Слайд 1Сущность, значение, роль высшего образования.
Выполнила: студентка группы 109-169-2-1 Колосовская Анастасия
Юрьевна
Слайд 2Сущность образования
обучение
Образование
воспитание
Образование – процесс и результат целенаправленного овладения социально значимым опытом человечества.
Цель образования – приобщение человека к достижениям цивилизации, передача и сохранение её культурного достояния.
Слайд 3Профессиональное образование
Начальное профессиональное
Среднее
профессиональное
Магистратура
Бакалавриат
Высшее
профессиональное
Слайд 4Что же такое высшее образование?
Высшее профессиональное образование – это образование на
базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в
высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.
Слайд 5Значение высшего образования
Для личности: непрерывность образование, вариативность, индивидуальная образовательная
траектория, самообразование - необходимые условия успешности личности в современном обществе.
Для общества: обеспечивает потребности развития общества и государства; закрепляет определенные нормы; придает обществу устойчивость.
Вуз – прежде всего образовательное учреждение, которое оказывает самые разнообразные услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой высококвалифицированных работников.
В то же время высшее образование традиционно в гораздо большей степени, нежели любое другое профессиональное образование, связано с личностным ростом человека, становлением его индивидуальности. В этом плане оно несколько шире рамок образования сугубо профессионального. И наконец, высшие учебные заведения – это сфера организации и осуществления научных исследований, объем и значимость которых являются одним из основных критериев при определении статуса вуза.
Слайд 6Высшие учебные заведения представлены тремя основными видами:
Университеты
Академии
Институты
Слайд 7Задачи высшего образования
(напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием
общества в целом)
обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворять
не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию (включая профессиональную подготовку), сочетающую знания и навыки высокого уровня; использовать для такой подготовки курсы и учебные программы, постоянно адаптируемые к современным и будущим потребностям общества;
Слайд 8Задачи высшего образования
(напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием
общества в целом)
предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на
протяжении всей жизни; обеспечить учащимся оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества, к расширению мировоззрения в условиях глобализации, а также с целью создания эндогенного потенциала и укрепления прав человека, поддерживающего развитие демократии и всеобщего мира в духе справедливости;
Слайд 9Задачи высшего образования
(напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием
общества в целом)
развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в
качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечить это общество необходимыми знаниями, чтобы содействовать его культурному, социальному и экономическому развитию, поощряя и развивая исследования в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развивая творческую деятельность в сфере искусства;
Слайд 10Задачи высшего образования
(напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием
общества в целом)
содействовать пониманию, интерпретации, сохранению, расширению, развитию и распространению национальных
и региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия в сфере культуры;
защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе приверженности к тем ценностям, которые составляют основу демократического общества, критически, но непредвзято анализируя стратегические направления и перспективы развития гуманизма;
Слайд 11Задачи высшего образования
(напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием
общества в целом)
развивать и совершенствовать образование на всех его уровнях, в
том числе подготавливая преподавателей.
Слайд 12Университет обычно выполняет четыре основные функции:
Социальная функция – непосредственное участие университета
в определении путей развития региона, изучение его социальных проблем и
на этой основе корректировка структуры содержания учебного процесса, а также осуществление экспертизы проектов, предлагаемых для реализации, с точки зрения выявления их объективной необходимости для общества.
Культурная функция – обеспечение возможностей для реализации творческого процесса. В связи с этим в комплекс университетского центра входят не только учебные помещения, но и все объекты социокультурного назначения (спортивные сооружения, театр, музеи, картинные галереи и т.д.), которые, в свою очередь, создают возможность привлекать дополнительные средства на развитие данного комплекса и являются элементами базы учебно-воспитательного процесса, выступая в роли подразделений или филиалов университетских факультетов и кафедр.
Слайд 13Университет обычно выполняет четыре основные функции:
Научная функция – фундаментальные исследования, проводимые
в университете, сориентированы главным образом на решение проблем данного региона.
Университет малого города, как правило, не может вести исследования по всем направлениям (хотя он выступает в роли собственно университета только в той части, в которой ему удается организовать научно-исследовательскую работу). Наиболее доступными для него являются проблемы, связанные с социокультурной региональной проблематикой.
Профессиональная функция – концентрация в университе всей совокупностью фундаментального знания: теологии, философии, математики; гуманитарных и естественно-научных, технических и технологических знаний, а также трансляция этих знаний.
Слайд 14Значение высшего образования.
Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор
социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании
того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.
Слайд 15Роль высшего образования в современном мире.
В современном мире высшее образование
играет огромную роль . С одной стороны, это выражается в
численном росте. А с другой – в расширении функций и задач высшего образования, в повышении его статуса и престижа.
В сфере образования занято более 1 миллиарда обучающихся и почти 50 миллионов педагогов.
Высшее образование признано ведущим фактором социального и экономического прогресса.
В преодолении кризиса цивиллизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль принадлежит образованию.
Слайд 16 Направление преимущественного развития высшего профессионального образования дано во Всемирной декларации
о высшем образовании для XXI в: подходы и практические меры.
В разделе,
посвященном формированию нового подхода к высшему образованию, говорится, что обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и при необходимости с переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним образованием.