Слайд 1Суриков В.И.
Тема:
«Процесс работы над тематической картиной»
Слайд 2Историческая картина - Боярыня Морозова (1887)
нас поражает многообразие человеческих характеров
и типов.
Слайд 3Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся
к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога,
в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.
Слайд 5Картина – словно единый многоголосый хор, в котором звучат и
голоса страстной мольбы, и возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и
вздохи сочувствия, и всплески злорадного смеха. Всё это сложное переплетение человеческих страстей выражает борьбу, происходившую в самой жизни.
Слайд 6Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она
посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное
движение, распространившееся на Руси в XYII веке. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев.
Слайд 7Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную
в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам
Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу.
Слайд 8Сколько призывной силы во вскинутой руке Морозовой, поднимающей вверх два
пальца, - символ старой веры (раскольники крестились двумя пальцами –
перстами
Слайд 9набросок
Ей отвечает своим двуперстием юродивый
Слайд 11В толпе мы видим людей разных возрастов и сословий, разного
душевного склада. Посмотрите, ни одно лицо не похоже на другое,
у каждого свое выражение. А как многообразны и не похожи друг на друга жесты людей!
Слайд 12За санями, увозящими боярыню – заступницу, тянется рука нищенки, словно
повисшая в воздухе.
Слайд 13эскиз
Спокойно и крепко сжимают посох руки странника.
Слайд 14Руки молодой боярышни печально опустились. Рядом с ней растерянно скрестила
руки на груди другая молодая женщина, а у старухи, подле
неё, свой особый привычный горестный жест, много перенёсшего в жизни человека.
Слайд 15Этюды
Кроме эскизов, Суриков исполнил десятки этюдов маслом, акварелью и
карандашом. В его работе над картиной наиболее ярко выразился натурный
метод. Художник для каждого персонажа искал реальный прототип в жизни, конкретных людей, писал с них этюды и уже по ним изображал фигуру в картине.
Слайд 18Думая о красоте, помнил и трагедию, а думая о трагедии,
помнил о красоте
Слайд 24От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они
шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из
эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.
Слайд 25художник в своей картине изображает рядом резко отличающиеся друг от
друга типы и характеры, он использует противопоставления или, как мы
говорим, контрасты. Контраст – это величайшее средство выразительности в искусстве. Особыми возможностями и в противопоставлении различных человеческих образов располагает тематическая картина.
Слайд 26Сани с боярыней уедут, а народ, добрый, отзывчивый, мечтающий о
справедливости и не знающий, где её найти, останется. Этим художник
подчёркивает ту мысль, что главный герой картины – народ, а не отдельная личность, как бы сильна она не была.
Слайд 27Композиционное противопоставление усиливается и колоритом. В цветовом решении толпы много
ярких красок. Одежды горожанок расшиты богатыми узорами. Даже передок и
дуга саней расписаны. Художник словно любуется всей этой праздничной красотой, в которой выразилась мечта народа о радостной, светлой жизни. Только боярыня Морозова одета во всё чёрное. Подчёркнутый белизной снега чёрный цвет её шубы контрастирует с нарядной яркостью одежд толпы. Он настраивает нас на суровый лад, создаёт ощущение драмы. Попробуйте мысленно “ переодеть” неистовую раскольницу во что-нибудь яркое, пёстрое, и вы почувствуете, что драматический строй картины нарушится.
Слайд 28Кроме обычных способностей и знаний, художник, создавая полотна на темы
истории своего народа, должен обладать редким качеством – умением проникать
в дух прошлой жизни. Костюмы, виды города и прочие внешние черты можно почерпнуть в музеях и книгах, облик героев увидеть в жизни, но из этого еще не сделать историческую картину. Нужно уметь почувствовать, внутренне ощутить течение давно ушедшей жизни.