Слайд 1Сущность процесса обучения
Дидактика – теория образования и обучения.
С греч. –
«обучающий», «поучающий», термин введён В. Ратке
Аристотель: «Обучение – это колесница,
запряжённая двумя конями: волей и чувствами, а ими управляет разум».
Я.А. Коменский – «Великая дидактика», 1654 г.
И.Г. Песталоцци – теория элементарного образования (число, форма, слово); основы РО
И.Ф. Гербарт («воспитывающее обучение»),
А. Дистервег – «Руководство к образованию немецких учителей»
Слайд 2М.В. Ломоносов – создатель отечественной дидактики высшей школы
К.Д. Ушинский –
«Человек как предмет воспитания»
В.А. Сухомлинский
М.Н. Краевский
Ю. К. Бабанский
Л.С. Выготский
В.В. Давыдов
Д.Б. Эльконин
Л.В. Занков
Слайд 51931 год – «Постановление о начальной и средней школе»;
1932 –
«Об учебных планах и программах»
Слайд 7
«Школа должна обогащать человека знаниями и в то же время
приучать его пользоваться этим богатством»
К.Д. Ушинский
Слайд 8БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ (О.С. Газман) -
Уровень развития и реализации
сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных,
мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и др.
Слайд 12Содержание образования
Опыт знания
Опыт деятельности
Опыт творческой деятельности
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
Слайд 13КРИТЕРИИ ОТБОРА СО
ЦЕЛОСТНОСТЬ
НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
СООТВЕТСТВИЕ РЕАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ И ВРЕМЕНИ
УЧЁТ МЕЖДУНАРОДНОГО
УРОВНЯ СО
Слайд 14Документы, закрепляющие СО
ФГОС
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Слайд 15ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Обучающая (усвоение школьниками опыта знаний, умений, навыков и способов
деятельности)
2. Развивающая (усвоение опыта мышления (синтез, анализ, обобщение, развитие познавательных
способностей), процессов восприятия, воображения, понимания)
3. Воспитывающая (усвоение опыта эмоционально-ценностного отношения к миру)
Слайд 18 Противоречие становится движущей силой обучения, если оно:
СОДЕРЖАТЕЛЬНО
ИМЕЕТ СМЫСЛ В ГЛАЗАХ УЧАЩИХСЯ
ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ – ЯВНО ОСОЗНАВАЕМАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ,
И ЕСЛИ ОНО СОРАЗМЕРНО С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ УЧАЩИХСЯ
Слайд 19 Закономерности процесса
обучения
социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
развивающий и воспитывающий характер
обучения;
обусловленность результатов обучения характером деятельности и общения учащихся;
закон целостности и единства педагогического процесса;
взаимосвязь и единство теории и практики в обучении;
взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности
Слайд 20Принципы обучения
принцип развивающего и воспитывающего обучения;
принцип фундаментальности образования и
его профессиональной направленности;
принцип социокультурного соответствия (культуросообразность; природосообразность);
п. научности, связи теории
с практикой;
систематичности и системности;
активности и сознательности;
Слайд 21наглядности («золотое правило дидактики»)
доступности;
прочности;
положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата;
сочетания индивидуальных
и коллективных форм обучения.
Слайд 23Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина и
В.В. Давыдова (50 гг., 90 гг.)
Главный акцент – на формирование теоретического мышления (словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи).
Слайд 24 Не только и не столько знания, сколько СПОСОБЫ
УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Основные принципы
Слайд 26ХОД ОБУЧЕНИЯ
ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛАГАЕМОЙ НАУЧНОЙ СИТУАЦИЕЙ ИЛИ ЗАДАЧЕЙ
ОРИЕНТИРОВКА В НЕЙ
ОБРАЗЕЦ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛА
ФИКСАЦИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИДЕ ПРЕДМЕТНОЙ ИЛИ ЗНАКОВОЙ МОДЕЛИ
Слайд 27ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Свобода выбора и вариативность домашний заданий
Отрицание концентрического построения
учебных программ
Особенности урока – коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение
детей
Только проблемное изложение знаний
Слайд 28ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ ВЫДЕЛЕННОГО ОТНОШЕНИЯ, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ ВЫВОДЯТСЯ УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ
РЕШЕНИЯ ИСХОДНОЙ ЗАДАЧИ, ФОРМУЛИРУЮТСЯ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ;
НАПОЛНЕНИЕ ВЫДЕЛЕННОЙ ОБЩЕЙ
ФОРМУЛЫ, ВЫВОДА КОНКРЕТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
Слайд 29Качество и объём работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей
учащихся
Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности
Слайд 30 Обучение по данной системе значительно повышает
теоретический уровень образования за счёт обучения школьников не только знаниям
и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям.
Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.
Слайд 33Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля и самоконтроля
Методы
письменного контроля и самоконтроля
Методы лабораторного и практического контроля и самоконтроля