова
АБ КИАП
Москва, Россия
Слайд 2Некоторые вопросы, на которые мы постараемся ответить
В какой форме чаще
всего зарегистрированы спортивные организации?
Кто важнее: президент, сессия или исполком МОК?
Кто
принимает решения о членстве в спортивной организации?
Является ли CAS единственным международным спортивным арбитражем?
Слайд 3Спортивные организации
Национальные
Международные
Слайд 4Международные организации в спорте
«Ассоциации со статусом юридического лица» либо «некоммерческие
организации».
Неправительственные (участие суверенных государств - иллюзия).
МОК
МФ
+
МПК
+
ОКОИ
Регулирующие органы (ВАДА) и
суды (CAS и другие)
Слайд 5МОК
Органы
1. Сессия
2. Исполкомом
3. Президент
4. Комиссии
Члены
Физические лица, общее число которых не
может превышать 115 человек.
Ст. 16 Олимпийской Хартии.
Слайд 6Сессия МОК
Некоторые полномочия:
Принимать или вносить поправки в Олимпийскую хартию;
Выбирать
членов МОК, почетного президента, почетных членов;
Выбирать президента, вице-президентов и
всех прочих членов Исполкома МОК;
Выбирать город-организатор Олимпийских игр;
Принимать решения о признании или лишении признания со стороны МОК национальных олимпийских комитетов, ассоциаций НОК, МФ, ассоциаций МФ и других организаций;
Исключать членов МОК, лишать статуса почетного президента, почетных членов и членов почета;
Сессия может делегировать полномочия Исполкому МОК.
Слайд 7Исполком МОК
Некоторые полномочия:
утверждает внутренние организационные регламенты;
составляет годовой отчет, включающий
финансовую отчетность, и предоставляет его Сессии вместе с отчетом аудиторов;
устанавливает процедуру приема и избрания кандидатов на организацию Олимпийских игр и осуществляет контроль этого процесса;
составляет повестку дня Сессий;
по предложению Президента назначает или увольняет генерального директора;
обеспечивает сохранность архивов МОК;
принимает все решения и издает нормативные документы МОК, имеющие обязательную силу (кодексы, постановления, нормы, директивы, руководства, инструкции, положения и прочие решения, включая, помимо прочего, все регламенты и документы, необходимые для обеспечения надлежащего выполнения Олимпийской хартии и организации Олимпийских игр);
периодически организует совместные заседания с международными федерациями и НОК.
Слайд 8Президент МОК
Сессия избирает президента из числа членов МОК
Срок полномочий –
8 лет, с возможностью однократного продления срока полномочий на четыре
года.
Некоторые полномочия:
Президент представляет МОК и председательствует на всех мероприятиях МОК.
Президент может действовать или принимать решения от имени МОК, если обстоятельства не позволяют Сессии или Исполкому МОК сделать этого. Такие действия или решения должны быть незамедлительно переданы на ратификацию соответствующего органа.
Слайд 9Комиссии МОК
Президент утверждает круг обязанностей комиссий, назначает их членов и
решает вопрос об их роспуске, когда считает их задачи выполненными.
Ни одно заседание комиссии или рабочей группы не может состояться без предварительного согласия президента, кроме тех случаев, которые указаны в Олимпийской хартии или специальных нормативных актах, устанавливаемых Исполкомом МОК.
Президент является членом всех комиссий и рабочих групп в силу занимаемой им должности.
Комиссия МОК по этике
Отвечает за формулировку и совершенствование системы этических принципов, включая Этический кодекс (является частью Олимпийской хартии). В данном случае под этикой понимаются заложенные в Хартии ценности и принципы, как то, к примеру, добросовестное руководство в спорте, направление усилий на обеспечение господства в спорте духа честной игры и запрета насилия, противодействие любым формам дискриминации.
Постоянные
Рабочие группы
Временные
Слайд 10МФ (Международные федерации)
Каждая МФ сохраняет свою независимость и автономию в
управлении своим видом спорта.
