Слайд 1СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Теория и практика
связей с общественностью
Лекция №1
канд. филос. наук, доцент Л.Н. Кошетарова
Слайд 2Понятие связей с общественностью (СО или PR)
впервые было применено в
1807 году.
Принято считать, что термин "public relations" родился в США.
Его автором стал Томас Джефферсон – третий американский президент, который употребил это словосочетание в своём обращении к конгрессу.
Джефферсон рассматривал "public relations" как деятельность политических институтов по созданию атмосферы доверия народа к этим институтам и государству в целом.
Фактически он предугадал основное содержание связей с общественностью на 200 лет вперед.
Слайд 3Понятие связей с общественностью (PR)
на сегодняшний день насчитывается более 1000
определений
Президент Международной ассоциации PR Сэм Блэк:
“Деятельность в области PR
— это наука и искусство достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на достоверной и полной информации”.
Определение Мексиканской декларации паблик рилейшнз:
“ Практика паблик рилейшнз — это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных программ действий; которые послужат как интересам организаций, так и общественным интересам”.
Слайд 4Понятие связей с общественностью (PR)
Эдвард Бернэйз:
“PR — это искусство в
сочетании с наукой, основным движущим мотивом которого являются не денежные,
а общественные интересы. Достижение согласия в этом смысле предполагает конструктивную социальную роль”.
Скотт Катлип, рассматривает PR:
“как функцию менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией
и публикой, от которой зависит успех или неудача”.
Слайд 5НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII-XVIII вв.)
Истоки современного PR следует искать, начиная с возникновения первых
мануфактур
С усовершенствованием технологий изготовления, производство товаров постепенно становится массовым.
С этого
времени внимание производителя переключается
с проблемы «как произвести»
на проблему «как продать».
Слайд 6В начале XVII века в Англии появляются первые печатные издания.
1609 год считается годом рождения
европейской периодики,
которая послужила активному развитию письменных форм
коммуникационного взаимодействия.
К ним относятся:
журналистика и публицистическое творчество;
публикуемые в газетах государственные акты
(распоряжения, указы, должностная переписка);
письменные революционные грамоты;
воззвания и челобитные к власти.
При создании печатных текстов крайне важным считалось
добиться яркости и доходчивости обращения, кроме того
массы склонны были активно реагировать на авторитет
известных авторитетных лиц, умеющих красиво, убедительно
и страстно преподнести общественно значимую идею.
Слайд 7
Дальнейшие этапы развития PR исследователи соотносят с периодами американской истории.
С. Катлип выделяя следующие этапы в развитии СО:
«корни» (вторая половина
XVIII в.);
«период взросления» (XIX в.);
«подготовка почвы» (1900—1917);
период Первой мировой войны (1914-1918);
«эпоха экономического бума» (1919—1929);
эпоха Рузвельта (1930-1945);
«послевоенный экономический бум» (1945—1965);
«эра глобальной информации» (с 1965 г.).
Слайд 8В теории РR-деятельности принято выделять четыре основных модели:
Первая модель
«МАНИПУЛЯЦИЯ»
или «ЭРА МАНИПУЛИРОВАНИЯ»
Вторая модель
«ИНФОРМИРОВАНИЕ» или «ЭРА ИНФОРМИРОВАНИЯ»
Третья модель
«ДВУСТОРОННЯЯ
АСИММЕТРИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
или «ЭРА УБЕЖДЕНИЯ»
Четвёртая модель
«ДВУСТОРОННЯЯ СИММЕТРИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Слайд 9Первая модель «МАНИПУЛЯЦИЯ»
(пропаганда, паблисити)
используются любые средства для привлечения внимания
общественности
и для оказания давления на нее;
потребитель (часть общественности) рассматривается
как пассивный получатель информации, т.е. “потребитель – жертва”
правдивость и объективность информации не являются обязательным условием, этические аспекты деятельности игнорируются;
главным “проводником” являются средства массовой информации, отношения с иными группами общественности минимальны.
Развитие данной модели соотносят с концом XIX века, когда
“газетная индустрия стала приобретать все большее значение и оказывать все большее влияние на формирование общественного мнения”.
