Слайд 1Устная часть ОГЭ
(новый формат)
Слайд 2Нормативно правовое обеспечение
Изменение порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1394
от 25.12.2013 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный №31206)
Слайд 3Изменения в устной части ОГЭ 2016 г.
www.fipi.ru
Переход к компьютеризированному
экзамену
чтение текста вслух
условный диалог-расспрос (ответы на вопросы)
тематическое
монологическое высказывание
Слайд 4Подготовка к устной части ОГЭ
Этапы подготовки к ОГЭ: анализ (1-3)-синтез
(4) –рефлексия (5) –синтез (6) –рефлексия (7)
1)знакомство учащихся с требованиями
к выполнению задания;
2) разбор задания;
3) разбор стратегий выполнения задания, отработка микроумений;
4) выполнение тренировочных заданий пошагово;
5) разбор типичных ошибок;
6) выполнение коммуникативного задания полностью;
7) самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.
Слайд 5Успех на устной части экзамена
обеспечивают:
владение техникой чтения
умение
вести диалог-расспрос (задавать вопросы) в типичных ситуациях общения в социально-бытовой
и социально-культурной сфере
умения монологической речи (описание картинки, сравнение двух картинок)
навыки оперирования грамматическими формами и лексическими единицами в коммуникативно-значимом контексте
знакомство с форматом заданий
Слайд 6Задание 1
Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.
Время на подготовку- 1,5
минуты.
Время прочтения-не более 2 минут.
От учащегося требуется выразительное чтение и
правильное произношение слов.
Максимальное количество баллов-2
Слайд 7Цель задания
Проверить умение понимать содержание прочитанного.
Правильно оформить фонетическую сторону устной
речи(звуки в потоке речи, интонацию, ударение, беглость речи).
Слайд 8Принципы чтения
Чтение вслух воспринимается как непрерывный поток. Пробелы между словами
должны оставаться только на бумаге.
В предложении слова группируются в смысловые
группы, состоящие из ударных и безударных слов.
Ударные слова произносятся через одинаковый промежуток времени.
Слайд 9Краткие паузы ставятся между смысловыми группами, а не внутри них.
Стандартная
интонация в повествовательном предложении понижается постепенно с каждым ударным словом.
Слайд 10При подготовке к выполнению задания 1
необходимо:
Объяснить что такое смысловые синтагмы
и научить размечать текст и как реализовать смысловые синтагмы при
чтении;
приучить пользоваться словарями для проверки произношения слов и ударения;
сравнивать произношение русских и английских звуков на конкретных фразах;
транскрибировать предложения и размечать интонацию предложений.
Слайд 11Обращать внимание на правила чтения
Обращать внимание на слова, которые часто
путают ( though-thought, since-science).
Не ставить ударение на предлоги, артикли.
Не делать
пауз между предлогом и относящимся к нему слову, между артиклем и последующим словом.
Слайд 13Чтение на уроках
Scanning-чтение с извлечением информации, т.е. нахождение в тексте
специфической информации.
Skimming-чтение с пониманием основного содержания и установкой на понимание
главного.
Reading for detailed comprehension-чтение с полным пониманием текста, ее осмысление и запоминания
Слайд 14Регулярно повторять правила чтения.
Сложные слова необходимо выписывать на доску.
Научить учащихся
быстро ориентироваться в тексте:учитель начинает предложение, ученик заканчивает.
Важно читать предложения
не по порядку.
Для отработки интонации хорошо использовать “chunks”,т.е. деление на интонационно-смысловые группы .
Слайд 16Задание 2
Условный диалог-расспрос.
Ответить на 6 вопросов, услышанных в аудиозаписи вопросов
телефонного опроса.
60 секунд для ответа на каждый вопрос.
1 балл за
каждый правильный ответ.
Слайд 19Что необходимо совершенствовать.
Умение отвечать на вопросы разных типов.
Логично, последовательно и
четко отвечать на поставленные вопросы.
Использовать разнообразные реплики в процессе общения.
Проявлять
заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре.
Слайд 20Употреблять клише и разнообразные вводные структуры.
Пользоваться выражениями согласия, несогласия, сомнения,
просьбы, вежливого отказа.
Понимание и умение пользоваться этикетными фразами страны изучаемого
языка.
Слайд 21Задание 3
Построить законченное монологическое высказывание на определенную тему с опорой
на план, представленный в виде косвенных вопросов
Время на подготовку-1,5 минуты
Время
ответа не более 2 минут
Максимальное количество баллов-7
Слайд 22Цель задания
проверяет способность учащегося создать логичное, связное законченное высказывание
определенного объема на предложенную тему с опорой на план и
зрительную опору.