Некоторые полномочия:
создание и введение в действие правил
для занятий своим видом спорта и обеспечение их применения;
обеспечение развития своего вида спорта во всем мире;
содействие МОК в рассмотрении кандидатур на организацию Олимпийских игр, в рамках своих видов спорта;
ответственность за контроль и руководство своим видом спорта на Олимпийских играх и других соревнованиях;
поощрение и поддержание мер, относящиеся к медицинской помощи и здоровью спортсменов;
составление предложения для МОК в том, что касается Олимпийской хартии и Олимпийского движения;
участие, по просьбе МОК, в деятельности комиссий МОК, в подготовке Олимпийских конгрессов.
Слайд 11МФ (Международные федерации)
https://assets.fis-ski.com/image/upload/v1557905973/fis-prod/assets/19-01-01_Organisation_FIS.jpg
https://www.fis-ski.com/en/inside-fis/organisation/fis-travel-services
Слайд 12МПК
Имеет статус организации по праву Германии, международной спортивной федерации по
десяти видам спорта, зарегистрированной в Бонне
Органами МПК являются:
Ген. ассамблея
и другие формы собрания членов;
Коллегиальный орган управления (Governing Board);
Советы, постоянные комитеты и комиссии;
Команда по управлению, возглавляемую Генеральным директором.
Слайд 13ОКОИ
ОКОИ обладает статусом некоммерческой организации по национальному праву той или
иной страны.
В исполнительный орган ОКОИ должны входить:
• член
или члены МОК
• президент и генеральный секретарь НОК;
• как минимум один представитель, назначенный городом-организатором.
(В исполнительный орган ОКОИ также могут входить представители органов власти и другие влиятельные лица).
Слайд 14ВАДА
Была учреждена в Лозанне в 1999 году как международное независимое агентство,
при этом ВАДА является некоммерческой организацией по праву Швейцарии.
С 2001
года штаб-квартира ВАДА находится в г. Монреаль, Канада.
Основным документом ВАДА является Всемирный антидопинговый кодекс, документ, утвержденный ВАДА в 2003 году, который действует в редакции 2015 года и унифицирует антидопинговое регулирование всех видов спорта во всех странах мира.
В структуре ВАДА выделяют:
Учредительный совет (Foundation Board) главный орган по принятию решений, 38 членов.
Исполнительный комитет (Executive Committee), 12 членов.
Другие комитеты (действуют как совещательные органы и обеспечивают осуществление программ Агентства).
Президент ВАДА – позиция, занимаемая на добровольных началах представителями Олимпийского движения и представителями правительств государств поочередно.
Слайд 15Игра: кто принимает решения
1. Решения о членстве в МОК (исключение)
Слайд 16Игра: кто принимает решения
Сессия МОК по рекомендации (предложению) Исполкома.
Принятие такого
решения требует большинства в две трети из числа голосовавших.
Слайд 17Игра: кто принимает решения
2. Решение о членстве в МПК
Слайд 18Игра: кто принимает решения
Решения о членстве принимает Генеральная ассамблея параолимпийского
комитета (статья 4.2. Конституции МПК).
Слайд 19Игра: кто принимает решения
3.Решения о членстве в МФ
Слайд 20Игра: кто принимает решения
В зависимости от конкретного вида спорта требования
могут немного отличаться.
Так, в Конституции Ассоциации федераций легкой атлетики
указано, что предварительное решение о членстве принимает совет, а затем это решение одобряется конгрессом. Аналогичные правила содержатся в ст. 6 Устава Международной федерации баскетбола и в учредительных документах других МФ.
Смотреть Устав/Учредительные документы.
Слайд 21Игра: кто принимает решения
4. Решения о месте проведения спортивных соревнований
Слайд 22Игра: кто принимает решения
Город организатор олимпийских игр выбирается Сессией МОК.
Что
касается других соревнований и чемпионатов (помимо Олимпийских игр), вопрос о
месте проведения других соревнований решается в рамках МФ конкретного вида спора.
Слайд 23Игра: кто принимает решения
5. Решения об отстранении спортсменов от участия
в соревнованиях
Слайд 24Игра: кто принимает решения
Международные спортивные федерации и национальные спортивные федерации.
Слайд 25Игра: кто принимает решения
6. Решения об утверждении стандартов проведения спортивных
соревнований
Слайд 26Игра: кто принимает решения
Управление и руководство видами спорта осуществляют международные
спортивные федерации. Они создают и вводят в действие правила для
занятия своим видом спорта и обеспечивают их применение.