Слайд 10Вторая модель «ИНФОРМИРОВАНИЕ»
(информирование общественности, общественная осведомленность
или «журналистика»)
осознание необходимой
регулярной работы со СМИ;
понимание, что распространение информации является главной
целью РR;
информация точная и правдивая, НО только позитивная
(негативные факты и события замалчиваются);
необходимость исследования общественности и обратной связи с ней не предполагается;
PR реализуется как "дело журналистов, прописавшихся в фирме".
Зарождение этой модели относят к началу XX века, она появляется в связи с неэффективностью манипуляции в условиях жесткой конкурентной борьбы.
В ней фиксируется необходимость правдивого, но только позитивного информирования правительства, общественных организаций и общественности для получения их поддержки.
Слайд 11Третья модель
«ДВУСТОРОННЯЯ АСИММИТРИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
широко используются исследовательские методы обратной связи
(чтобы
определить, какая информация вызовет положительную реакцию общественности);
деятельность становится двусторонней или
диалоговой;
НО результат такого вида PR асимметричен, т.к. от коммуникации выигрывает только организация, а не общественность;
роль PR может быть охарактеризована как прагматическая,
т.к. на первом месте стоит выгода;
однако желательна позиция одинаковой практической выгоды
как для организации, так и для общественности.
Модель была «рабочей» до конца XX века.
Слайд 12Четвертая модель
«ДВУСТОРОННЯЯ СИММИТРИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
полное осознание необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния
общественной среды и организации;
цель РR-деятельности — взаимная польза фирмы и
общественности (симметричность);
широкая практика ведения переговоров, заключения договоров, использования
стратегии разрешения конфликтов (цель - добиться изменений во взглядах, мнениях и поведении как общественности, так и организации);
акценты в функциях РR смещаются от журналистских к консультативным;
осознаётся необходимость исследования и планирования РR-деятельности;
при оценке эффективности РR-акций учитываются не только их экономические показатели, но и социальная значимость;
Данная модель может рассматриваться как механизм взаимодействия организации
и общественной среды на основе партнерства: клиент, потребитель, покупатель воспринимаются как “партнеры по бизнесу”.
Слайд 13ЦЕЛИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
позиционирование PR-объекта (отстройка от конкурентов),
управление репутацией(или возвышение
имиджа),
изучение общественного мнения,
создание единого фирменного стиля и фирменных стандартов,
удержание постоянных клиентов,
прогнозирование кризисов,
работа с персоналом.
Слайд 14ЗАДАЧИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
подготовка и проведение PR-кампаний;
организация специальных PR-мероприятий;
формирование и
укрепление позитивного имиджа компании в среде партнеров по бизнесу и
других категорий общественности.
подбор, мотивация и обучение персонала;
улучшение взаимоотношений служащих компании;
оптимизация маркетинговой политики;
управление финансами;
охрана окружающей среды;
защита прав потребителей.
Слайд 15ФУНКЦИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
1.Контроль мнения и поведения общественности
с целью
удовлетворения потребностей и интересов прежде всего организации, от имени которой
проводятся РR-акции.
Эта функция часто критикуется, поскольку в данном случае организация рассматривает общественность как жертву.
Подобная ситуация во многом напоминает манипулирование сознанием и поведением людей в определенном направлении.
Слайд 16ФУНКЦИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
2. Реагирование на общественность,
когда организация учитывает события,
проблемы или поведение других и соответствующим образом реагирует на них.
В этом случае организация стремится прислуживать общественности, рассматривая тех, от кого зависит её судьба, как своих хозяев.
Слайд 17ФУНКЦИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
3. Достижение взаимовыгодных отношений между всеми связанными
с организацией группами общественности путем содействия плодотворному взаимодействию с ними
(в том числе со служащими, потребителями, поставщиками, производственным персоналом и т.д.).
Именно эта функция является фундаментом модели компромисса и считается наиболее полезной и плодотворной, поскольку целевые группы общественности тут рассматриваются как партнеры организации, с которыми она вступает во взаимодействие.
Слайд 18ПРИНЦИПЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
планомерность,
комплексность,
оперативность,
непрерывность,
объективность,
законность,
эффективность.
Слайд 19ПРИНЦИПЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
1. Планомерность
прогнозирование тенденций изменения общественного мнения,
долгосрочное
и оперативное планирование различных мероприятий и программ по развитию коммуникаций.
Планы должны быть экономически обоснованы, иметь соответствующее ресурсное обеспечение и быть увязаны по срокам с наиболее значимыми событиями в деятельности компании.
