Слайд 2Особенности методики исследования ребенка
Всестороннее внимательное исследование больного ребенка имеет огромное
значение для правильной диагностики заболевания, назначения соответствующего лечения и организации
ухода за ребенком. Методика исследования ребенка отличается от методики исследования взрослого, особенно если это относится к ребенку раннего возраста, для правильной оценки состояния необходим ряд специальных методов объективного обследования. При исследовании больного необходимо придерживаться определенной схемы, чтобы не упустить чего-либо существенного, важного как во время расспросов, так и во время объективного исследования.
Слайд 3Этапы исследования ребенка
собирание анамнеза общего (anamnesis vitae);
анамнеза заболевания
(anamnesis morbi);
объективного исследования настоящего состояния больного (status
praesens);
дополнительных исследований (лабораторные, рентгенологические и т. д.).
Исследование должно завершаться постановкой диагноза, назначением лечения и определением прогноза.
Слайд 4Анамнез жизни
В связи с тем, что разные возрастные периоды имеют
те или иные особенности жизни ребенка, сбор анамнеза в раннем
возрасте имеет некоторые особенности.
Слайд 5При выделении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое
внимание следует уделить особенностям:
пренатального периода
интранатального периода
раннего постнатального периодов
анамнеза жизни детей
раннего возраста
Необходимо подробно расспросить мать о том, как протекало развитие ребенка, о характере его воспитания, узнать о перенесенных заболеваниях, о семейных заболеваниях, жилищно-бытовых условиях, о вскармливании, произведенных прививках, реакциях на них, эпидемиологическом окружении ребенка.
Слайд 6Особенно подробно необходимо остановиться на следующих моментах:
который по счету ребенок,
от какой беременности родился, как протекали беременности и чем закончились
(выкидыш, мертворожденные и недоношенные дети, аборты);
как протекала беременность (токсикоз I или II половины беременности - тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, перенесенные вирусные инфекции), использовала ли мать декретный отпуск;
как протекали роды, на какой день и с какой массой выписали ребенка домой;
заболевания в период новорожденности. Наличие желтухи, родовых травм, других заболеваний;
физическое и психомоторное развитие ребенка;
поведение ребенка дома и в коллективе: отношение к другим детям и взрослым;
особенности сна, его продолжительность;
общие особенности кормления на первом году жизни (естественное, искусственное, смешанное);
сроки прорезывания зубов;
перенесенные заболевания;
профилактические прививки - против туберкулеза (БСЭ), полиомиелита, стафилококка, кори, паротита, краснухи. Реакция на прививки. Характеристика туберкулиновых проб;
контакт с инфекционными больными;
лечился ли ребенок в стационаре?
Слайд 7Анамнез жизни детей старшего возраста
При сборе анамнеза детей старшего возраста
необходимо расспросить о жилищно-бытовых условиях семьи, профессии родителей, домашней обстановке,
помещении, в котором живет ребенок, и т. д.
Слайд 8Уточняются следующие сведения:
который по счету ребенок? Особенности развития в периоде
раннего детства;поведение ребенка дома и в коллективе, для школьников -
успеваемость. Какие предметы предпочитает?
перенесенные заболевания и хирургические вмешательства;
профилактические прививки и туберкулиновые пробы;
половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков).
Слайд 9Дополнением к анамнезу жизни является семейный анамнез, поэтому наряду с
паспортными данными родителей выясняют:
состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Наличие
в семье инфекционных, психических, нервных, эндокринных, аллергических заболеваний, профессиональных вредностей, курения, алкоголизма;
генеалогическое дерево, начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек, до братьев и сестер по горизонтали;
оценка материально-бытовых условий.