Слайд 1ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Преподаватель
подполковник
Бахуревич Виктор Степанович
Слайд 2ТЕМА 3: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТЕРА ТЯГАЧА.
ЗАНЯТИЕ 3: СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ТОПЛИВОМ И ВОЗДУХОМ.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1-й вопрос: Назначение, характеристика , общее устройство
и работа системы питания топливом, топлива применяемые в двигателе транспортера тягача МТЛБ.
2-й вопрос: Назначение, характеристика , общее устройство и работа системы питания двигателя воздухом.
3-й вопрос: Техническое обслуживание системы питания двигателя топливом и системы питания двигателя воздухом.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс технической подготовки
МЕТОД: Групповое занятие
ЛИТЕРАТУРА:
Техническое описание и инструкция по эксплуатации транспортера тягача МТЛБ. Часть 1. М., Воениздат, 1989.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации транспортера тягача МТЛБ. Часть 2. М., Воениздат, 1990.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Топливная система двигателя;
Топливная аппаратура;
Привод управления подачей топлива.
Слайд 31-й вопрос:
Назначение, характеристика , общее устройство и работа системы
питания топливом. Топлива применяемые в двигателе транспортера тягача МТЛБ.
Слайд 4
НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТОПЛИВОМ
Система
питания двигателя (дизеля) состоит из устройств, механизмов и деталей, обеспечивающих
необходимый запас топлива, очистку и подачу топлива и воздуха в цилиндры, удаление отработавших газов в атмосферу, а также изменение количества подаваемого топлива в зависимости от условий работы.
Слайд 6 Систему питания двигателя топливом составляют:
четыре топливных бака;
топливораспределительный кран;
ручной подкачивающий насос;
фильтры грубой и тонкой очистки топлива;
топливный насос
высокого давления с регулятором и топливоподкачивающим насосом,
форсунки,
топливомер,
топливопроводы высокого и низкого давления.
Слайд 7
Топливораспределительный кран служит для переключения питания двигателя от правой или
левой группы баков и для полного отключения баков.
Топливо распределительный кран
состоит из:
выходного угольника -1;
двух штуцеров -2 и 11;
корпуса- 3;
пробки с хвостовиком-4;
рукоятки -5;
сальника -6;
гайки -7;
прокладки- 8;
пружины- 9;
фиксатора -10.
Слайд 8Ручной подкачивающий насос служит для предварительного заполнения системы питания топливом
и удаления из нее воздуха.
Ручной подкачивающий насос состоит из:
корпуса насоса-1;
клапаны нагнетающие (два) -2;
корпуса клапана-3 и 8;
прокладки кожаные -4;
крыльчатка (лопасть) -5;
ось -6;
клапаны впускные (два) -7.
Слайд 9
ФИЛЬТРЫ ГРУБОЙ И ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
Фильтр грубой очистки топлива,
предназначенный для предварительной очистки топлива, поступающего в подкачивающую помпу, устанавливается
на всасывающей магистрали системы питания вне двигателя.
Топливный фильтр грубой (предварительной) очистки установлен на передней левой стойке моторного отсека, крепится к ней двумя болтами.
Фильтр тонкой очистки топлива, предназначенный для отделения частиц размером более 4-5 мк, устанавливается перед насосом высокого давления в самой высокой точке системы питания и крепится к верхней крышке блока цилиндров двумя болтами с гайками и пружинными шайбами.
Такая установка фильтра необходима для удаления воздуха, проникшего в систему питания. Воздух и часть подаваемого подкачивающим насосом топлива через специальный жиклер, диаметром 0,4-0,5 мм, отводятся в бак.
Часть топлива, прошедшая через фильтрующий элемент, по каналу в крышке фильтра направляется к насосу высокого давления.
Слайд 10Топливный насос высокого давления (ТНВД) предназначен для подачи в цилиндры
двигателя в определённые моменты времени строго дозированных порций топлива под
высоким давлением.
Топливоподкачивающий насос обеспечивает заполнение системы питания двигателя топливом после проведения работ с ее разгерметизацией, а также в необходимых случаях перед пуском двигателя.
Слайд 11
Топливомер представляет собой прозрачную трубку из поливинилхлорида с клапаном.
Он подсоединен к выходному штуцеру топливо распределительного крана и работает
по принципу сообщающихся сосудов. Топливомер установлен за сиденьем механика-водителя справа.
Топливный бачок вместимостью 3 л крепится к кожуху радиатора четырьмя болтами. Бачок служит для питания топливом системы подогрева двигателя и системы обогрева транспортера-тягача.
В верхней части бачка имеется два патрубка:
один -для подсоединения трубки, идущей к фильтру тонкой очистки,
другой — для подсоединения сливной трубки.