Слайд 20ПРИНЦИПЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
2. Комплексность
означает учёт при разработке и реализации
основных PR-мероприятий интересов всех категорий и групп общественности.
Комплексность требует
проведения серии взаимосогласованных мероприятий с использованием различных, дополняющих друг друга средств распространения информации.
Слайд 21ПРИНЦИПЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
3. Оперативность
требует от специалистов быстрой реакции на
изменения общественного мнения, связанные с деятельностью компании.
Реализация данного принципа
зависит от профессионализма работников соответствующих внутрифирменных служб,
уровня их технического оснащения,
количества и надежности используемых каналов передачи информации и т.д.
Слайд 22ПРИНЦИПЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
4.Непрерывность
требует обеспечения постоянного информационного воздействия на конкретных
потребителей и общественное мнение в целом.
Непрерывный поток новостей обязательно
необходимо подкреплять PR-мероприятиями (выставками, ярмарками, пресс-показами, презентациями, конференциями, деловыми встречами, приёмами и т.п.).
Слайд 23ПРИНЦИПЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
5.Объективность
достигается за счет использования достоверной и полной
информации,
умения специалистов проводить непредвзятый анализ поступающих сведений,
готовности признавать
допущенные ошибки,
способности быстро реагировать на необъективные публикации и высказывания о деятельности организации,
умения отстаивать правильную точку зрения и добиваться необходимых опровержений.
Слайд 24ПРИНЦИПЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
6.Законность
предусматривает использование только легитимных способов получения, обработки
и распространения информации.
Законность должна соблюдаться: при работе со сведениями,
содержащими государственную тайну, коммерческую тайну, охраняемую интеллектуальную собственность и т.п.
Этот принцип важен при планировании и проведении рекламных кампаний и специальных PR-мероприятий.
Слайд 25ПРИНЦИПЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
7.Эффективность
выражается в изменении конкретных экономических показателей фирмы.
главная цель – это достижение как можно более положительной репутации
организации среди самых разных, широких слоев общества.
НО, в итоге доходы должны превышать её совокупные затраты на содержание PR-служб и общую стоимость подготовки и осуществления конкретных мероприятий и программ по обеспечению связей с общественностью.
Слайд 26АУДИТОРИИ PR-ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.Сотрудники фирмы.
сотрудники являются основным конкурентным преимуществом организации: именно от
них зависят технические и творческие инновации, обеспечивающие рост компании, только
они поддерживают стабильность работы предприятия.
От того, насколько высшее руководство достигло взаимопонимания с персоналом организации, насколько сотрудники мотивированы по отношению к их работе, какой психологический климат царит среди работников, в огромной степени зависит репутация организации.
Внутрикорпоративный PR организации предполагает:
издание газет и журналов (в т.ч. электронных изданий),
налаживание систем обратной связи с сотрудниками,
организацию обучающих и развлекательных мероприятий.
Слайд 27АУДИТОРИИ PR-ВОЗДЕЙСТВИЯ
2.Действительные и потенциальные потребители.
Ответная реакция - покупка товара фирмы-коммуникатора.
3.
Маркетинговые партнёры и посредники.
Ответная реакция - партнерство в атмосфере взаимопонимания,
взаимовыгодная помощь.
4. Поставщики - фирмы и лица, обеспечивающие организацию материалами, оборудованием и другими материально-техническими ресурсами.
- Ответная реакция - сотрудничество на взаимовыгодных условиях.
Слайд 28АУДИТОРИИ PR-ВОЗДЕЙСТВИЯ
5. Контактные аудитории
это организации и лица, не имеющие
на рынке прямых материальных интересов, но, в то же время,
влияющих на деятельность фирмы.
местные органы государственного управления (департаменты, муниципальные учреждения, налоговые службы, органы правопорядка, органы санитарного и экологического надзора);
средства массовой информации,
общественные организации (по защите прав потребителей и др.),
широкая общественность.
- Ответная реакция - содействие деятельности фирмы, формирование и поддержание её положительной репутации или, по крайней мере, отсутствие противодействия.
Слайд 29АУДИТОРИИ PR-ВОЗДЕЙСТВИЯ
6. Законодательные и исполнительные органы государственного управления.
Законодательные – Дума
(областная, городская, отдельные депутаты),
Исполнительная – Правительство (Администрация)
- Ответная реакция -
установление режима наибольшего благоприятствования.
Слайд 30Система связей с общественностью