Разделы презентаций


Тамбов 2018 Русские иконописцы

Содержание

Икона – больше, чем искусство: перед ней молятся Спасителю, Матери Божией, святым. А значит, у неё другие законы написания, другие авторы – те, которых призвал к святому делу Господь. Е.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тамбов 2018
Русские
иконописцы

Тамбов  2018Русские иконописцы

Слайд 2 Икона – больше, чем искусство: перед ней молятся Спасителю,

Матери Божией, святым. А значит, у неё другие законы написания,

другие авторы – те, которых призвал к святому делу Господь.

Е. Поленова. Иконописная XVI столетия

Икона – больше, чем искусство: перед ней молятся Спасителю, Матери Божией, святым. А значит, у неё

Слайд 3Е. В. Григорьева.
Русские иконописцы: для сред. шк. возраста /

Елена Григорьева. –
М.: Белый город, 2009. – 48 с.

: ил. - (История России)

В книге собран уникальный материал, посвящённый жизни и творчеству великих иконописцев, оставивших свой след в истории России.
На страницах книги иконы соседствуют с полотнами русских живописцев с религиозной тематикой. Они не противоречат друг другу: авторы шедевров русской живописи всегда стремились понять человека, стремящегося к высотам духа. Сюжеты картин разнообразны и всё-таки выстроены вокруг святых образов. Читатели познакомятся с творчеством таких иконописцев, как Феофан Грек и Андрей Рублёв, Дионисий и Симон Ушаков, с творчеством художников Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.

Е. В. Григорьева. Русские иконописцы: для сред. шк. возраста / Елена Григорьева. – М.: Белый город, 2009.

Слайд 4Феофан Грек. Преображение.
Около 1403
Феофан Грек.
Богоматерь «Донская»
Феофан

Грек
Феофан Грек известен как иконописец, миниатюрист и

мастер монументальной росписи. Работал в Византии, а затем в России, куда прибыл в 70-годы XIV века. Россия стала его второй родиной.
Феофан расписал церковь Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде (1378); с Симеоном Чёрным – церковь Рождества Богоматери (1395); Архангельский собор (1399), а с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца – Благовещенский собор в Московском Кремле (1405). Вершиной его творчества является икона «Преображение» из Переславля-Залесского (до XVв. – Переяславль). Из Переславля-Залесского икона была перевезена в Новоспасский монастырь в Москве. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее.

(около 1340 – после 1405)

Феофан Грек. Преображение. Около 1403 Феофан Грек. Богоматерь «Донская» Феофан Грек   Феофан Грек известен как

Слайд 5Феофан Грек.
Спас.
Архангелы и Серафимы

Роспись купола церкви Спаса
на

Ильине
в Великом Новгороде.
1378.

Феофан Грек. Спас. Архангелы и СерафимыРоспись купола церкви Спаса на Ильине в Великом Новгороде. 1378.

Слайд 6Андрей Рублёв
(около 1360 – 1430)
Андрей Рублёв. Троица. Около 1411
Древнерусский

живописец Андрей Рублёв – один из создателей московской школы иконописи.

О его жизни известно мало. Последние годы жизни провёл в Андрониковом монастыре.
«Троица» Рублёва стала для русских людей символом единения, к ней вполне можно отнести слова преподобного Сергия: «Дабы взирая на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира».
«Андрей, иконописец преизрядный и всех превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея» (Житие Сергия Радонежского).
Имя иконописца овеяно славой, и образ великого мастера будит авторскую фантазию…
Андрей Рублёв(около 1360 – 1430)Андрей Рублёв. Троица. Около 1411 Древнерусский живописец Андрей Рублёв – один из создателей

Слайд 7 … Рублёвы жили недалеко от Москвы. Изучали

Писание, знали труды Иоанна Златоуста. Андрей многое заучивал наизусть, а

в свободные минуты любил смотреть на иконы. И виделась ему другая жизнь , где люди живут в любви и согласии, а с неба струится нежный золотистый свет…
- Сынок, о чём мечтаешь? – спросил как-то отец.
- Хочу я написать икону, от которой бы свет шёл, как от лучины!
«А не отдать ли Андрея в иконописцы?» - подумал отец.
Так оказался Андрей в мастерской иконников при Спасском монастыре…
…Накануне Куликовской битвы мимо мастерской проходили дружины князя Дмитрия, которых Сергий Радонежский благословлял на бой с татарами.
«Господи, почему я-то не иду вместе с полками князя?» - думал Андрей.
И однажды показалось ему, что Господь с иконы «Ярое Око» отвечает: «Твоё поле битвы – икона. На ней ты будешь вершить главное дело своей жизни – победу добра над злом». «А где же оружие моё?» - вопросил Андрей. И Господь показал ему кисть – она сияла неземным, небесным светом…
Андрей оказался усердным учеником. Его краски были светлее, чем у других, иконы музыкальней… Ведь писал он свои иконы сердцем, которого коснулась Божия благодать…
Искусство Рублёва – это молитвенное предстояние перед Богом, который есть источник Силы, Любви и Красоты.
А в житии Сергия Радонежского сказано: «Андрей, иконописец преизрядный и всех превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея».