В днище бачка имеется патрубок для подсоединения трубки, идущей к краникам подачи топлива к отопителю и подогревателю.
Слайд 12
РАБОТА СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ
В зависимости от положения рукоятки топливораспределительного крана
топливо подается либо от одной из групп баков, либо из
всех баков одновременно.
При работе двигателя под влиянием разрежения, создаваемого подкачивающим насосом 19 , топливо из баков через заборные топливопроводы 6 или 7, топливораспределительный кран 10 и топливопроводы 15 и 13 поступает в фильтр 17 грубой очистки топлива. Из фильтра 17 по топливопроводу 18 топливо поступает в подкачивающий насос 19. Из подкачивающего насоса топливо подается под давлением по топливопроводу 20 к фильтру 21 тонкой очистки, а из фильтра тонкой очистки по топливопроводу 22 к насосу 24 высокого давления, который в соответствии с порядком работы цилиндров подает топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам 25.
Излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему воздух отводятся через перепускной клапан топливного насоса, топливопровод 26, жиклер 16 фильтра тонкой очистки и сливные топливопроводы в бачок 23 системы подогрева двигателя и оттуда по топливопроводу 11 и блокирующую трубку 28 в баки 3, туда же отводится топливо, пробившееся через зазоры между иглой и распылителем форсунки.
Слайд 13
Привод управления двигателем осуществляется ножным и ручным приводами.
Ножной привод состоит:
педали,
рычага
валика педали,
Тяги педали,
вертикальной тяги,
рычага вертикальной тяги,
валика,
рычага
подачи,
тяги регулятора,
рычага регулятора,
Ход педали ограничивается регулировочным болтом. Для возвращения педали в исходное положение после ее освобождения служит пружина.
Ручной привод служит для фиксации определенного режима работы двигателя, а также для останова двигателя. Он состоит из:
пружины 1;
дисков -2 и 3;
кронштейна -4;
втулки с рычагами-5;
рукоятки с валиком-6.
Рукоятка ручной подачи может занимать три положения: положение 1 соответствует максимальной подаче топлива, 2 — минимальной подаче, т. е. холостым оборотам двигателя, 3 — останову двигателя.
Слайд 14ТОПЛИВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДВИГАТЕЛЕ ТРАНСПОРТЕРА ТЯГАЧА МТЛБ
В зависимости от условий
работы, применяют дизельное топливо следующих марок:
Л (летнее)- при температуре
окружающего воздуха 0 С и выше,
З (зимнее)- при температуре окружающего воздуха минус 20 С и выше ( температура застывания топлива не выше минус 35 С ) и более морозостойкое топливо, применяемое при температуре минус 30 С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 С ),
А (арктическое)- при температуре окружающего воздуха минус 50 С и выше.
Слайд 15По содержанию серы дизельное топливо подразделяют на два вида: доля
серы не более 0,2%; доля серы не более 0,5%.
В условное
обозначение топлива марки Л - входят доля серы и температура вспышки, топлива марки З - доля серы и температура застывания, топлива марки А - доля серы.
Например, дизельное топливо Л-0,2-40 (ГОСТ 305-82) означает: летнее топливо с долей серы до 0,2% и температурой вспышки 400 С;
дизельное топливо З-0,2 минус 350 С (ГОСТ 305-82) означает: зимнее топливо с долей серы до 0,2% и температурой застывания минус 350 С;
дизельное топливо А-0,4 (ГОСТ 305-82) означает: арктическое топливо с долей серы 0,4%.
Слайд 162-й вопрос:
Назначение, характеристика, общее устройство и работа системы
питания двигателя воздухом и системы выпуска отработавших газов.
Слайд 17НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ
Система
питания двигателя воздухом служит для забора воздуха, очистки его от
пыли и подачи в цилиндры двигателя.
ТТХ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ВОЗДУХОМ
Слайд 18Система питания двигателя ЯМЗ-238 В воздухом состоит из:
Воздухоочистителя;
привода переключения
забора воздуха и соединительного патрубка;
впускных коллекторов.
К основным частям
воздухоочистителя относятся:
корпус 15,
Циклоны 22,
кассеты 14
крышка 26.
Слайд 19
РАБОТА ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ
Воздух, входя в циклоны, приобретает вращательное движение. Под действием центробежной
силы находящиеся в воздухе более крупные частицы пыли отбрасываются к
стенкам циклонов и попадают в бункер, оттуда через патрубок и эжекционную систему отсоса пыли удаляются в атмосферу вместе с отработавшими газами.
Очищенный в первой ступени воздух через трубки циклонов попадает в кассеты. Мелкие частицы пыли, не задержанные в первой ступени, улавливаются поверхностью проволочной набивки кассет, смоченной маслом. Пройдя кассеты, чистый воздух попадает в пространство над кассетами и оттуда через патрубок воздухоочистителя, соединительный патрубок и впускные коллекторы поступает в цилиндры двигателя.
Слайд 20
СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Система выпуска отработавших газов состоит из:
двух коллекторов 2 и 3 ;
двух выпускных трубопроводов (левого
и правого).
Левый выпускной трубопровод служит одновременно эжектором для отсоса пыли из первой ступени очистки воздухоочистителя.
Он состоит из:
газопровода с диффузором 5,
трубы 6 и
кожуха 4
Правый выпускной трубопровод состоит из:
концевой трубы 12,
переходной трубы 10
трубы 8.
Слайд 213-й вопрос:
Техническое обслуживание системы питания двигателя топливом и системы
питания двигателя воздухом.
Слайд 22
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТОПЛИВОМ
Своевременное и качественное техническое обслуживание
системы питания двигателя топливом обеспечивает его длительную и надежную работу.
Чтобы система питания двигателя топливом работала безотказно необходимо:
строго соблюдать указания по заправке баков топливом, обращая особое внимание на предохранение его от загрязнения;
проверять плотность соединения топливопроводов, обнаруженные течи немедленно устранять;
своевременно и качественно проводить техническое обслуживание системы питания двигателя топливом, строго придерживаться указаний по эксплуатации двигателя.
Слайд 23
ПРОВЕРКА КОЛИЧЕСТВА ТОПЛИВА В БАКАХ
установить транспортер на горизонтальную площадку;
установить рукоятку топливораспределительного крана против надписи «ЛЕВ.БАКИ» и «ПРАВ.БАКИ» на
табличке крана;
нажать на колпачок клапана топливомера, расположенного справа сзади механика-водителя, и выждав некоторое время для выравнивании уровней топлива в проверяемой группе баков и трубке топливомера, по шкале с надписью «ГРУППА БАКОВ» определить количество топлива в группе баков в литрах.
Для определения количества топлива во всех баках необходимо пользоваться шкалой топливомера с надписью «ВСЕ БАКИ». Рукоятка топливораспределительного крана при этом должна быть установлена против надписи ВСЕ ВКЛ. на табличке крана.
Слайд 24
СЛИВ ТОПЛИВА ИЗ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ
Для слива топлива из топливных баков
необходимо:
отвернуть болты и снять крышку люка под топливным баком;
завернуть в корпус сливной пробки топливного бака штуцер шланга для заправки топливом, придаваемый в одиночный комплект ЗИП;
отвернуть на два-три оборота сливную пробку и слить топливо в подставленную тару;
плотно завернуть сливную пробку и вывернуть штуцер шланга.
Инструмент : - ключ торцовый 12 мм, ключ к пробкам бортовых передач и топливных баков, шланг для заправки топливом.
Слайд 25ПРОМЫВКА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ БЕЗ СНЯТИЯ ИХ С ТРАНСПОРТЕРА
Промывать топливные баки
без снятия их с транспортера следует в таком порядке:
снять
крышки заливных горловин топливных баков;
отвернуть пробки заливных горловин топливных баков, предварительно очистив их от грязи, и вынуть сетчатые фильтры из заливных горловин;
отвернуть болты крепления крышек люков к днищу корпуса и снять крышки люков под каждой группой топливных баков;
завернуть штуцер шланга в корпус сливной пробки, отвернуть сливную пробку топливных баков и слить остатки топлива в подставленную посуду;
с помощью малогабаритного заправочного агрегата МЗА-3 промыть каждую группу баков; вставить раздаточный кран агрегата в заливную горловину промываемой группы баков и в течение 0,5 мин нагнетать топливо в группу баков при максимальной производительности насоса (60 л/мин);
выждав некоторое время для обеспечения полного слива топлива из баков, надежно затянуть сливные пробки топливных баков, установить крышки люков под топливными баками и прикрепить их болтами к днищу корпуса транспортера;
заправить топливные баки соответствующим сортом топлива;
установить сетчатые фильтры и ввернуть пробки в заливные горловины4
установить крышки заливных горловин.
Инструмент : - ключи торцовые 12 и 32 мм, ключ к пробкам бортовых передач и топливных баков, шланг для заправки топливом.
Слайд 26
СНЯТИЕ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ, ПРОМЫВКА ИХ И УСТАНОВКА
Порядок демонтажа топливных баков:
отвернуть болты крепления крышек люков к днищу корпуса и снять
крышки люков под каждой группой топливных баков;
завернуть штуцер со шлангом, который придается в одиночный комплект ЗИП, в корпус сливной пробки топливного бака;
отвернуть на два-три оборота сливную пробку топливного бака и слить топливо в подставленную тару;
снять сидения и спинки с нижних топливных баков;
отвернуть пробку и шурупы крепления заливной горловины;
отсоединить стяжные ленты крепления верхнего топливного бака;
отсоединить трубки подвода топлива в соединительные трубки между баками;
снять верхний бак, сохранив прокладки постелей и хомутов бака;
отсоединить трубки подвода и отвода топлива от нижнего топливного бака;
отсоединить три верхних и два нижних прижима нижнего бака ( расшплинтовать и отвернуть болты крепления прижимов топливного бака);
снять нижний топливный бак.