Слайд 27Международные организации в спорте
«Ассоциации со статусом юридического лица» либо «некоммерческие
организации». Неправительственные (участие суверенных государств- иллюзия)
МОК
Международные
спортивные федерации
+
МПК
+
ОКОИ
Регулирующие органы (ВАДА)
и суды (CAS и другие)
Слайд 28Спортивные суды
CAS – единственный спортивный арбитраж?
Чем третейский суд отличается от
государственного?
Слайд 29Другие спортивные третейские суды (международные)
The America’s Cup Arbitration Panel (Специализированный
арбитраж для парусной регаты «Кубок Америки»)
Североамериканский зарплатный бейсбольный и хоккейный
арбитраж
Международный арбитраж при Международной ассоциации легкой атлетики (с лета 2001 года его функции по разрешению споров были переданы CAS)
Слайд 30Спортивные суды (национальные)
Россия: Реформа 2016 г. «статус ПДАУ».
С 1.04.2019 –
САС (ОКР). Ранее «Спортивная арбитражная палата».
МКАС при ТПП РФ.
«Спортивный арбитраж
при Международной комиссии по урегулированию неправительственных споров» и «Российский третейский суд при Гильдии ветеранов спорта России»
Германия: DIS Sportschiedsgericht
США: Аmerican Аrbitration Аssociation
Слайд 31CAS
Обычная
Апелляционная
ADD
Ad hoc
Медиация
!!! Отменили процедуру консультативных
Слайд 32Форма арбитражного соглашения
«молчаливое» согласие сторон
согласие путем отсылки
согласие, содержащееся в
заявке на участие в соревновании
Слайд 33Арбитры
Закрытый перечень, можно назначить только из списка;
Независимость: 3.1.3 of IBA
Guidelines on Conflicts of Interests inapplicable (Orange list, duty to
disclose).
Слайд 34Арбитражный сбор
Палата обычного арбитража / Палата апелляционного арбитража / Палата
по рассмотрению споров из нарушений антидопинговых правил – обязательный элемент
-административный сбор в размере 1 000 швейцарских франков
Палата по рассмотрению споров во время проведения Олимпийских игр – бесплатно
Слайд 35Особенности языка
Два официальных языка
Английский
Французский
Приоритет французской версии регламента
Возможность согласовать другой
язык
Слайд 36Сроки рассмотрения спора
Зависят от процедуры
6-12 месяцев в обычной
4 месяца
в апелляционной
24 часа в ad hoc
Ограничены раунды обмена документами
Ограничено право
дополнительных доказательств (если была возможность представить в рамках рассмотрения дела в спортивной федерации)
Необходимость представить заранее список свидетелей и экспертов
Слайд 37Особенности в связи с обеспечительными мерами
Возможность принимать меры еще до
формирования состава
Полностью исключена юрисдикция государственных судов, что не предотвращает попытки
этот запрет обойти (R37)
Исполнение через спортивные оранизации
Слайд 38Особенности доказательств и доказывания
Презумпция вины
Comfortable satisfaction v. beyond reasonable doubts
R57
Кодекса CAS недопустимость новых доказательств
Возможность истребования
Использование доказательств, полученных незаконных путем
Нестандартные
способы получения (посредством допроса при использовании детектора лжи)
Широкое использование cross examination
Слайд 39Арбитражное решение
Отсутствует институт «особых мнений» (R59 Кодекса CAS).
Особенный порядок приведения
в исполнение (NYC1958 применима в теории, но не на практике).
Слайд 41TPF (Third part funding by institution?)
CAS legal aid – финансирование
арбитража самим институтом?
Any reward?
Обычно в коммерческом обязанность раскрывать, в данном
случае – прямо предусмотрено, что факт финансирования конфиденциален.
Слайд 42Практические рекомендации
Правильно выбрать процедуру
Сначала взвесить шансы на успех и составить
структурированную претензию
Проверять конфликт интересов
Учитывать возможность legal aid
Deadline means deadline
Учитывать особенности
вступления в процесс (multiparty arbitration)
Слайд 43Наталья Кислякова
KIAP, Attorneys at Law
nk@kiaplaw.ru
www.kiaplaw.ru