В. Чёрный. Андрей Рублёв

… Рублёвы жили недалеко от Москвы. Изучали Писание, знали труды Иоанна Златоуста. Андрей многое

Слайд 8Андрей Рублёв. Спас
1420-е

Идеалы

Рублёва воплощены в иконах Звенигородского чина: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол

Павел», которые были найдены близ Успенского собора в подмосковном городке Звенигороде. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее.
«Спас» - одна из 3-х икон Звенигородского чина. Эта икона сохранилась лишь частично. Но глаза Христа, обращённые к смотрящим на него людям, поражают зрителей.
«…Рублёвский «Спас» не спутаешь ни с каким другим. Кажется, смотрит Господь прямо в душу человека, и всё ему ведомо: и о чём птица поёт, и о чём человек тоскует, и о чём ива зелёная плачет. А главное: сила в Нём небывалая – неземная, неведомая. Так и приподнимает тебя над землёй!»

Андрей Рублёв. Спас 1420-е      Идеалы Рублёва воплощены в иконах Звенигородского чина: «Спас»,

Слайд 9Андрей Рублёв.
Рождество Христово
Первая половина XV в.

Благовещенский собор
в Московском

Кремле
«Смотришь на его икону, и кажется, что

ты вместе с волхвами спешишь в далёкий Вифлеем, вместе с ангелами в сияющих одеждах рассказываешь о великом событии, а в пещере заглядываешь в ясли и, затаив дыхание, смотришь на Младенца.»
Андрей Рублёв. Рождество ХристовоПервая половина XV в.Благовещенский собор в Московском Кремле   «Смотришь на его икону,

Слайд 10Дионисий
(около 1440 – после 1503)
Дионисий. Спас в Силах. 1499-1500
Дионисий. Богоматерь

Одигитрия. 1482
Русский живописец Дионисий работал в основном

в Москве и северных монастырях – Спасо-Каменском, Павло-Обнорском и Ферапонтовом. Современники называли его «изящным живописцем».
В Третьяковской галерее находятся иконы Дионисия: «Богоматерь Одигитрия», «Спас в Силах» и «Распятие».
Но чтобы почувствовать талант живописца, надо посетить Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Он был расписан Дионисием с сыновьями в 1502-1503 г. г.

Дионисий(около 1440 – после 1503)Дионисий. Спас в Силах. 1499-1500Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1482   Русский живописец Дионисий

Слайд 11Дионисий. Распятие
1500 г.

Икону «Распятие» Дионисий написал

для Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря.
Длинное, плавно

изогнутое тело Христа кажется совсем невесомым: он раскинул руки как бы для того, чтобы воспарить в небеса. На его склонённом к Матери лице выражение спокойной готовности исполнять волю Отца. Дионисий увидел будущее Воскресение Спасителя! Кажется, и ангелы вокруг креста поют: «Слава Тебе, Христос, победитель смерти!»

Икона хранится в Третьяковской галерее.
Дионисий. Распятие1500 г.   Икону «Распятие» Дионисий написал для Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря.   Длинное,

Слайд 12Симон Ушаков
(1626 – 1686)
Симон, или Пимен Фёдорович

Ушаков – знаменитый московский иконописец. Происходил из семьи церковных служителей.


Среди икон Ушакова, дошедших до наших дней, можно назвать следующие: икона «Благовещение» с акафистом (в церкви Грузинской Божией Матери в Москве), Владимирская икона Божией Матери (там же), святого Феодора Стратилата (в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой Лавры), Сошествия Святого Духа (там же), Архангела Михаила (в Третьяковской галерее), парсуна царя Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская.
(Насаждение древа Государства Российского). 1668

Симон Ушаков(1626 – 1686)   Симон, или Пимен Фёдорович Ушаков – знаменитый московский иконописец. Происходил из

Слайд 13 В творчестве Ушаков стремился к более реальному

изображению человеческого лица и фигуры, ратовал за то, чтобы искусство

стало зеркалом жизни. Много раз обращался к образу Спаса Нерукотворного.
Лик Спасителя на образе «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова кажется живым, тёплым, волосы – мягкими, шелковистыми, а в глазах читается сострадание и живой интерес к происходящему.