Залить в каждый топливный бак по 15-20 л топлива и путем взбалтывания промыть топливные баки. Устанавливаются топливные баки в последовательности, обратной демонтажу баков.
Инструмент :- ключи гаечные 10,12,14,17,19,27 и 32 мм, ключ, ключ к пробкам бортовых передач и топливных баков, шланг для заправки топливом.
Слайд 27
СНЯТИЕ С ДВИГАТЕЛЯ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Для снятия топливного насоса
высокого давления с двигателя необходимо выполнить следующие операции:
открыть над
моторный люк и зафиксировать его в этом положении стопорным устройством;
Отвернуть болты крепления соединительного патрубка к впускным коллекторам двигателя;
ослабить хомутик крепления соединительного шланга к патрубку воздухоочистителя;
отсоединить шланг подвода воздуха к компрессору от соединительного патрубка, ослабить хомутик крепления шланга, и снять соединительный патрубок;
отсоединить трубки высокого давления от насоса и форсунок;
отсоединить топливные трубки подвода и отвода топлива от топливоподкачивающего насоса;
отсоединить подводящую и отводящую топливные трубки от топливного насоса высокого давления;
расшплинтовать болты крепления ведущей полумуфты к корпусу муфты опережения впрыска топлива и отвернуть их;
отвернуть болты крепления топливного насоса к блоку двигателя и снять насос.
Инструмент:-- ключи гаечные 12,14,17,19 и 22 мм, отвертка.
Слайд 28
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ
Для обеспечения нормальной работы системы
питания двигателя воздухом необходимо:
следить за плотностью соединительной системы, не
допуская подсоса неочищенного воздуха в двигатель;
не допускать попадания воды в воздухоочиститель, так как из воздухоочистителя вода может попасть в цилиндры двигателя и вызвать гидравлический удар, сопровождающийся обычно поломкой деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя.
Техническое обслуживание воздухоочистителя заключается в периодической очистке фильтрующих элементов от пыли и пропитке их свежим маслом.
Периодичность очистки воздухоочистителя зависит от условий эксплуатации транспортера и должна выдерживаться согласно системе смазки.
Слайд 29Техническое обслуживание воздухоочистителя проводится в таком порядке:
открыть крышку люка моторного
отделения и зафиксировать ее в этом положении стопорным устройством;
отвернуть барашки
крепления крышки корпуса воздухоочистителя, снять крышку, расшплинтовать и отвернуть болты крепления стопорных планок, снять планки и вынуть фильтрующие элементы (кассеты) и войлочные прокладки;
нижнюю кассету промыть и пропитать дизельным топливом, дать стечь топливу до прекращения каплепадения;
среднюю и верхнюю кассеты промыть дизельным топливом, пропитать маслом трансмиссионным ТАП-15В или маслом МТ-16П,нагретым до температуры не ниже плюс 60гр.С,и дать ему стечь; при температуре окружающего воздуха плюс15-20гр С продолжительность стекания масла, нагретого до 60 грС, должна быть 2ч,80грС-1,5ч,до 100грС-0,5 ч; повышение температуры окружающего воздуха ускорит процесс стекания масла.
Для стекания масла кассету устанавливать под углом 45-60гр.
Категорически запрещается встряхивание кассет для ускорения стекания масла.
Слайд 30При необходимости промывки циклонов и бункера воздухоочистителя следует:
отвернуть гайки
шпилек крепления корпуса воздухоочистителя к картеру маховика;
ослабить хомутики крепления
шлангов к патрубкам корпуса и бункера воздухоочистителя, снять корпус, вынуть войлочную прокладку, а соединительный патрубок впускных коллекторов закрыть деревянной заглушкой;
тщательно промыть бункер и циклоны воздухоочистителя чистым дизельным топливом или бензином и просушить;
установить корпус воздухоочистителя на место в обратной последовательности. Болты крепления стопорных планок зашплинтовать проволокой.
Перед установкой войлочных прокладок в корпус и между кассетами смазать их смазкой Литол-24.
По окончании технического обслуживания воздухоочистителя закрыть крышку люка моторного отделения.
Для увеличения периодичности технического обслуживания воздухоочистителя при эксплуатации (кроме МТЛБВМ) в условиях повышенной запыленности воздуха необходимо устанавливать удлинитель воздухозаборной трубы.
Инструмент:-- ключи гаечные 10,17,19 и 24 мм, отвертка.