Слайд 28Монологическая речь
Речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе
слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме
передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения к действиям.
Слайд 29Требования программы
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи
с увиденным/прочитанным, сообщения.
Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию
по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Слайд 30Коммуникативные функции монологической речи
– информативная (сообщение новой информации в виде знаний
о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
– воздейственная
(убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
– эмоционально-оценочная.
Слайд 31Обучение монологической речи
Обучение монологической речи проходит в три этапа.
На
первом – вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного
пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и условно-коммуникативной.
На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.
Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи.
Слайд 32Пути обучения монологической речи
«путь сверху» top-down - исходной единицей обучения
является законченный текст;
«путь снизу» bottom-up, где в основе обучения
- предложение, отражающее элементарное высказывание.
Слайд 33“Путь сверху”
Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и
композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в
текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи:
знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ);
передача содержания текста (от лица одно из персонажей);
изменение ситуации.
Слайд 34“Путь снизу”
«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к
законченному монологу:
высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в
логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания);
этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;
учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.
Слайд 35Открытый банк заданий
Student Card
Task 1
Give a talk about sport
Remember
to say:
· whether teenagers should do sports, why
· whether you prefer doing
or watching sports
· what you do to keep fit
You have to talk for 1.5–2 minutes.
Слайд 36Give a talk about mobile phones
Remember to say:
· whether you
use a mobile phone
· what the advantages of using mobile phones
are
· what the disadvantages of using mobile phones are
You have to talk for 1.5–2 minutes.
Слайд 37Система упражнений
На первом этапе монологические умения формируются
в учебной монологической речи. При обучении связным видам речи учитель
должен: ставить конкретную и небольшую цель: - сочетать практические и воспитательные задачи в единстве; - развивать как устную, так и письменную. Для того чтобы работа протекала эффективно, требуется тщательная подготовка. Необходимо, во - первых, подобрать языковой и наглядный материал, во - вторых, установить, с какими трудностями в каждом отдельном случае ученики могут столкнуться и как их преодолеть, и, в третьих - наметить для себя четкую последовательность работы в классе
Слайд 38Этапы работы
1. Определение и разъяснение задачи.
2. Работа над текстом,
используемым как опора для данного вида работы.
3. Постановка основных
вопросов, способствующих раскрытию содержания текста.
4. Создание языковой базы. Повторение пройденного языкового материала и сообщение нового, необходимого для выполнения данного задания.
5. Устное выполнение задания, сначала коллективно всеми учащимися класса, затем индивидуально.
Слайд 396. Письменная работа в течение 5 - 10 минут.
7.
Обсуждение работ. Учитель отмечает лучшие работы, особенное внимание уделяет их
содержанию (раскрытию темы, последовательности изложения и т. п.)
8. Заключительный рассказ. После исправления ошибок он должен быть сделан в быстром темпе и без ошибок.
9. Дополнение учителя, ставящее цель расширить кругозор школьников и развить навык понимания разговорной речи на слух.
Слайд 40Речевые упражнения
Речевые упражнения – на формирование умений подготовленной и неподготовленной
речи. Предполагают видоизменение и дополнение высказывания
- с опорой на формальные
признаки (ключевые слова, план, заголовок);
- с опорой на источники информации (картинка, фильм, текст);
- с опорой на изученную тему.
Например:
- воспроизвести высказывание с изменением начала или конца;
- составить рассказ (по ключевым словам, плану);
- определить и кратко обосновать тему прочитанного или прослушанного рассказа;
- выделить основные смысловые части рассказа и озаглавить;
- пересказать либо близко к тексту, либо кратко;
- изменить диалог в монологическую речь.
Слайд 41Речевые упражнения на развитие неподготовленной речи:
- придумать заголовок к тексту
и обосновать;
- описать картину, которая не связана с изучаемой темой;
-
составить ситуацию с опорой на ранее прочитанное, услышанное;
- определить суть высказывания;
- охарактеризовать действующих лиц, место действия;
- составить краткое объявление, тексты открыток.
Слайд 42Тренировочные упражнения
Продолжи предложение
Подберите как можно больше прилагательных к словам
Подберите синонимы
–антонимы
Составьте несколько предложений с фразовыми глаголами и устойчивыми выражениями
Составьте список
клише для высказывания со зрительной опорой