Симон Ушаков.
Спас Нерукотворный
1677
Собор Троице-Сергиевой Лавры
В творчестве Ушаков стремился к более реальному изображению человеческого лица и фигуры, ратовал за

Слайд 14Виктор Васнецов
(1848 – 1926)
Русский художник, передвижник, Виктор

Михайлович Васнецов учился в Петербурге в Рисовальной школе у И.

Н. Крамского и в Академии художеств.
К росписи Владимирского собора в Киеве Васнецов отнёсся очень серьёзно. Перед тем как взяться за работу, решил посетить Рим и Венецию, посмотреть на творения великих мастеров. Самое большое впечатление произвела на него «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Репродукцию с этой картины он увёз в Россию и никогда с ней не расставался.

Интерьер Владимирского собора в Киеве.
1885 - 1896

Виктор Васнецов(1848 – 1926)   Русский художник, передвижник, Виктор Михайлович Васнецов учился в Петербурге в Рисовальной

Слайд 15Н. Кузнецов. Портрет В. М. Васнецова. 1891
Большую

роль в творческой жизни Васнецова сыграл П. М. Третьяков. Он

начал собирать картины художника, когда тот ещё учился в Академии. С тех пор всё лучшее, что выходило из-под кисти Васнецова, попадало в Третьяковскую галерею. Позднее, в 1902 году, по рисункам художника будет выстроен фасад Третьяковки.
Васнецов был талантлив во всём – прекрасно пел, играл в спектаклях, был великолепным рассказчиком. В Доме-музее, построенном по его проекту, многие вещи мастерил он сам. Здесь же находятся его «сказочные» картины.
Каждое лето проводил Васнецов в подмосковной усадьбе Абрамцево. Здесь рождались его сказочные сюжеты. Здесь же он начал писать и самую известную свою картину «Богатыри».
И вдруг в самый разгар работы ему предложили расписать новый собор в Киеве. Он был отстроен в честь великого князя Владимира, при котором Русь приняла христианство. Виктор Михайлович не сразу согласился. Долго сомневался: а сможет ли? Одно дело любоваться древними храмами, а другое – самому их украшать. Ведь он не иконописец…
«А ведь отец был бы счастлив, если бы узнал, какое дело мне доверили», - подумал Васнецов и согласился.
Н. Кузнецов. Портрет В. М. Васнецова. 1891   Большую роль в творческой жизни Васнецова сыграл П.

Слайд 16Интерьер Владимирского собора в Киеве

Интерьер Владимирского собора в Киеве

Слайд 17В. М. Васнецов
Христос Вседержитель

Если встать в центре

собора и посмотреть наверх, то в главном куполе мы увидим

удивительный образ Христа Вседержителя: в Нём нет привычной строгости и величия. Христос Васнецова получился очень русским, с печальным и красивым лицом. В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, а правой – благословляет народ, ради которого Он пришёл на эту землю.



Владимирский собор
в Киеве
В. М. ВаснецовХристос Вседержитель   Если встать в центре собора и посмотреть наверх, то в главном

Слайд 18Михаил Нестеров
(1862 – 1942)
М. Нестеров. Под благовест. 1895

Русский и советский живописец Михаил Васильевич Нестеров учился в

Москве у В. Г. Перова,
А. К. Саврасова и И. М. Прянишникова, в Петербурге – у П. П. Чистякова.
Нестеров начал свою творческую жизнь как передвижник, с жанровых картин. Однако очень скоро обратился к особой теме – теме отшельничества. Его привлекали люди чистой души, ушедшие от суеты мира. Так появились картины «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Под благовест». Нестеров один из немногих откликнулся на призыв Васнецова и приехал в Киев для росписи Владимирского собора. Его кисти принадлежат фрески «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление» и иконы «Богоматерь», «Борис и Глеб» и др.
Михаил Нестеров(1862 – 1942)М. Нестеров. Под благовест. 1895   Русский и советский живописец Михаил Васильевич Нестеров

Слайд 19М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
1889 - 1890

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 - 1890

Слайд 20 Спасибо за внимание! Автор-составитель: Елена Родионова, Ведущий библиотекарь библиотеки семейного чтения – филиала

№ 13 МБУ ЦБС города Тамбова

Спасибо за внимание!  Автор-составитель: Елена Родионова, Ведущий библиотекарь библиотеки семейного чтения – филиала №

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика