Слайд 1ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Преподаватель
подполковник
Бахуревич Виктор Степанович
Слайд 2ТЕМА 3: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТЕРА ТЯГАЧА МТЛБ.
ЗАНЯТИЕ 8: Электрооборудование МТЛБ
(аккумуляторные батареи) и приборы наблюдения.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1.Изучить со студентами общее устройство
электрооборудования транспортера тягача МТЛБ.
2.Изучить со студентами общее устройство приборов наблюдения транспортера тягача МТЛБ.
3.Воспитывать у обучаемых чувство уверенности в надежности и безотказности транспортера тягача МТЛБ.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс технической подготовки
МЕТОД: Групповое занятие
ЛИТЕРАТУРА:
1.Техническое описание и инструкция по эксплуатации транспортера тягача МТЛБ. Часть 1. М., Воениздат, 1989.
2.Техническое описание и инструкция по эксплуатации транспортера тягача МТЛБ. Часть 2. М., Воениздат, 1990.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Плакаты:
Макет МТЛБ
Узлы и агрегаты электрооборудования
Слайд 3УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Назначение и общее устройство источников электрической энергии.
2.Назначение и
общее устройство потребителей электрической энергии.
3.Назначение и общее устройство Контрольно-измерительных и
смотровых приборов
Слайд 4
1-й вопрос:
Электрооборудование.
Назначение и общее
устройство источников электрической энергии.
Слайд 5
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Электрооборудование транспортера-тягача состоит из:
источников электрической энергии,
потребителей электрической энергии»
контрольно-измерительных приборов,
вспомогательной
аппаратуры и проводов.
Слайд 6К ИСТОЧНИКАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ОТНОСЯТСЯ:
две аккумуляторные батареи,
генератор с реле-регулятором.
К ПОТРЕБИТЕЛЯМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ:
стартер,
электродвигатели системы подогрева двигателя,
системы
отопления и вентиляции, вентилятора обдува и ФВУ,
электромагнитный клапан,
запальные свечи подогревателя и отопителя,
звуковой сигнал,
стеклоочистители,
система обогрева лобовых и защитных стекол,
электролампы системы освещения и сигнализации.
Слайд 7К КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ПРИБОРАМ ОТНОСЯТСЯ:
вольтамперметр,
спидометр,
манометры масла и воздуха,
термометр для воды.
К ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРЕ ОТНОСЯТСЯ:
включатель батареи,
выключатели
потребителей электроэнергии,
штепсельные розетки,
предохранители,
штепсельные разъемы,
фильтр радиопомех,
контактор включения реле стартера.
Слайд 8
ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
На транспортере-тягаче установлены две кислотные стартерные батареи
6СТЭН-14ОМ. Напряжение на зажимах каждой аккумуляторной батареи 12 В, емкость
140 А-ч, соединение батарей последовательное.
Аккумуляторные батареи предназначены для питания всех потребителей электрической энергии при неработающем двигателе и при работе двигателя на малой частоте вращения, а также для питания потребителей совместно с генератором, когда потребляемый ими ток превосходит допустимую для генератора величину.
Слайд 9Аккумуляторная батарея состоит из шести одинаковых по устройству аккумуляторов, помещённых
в деревянном ящике, закрываемом крышкой. Ящик и крышка окрашены кислотостойким
лаком. На передней стенке ящика закреплены выводные зажимы, закрываемые защитной коробкой, исключающей случайные замыкания зажимов аккумуляторной батареи. Правый выводной зажим положительный (+), левый отрицательный (—). На передней стенке ящика указан тип батареи 6СТЗН-140М.
Цифры и буквы (маркировка) обозначают следующее:
6 — число соединенных последовательно аккумуляторов;
СТ - назначение батареи, т.е. данная батарея стартерная;
ЭН — материал — эбонит и способ изготовления пластин - намазные;
140 - емкость батареи при 20-часовом режиме разряда;
М — материал сепараторов - мипор или мипласт.
Для удобства транспортирования на передней и задней стенках ящика предусмотрены ручки.
Слайд 10КАЖДЫЙ АККУМУЛЯТОР СОСТОИТ ИЗ:
призмы ,
Положительных и отрицательных пластин,
отделенных друг от друга сепараторами.
В каждом аккумуляторе
находится девять положительных и десять отрицательных пластин.
Сверху каждый аккумулятор закрывается крышкой и герметизируется мастикой. В крышке имеются три отверстия. Центральное отверстие, через которое заливается электролит, закрыто пробкой, через остальные два отверстия выведены штыри полублоков пластин.
Аккумуляторные батареи размещаются в корзинах установленных в правой боковой полости грузовой платформы, и крепятся лентами и. Корзины крепятся к корпусу болтами через амортизаторы. В корзине уложена амортизационная прокладка.
Положительный зажим аккумуляторной батареи Б1 соединен с отрицательным зажимом батареи Б2 проводом;
К отрицательному зажиму батареи Б1 подсоединяется провод включателя батарей.
Положительный зажим аккумуляторной батареи Б2 соединен с силовым проводом стартера и проводом розетки внешнего запуска.
Слайд 11Установка аккумуляторных батарей
Слайд 12
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА
Генераторная установка, включающая генератор Г-290-0 и реле-регулятор РР-361А, предназначена
для питания электрической энергией потребителей и подзарядки аккумуляторных батарей при
работающем двигателе.
ГЕНЕРАТОР Г-290-0
трехфазный, синхронный, переменного тока, с электромагнитным возбуждением, со встроенным кремниевым выпрямителем. Он вырабатывает номинальное напряжение 24 В и номинальный постоянный ток 150 А, является основным источником электрической энергии на транспортере-тягаче.
Генератор устанавливается на кронштейне, закрепленном на верхней крышке блока цилиндров двигателя. К кронштейну генератор крепится двумя лапами, выполненными на крышках его корпуса. Лапы генератора соединяются с кронштейном двумя болтами. Третьей лапой генератор крепится к планке. Привод генератора осуществляется ременной передачей от шкива. Натяжение ремней обеспечивается натяжным устройством, которое состоит из кронштейна, ролика и натяжного винта.
Возбуждение генератора включается включателем расположенным на щитке приборов водителя; при этом загорается контрольная лампа.
Слайд 14РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РР-361А
Реле-регулятор РР-361А обеспечивает:
подключение к бортовой сети и отключение от
нее цепи об
мотки возбуждения генератора при включении включателя на щитке
приборов водителя;
автоматическое поддержание напряжения генератора в пределах 26,5—29,56 В при всех изменениях частоты вращения ротора генератора, тока нагрузки и температуры;
автоматическую защиту генератора от перегрузки (ограничение тока);
автоматическую блокировку стартера, т. е. автоматическое отключение стартера после пуска двигателя и поддержание затем стартерной цепи в отключенном состоянии при работающем двигателе;
автоматическую защиту полупроводникового триода (транзистора) от случайных коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения генератора.
Реле-регулятор установлен на правом наклонном листе.
Слайд 15
2–й учебный вопрос:
Назначение и общее устройство потребителей электрической
энергии.
Слайд 16
ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
СТАРТЕР
Электрический стартер СТ-103 с электромагнитным тяговым реле предназначен
для пуска двигателя.
Мощность стартера 9,5 л/с, напряжение 24 В,
направление вращения правое.
Стартер представляет собой сериесный электродвигатель постоянного тока.
ОСНОВНЫМИ ЧАСТЯМИ СТАРТЕРА ЯВЛЯЮТСЯ:
корпус ,
якорь ,
передняя и задняя крышки,
привод включения,
тяговое реле .
Слайд 17Kopпyc изготовлен из мягкой стали в виде цилиндра. Внутри корпуса
прикреплены винтами четыре полюсных сердечника обмоткой возбуждения.
Якорь стартера размещен внутри
корпуса. Он состоит из вала, сердечника, обмотки и коллектора. Обмотка якоря выполнена из толстого провода прямоугольного сечения. Опорами якоря служат три бронзовые втулки, расположенные в передней и задней крышках и промежуточной опоре. На заднем конце' якоря расположен коллектор. На переднем конце вала якоря нарезана прямоугольная четырехзаходная резьба механизма привода стартера. В задней крышке смонтирован щеткодержатель c меднографитовыми щетками. Всего в стартере установлено восемь щеток, по две на каждую полюсность. Все щетки изолированы.
Привод стартера смонтирован в передней крышке. Он служит для соединения шестерни стартера с зубчатым венцом маховика во время запуска двигателя и автоматического отключения после запуска двигателя. Привод стартера состоит из барабана, пружины барабана, шестерни, пружины шестерни, переднего конца вала якоря с прямоугольной резьбой и упорного кольца. Барабан, свободно посаженный на резьбу переднего конца вала якоря, может передвигаться по ней: перемещать шестерню стартера, которая насажена на эту же резьбу, и вводить ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. Барабан с помощью приводного рычага соединен с реле стартера.
Включение стартера дистанционное с помощью электромагнитного тягового реле.
Слайд 18РАБОТА СТАРТЕРА
При нажатии на кнопку стартера ток от аккумуляторной батареи
поступает во втягивающую и удерживающую обмотки реле. Под действием магнитного
поля обмоток перемещается якорь и вместе с ним барабан, который, двигаясь вперед, вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика. Перемещение шестерни ограничивается упорным кольцом.
После зацепления шестерни стартера с венцом маховика диск якоря замыкает контакты клемм стартера и включает силовую цепь стартера. Стартер начинает вращаться, проворачивая коленчатый вал двигателя.
После пуска двигателя число оборотов маховика возрастает и скорость вращения шестерни стартера резко увеличивается, значительно превышая скорость вращения вала якоря. Шестерня стартера, благодаря наличию резьбы, автоматически свинчивается, отходит назад, выходит из зацепления с венцом маховика и фиксируется в исходном положении.
Стартером рекомендуется пользоваться не более 20 с. Повторный пуск можно производить через 1—2 мин. Допускается не более трех повторных пусков. Если двигатель не запускается, следует найти и устранить причину неисправности.
Стартер установлен на блоке двигателя слева. Включается стартер нажатием на кнопку , расположенную на щитке приборов водителя.
Слайд 19
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
Электродвигатель МБП-ЗН служит для привода насосного агрегата системы подогрева.
Электродвигатель сериесный,
постоянного тока двухрежимный. Направление вращения якоря правое. Включается двигатель переключателем
расположенным на щитке подогревателя. Переключатель имеет три положения, которые соответствуют: «Нейтральное» — выключению двигателя; «Пуск» — пониженным оборотам двигателя; «Работа» — полным оборотам двигателя.
Электродвигатель МЭ-65В отопителя служит для привода нагнетателя воздуха, топливного насоса и вентилятора подачи воздуха. Он монтируется внутри кожуха отопительно-вентиляционнон установки ОВ-66. Электродвигатель двухрежимный, включается переключателем установленным на щитке отопителя, расположенном на задней стенке отделения управления. Головка переключателя может занимать три положения:
первое (положение «О») — головка вдвинута в корпус; в этом положении двигатель отключен;
Второе (положение«1») — головка выдвинута из корпуса
до первого фиксируемого положения; при этом положении электродвигатель включается на полные обороты;
третье (положение «2») —головка выдвинута из корпуса во второе фиксируемое положение; при этом положении устанавливаются пониженные обороты двигателя.
В цепь электродвигателя отопителя введено реле перегрева, которое служит для выключения электродвигателя при получении сигнала от датчика перегрева о перегреве отопительной установки (при нагреве воздуха выше 170°С). Реле перегрева установлено на щитке отопителя, датчик перегрева установлен в крышке кожуха отопителя в месте выхода нагретого воздуха.
Слайд 20Электродвигатель МЭ-205 является приводом вентилятора обдува водителя, установленного в отделении
управления на лобовом листе. Включается электродвигатель включателем расположенным на щитке
приборов водителя.
Электродвигатель ЭД-25 является приводом нагнетателя фильтровентиляционной установки. Он установлен внутри кожуха нагнетателя, включается включателем расположенным на щитке приборов водителя.
ЗАПАЛЬНЫЕ СВЕЧИ
Запальная свеча подогревателя установлена в камере сгорания и служит для зажигания рабочей смеси в момент пуска системы подогрева. Включается свеча включателем расположенным на щитке подогревателя. Свеча накаливания отопителя установлена в камере сгорания отопителя и служит для воспламенения смеси. Свеча накаливания включается включателем, расположенным на щитке отопителя.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ
Для звуковой сигнализации на транспортере-тягаче применен электрический сигнал С314Г установленный на лобовом листе снаружи. Сигнал постоянного тока, безрупорный. Регулируется сигнал поворотом винта прерывателя со стороны дна корпуса. При вращении винта вправо потребляемый ток и амплитуда колебаний увеличиваются. Включается сигнал нажатием на кнопку расположенную на щитке приборов водителя.
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ
Стеклоочистители предназначены для очистки ветровых стекол транспортера-тягача от атмосферных осадков. На транспортере-тягаче установлены два однощеточных электрических стеклоочистителя СЛ 231. Каждый из них включает электродвигатель, обеспечивающий колебательное движение щетки по ветровому стеклу, и щетки. Стеклоочистители включаются с помощью включателей, расположенных на редукторе стеклоочистителя.
Слайд 21
СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ
Фары ФГ-122Н 28 предназначены для освещения дороги впереди транспортера-тягача
во время движения. Фары с герметичным оптическим элементом и светомаскировочной
насадкой АС-122. Включаются фары центральным и ножным переключателями света. Переход на режим полного затемнения осуществляется поворотом светомаскировочного козырька насадки фары.
Подфарники ПФ-101В служат передними световыми указателями габарита и поворота. Они установлены в передней части транспортера-тягача и закрепляются двумя болтами. Включаются подфарники центральным и ножным переключателями света.
Плафон ПК-201А 32 служит для внутреннего освещения отделения управления, расположен на левом боковом листе. На корпусе плафона смонтированы две клеммы с винтами для подсоединения проводов. Клеммы изолированы и подсоединяются, в сеть по двухпроводной схеме. Включатель расположен рядом с плафоном.
Плафон ПК-201Л служит для внутреннего освещения платформы. Установлен он в передней части платформы и включен в сеть по двухпроводной схеме. Рядом с плафоном находится его выключатель.
Переносная лампа ПЛТ-50 предназначена для местного освещения. Для включения переносной лампы на транспортере-тягаче имеются три розетки: одна на щитке приборов водителя, вторая на щитке командира и третья на кормовом листе корпуса.
Слайд 22
Фонарь КЛСТ-64 расположен на правом щитке. Он имеет шторку для
регулирования освещенности. Включатель расположен рядом с фонарем.
Контрольная спираль включается в
цепь свечи накаливания подогрева последовательно и контролирует ее работу. Контрольная спираль установлена на щитке подогревателя. Контрольная спираль включается в цепь свечи накаливания отопителя последовательно и контролирует ее работу. Контрольная спираль установлена на щитке приборов отопителя.
Контрольный фонарь с зеленой линзой установлен на щитке приборов отопителя и служит для определения начала работы отопительной установки.
Датчик горения установлен в выпускном патрубке отопителя. Как только начинает работать отопительная установка, контрольный фонарь загорается.
Поворотная фара-искатель (прожектор) ФГ-16И предназначена для освещения дороги и предметов, расположенных по бокам за пределом зоны, освещенной фарами основного света.В фаре установлен оптический элемент, в котором устанавливаются гладкое прозрачное бесцветное стекло и двухнитевая лампа накаливания (используется нить дальнего света).
Фара устанавливается на поворотный кронштейн в лобовом листе снаружи, что позволяет поворачивать ее в горизонтальной и вертикальной плоскостях рукояткой, расположенной в отделении управления на передней стенке. Включается фара включателем прожектора расположенным на щитке приборов водителя.
Слайд 23
Задние фонари ФП-101 38 служат для подачи светового сигнала торможения
«Стоп», задних указателей, поворота и обозначения заднего габарита. Устанавливаются они
на задней части наклонных листов крыши. Внутреннее пространство корпуса фонаря разделено перегородкой на две самостоятельные камеры, внутри которых находятся однонитевые лампы А24-3 и А24-21.
Центральный переключатель света П-38 27 расположен на щитке приборов. Он служит для включения передних фар, подфарников, задних фонарей.
Головка центрального переключателя света может занимать три положения:
I (исходное; головка вдвинута в корпус)—все указанные выше
приборы отключены;
II (головка выдвинута из корпуса до первого фиксируемого
положения)—включены задние габаритные фонари. В этом положении ножным переключателем света П-39-4 можно включить подфарники или ближний свет фар;
III (головка выдвинута из корпуса во второе фиксируемое положение)— включены задние габаритные фонари. В этом положении ножным переключателем можно включить ближний или дальний свет фар.
Обогревные стекла
Особенностью обогревных стекол транспортера-тягача является то, что стекла нагреваются специальной токопроводящей пленкой, расположенной между двумя склеенными стеклами.Включается обогрев стекол включателями «Обогрев стекла», расположенными на щитке приборов водителя и правом щитке;
Слайд 243–й учебный вопрос:
Назначение контрольно-измерительных и смотровых приборов.
Слайд 25
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
ВОЛЬТАМПЕРМЕТР
Вольтамперметр ВА-340 4 предназначен для измерения силы тока
и напряжения в электрической сети транспортера-тягача. Вольтамперметр магнитоэлектрический. Он установлен
на щитке приборов водителя и вмонтирован в металлический корпус. На лицевой стороне корпуса имеется кнопка, при нажатии на которую прибор подключается в сеть параллельно и работает в качестве вольтметра. Если кнопка не нажата, прибор включается в сеть последовательно и работает в качестве амперметра, показывая силу зарядного тока (отклонение стрелки вправо) или силу разрядного тока (отклонение стрелки" влево).
СПИДОМЕТР
Спидометр СП-135 служит для определения скорости движения и пройденного пути. Он установлен на щитке приборов водителя. Привод к спидометру осуществляется от левой бортовой передачи посредством гибкого вала ГВН-20В.
ЭЛЕКТРОТЕРМОМЕТР
Электротермометр ТУЭ-48-Т 3 служит для контроля температуры охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя. Он установлен на щитке приборов водителя; приемник электротермометр П-1-Т установлен в водяной трубе левой головки цилиндров.
ЭЛЕКТРОМАНОМЕТР
Электроманометры ТЭМ-15 2 служат для измерения давления в системе смазки двигателя и в пневмосистеме.Электроманометры установлены на щитке приборов водителя. Датчики электроманометров установлены: один — на правом блоке двигателя в масляной магистрали, другой — в воздухораспределителе.
Электроманометр ЭДМУ-6Н 5 служит для контроля давлении в системе смазки главной передачи. Он установлен на щитке приборов водителя, его датчик на корпусе главной передачи.
Слайд 27
СМОТРОВЫЕ ПРИБОРЫ
УСТАНОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИБОРЫ
три стеклоблока Б-2; два из них расположены
в левой и правой боковых листах отделения управления, третий —
в правом верхнем борту грузовой платформы;
три смотровых прибора ТНПО-170 А водителя у лобового листа перед водителем;
один смотровой прибор ТНПО-170 А нa правой двери кормы платформы;
два смотровых прибора с левой и правой стороны установки ТКБ-01-1.
Слайд 28
ПРИБОРЫ ТНПО- 170
Смотровые приборы ТНПО-170 предназначены для наблюдения за дорогой
и местностью. Прибор ТНПО-170 представляет собой призменный перископ с электрообогревном
входного и выходного окон.
ПРИБОР СОСТОИТ ИЗ:
корпуса верхней призмы,
нижней призмы,
крышек,
донышка,
штепсельного разъема,
состоящего из вилки и розетки.
Призмы уплотняются в корпусе герметиком и манжетами. К призмам приклеены обогревные стекла. Между призмами и стеклами находятся датчики температуры (термисторы). Приборы установлены в специальные шахты и уплотняются прокладками. К прибору подсоединяется кабель от регулятора температуры РТС-27-ЗЛ расположенного в отделении управления на лобовом листе.
Один смотровой прибор водителя является ведущим. Ведущий прибор реагирует на изменение температуры и через регулятор температуры стекол РТС-27 управляет обогревом остальных стекол. В походном положении средний прибор ТНПО-170у4 укладывается в ящик, размещенный на левом наклонном листе в отделении управления.
Слайд 29
ТНПО- 170
Смотровой прибор
ТНПО-170 А,
1 - обогревное стекло; 2
- корпус; 3 - герметик; 4 - нижняя
призма;
5 и 7 —манжеты; 6 - прокладка; 8 - верхняя Призма; 9 и 11 - крышки;
10 - донышко; 12 - вилка; 13 - розетка
Слайд 30
СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРИБОРОВ ТНП0-170А
Слайд 31
ПРИБОР ТВН-2Б
Прибор ТВН-2Б предназначен для наблюдения за дорогой и местностью
при вождении транспортера-тягача ночью.
В комплект прибора входят: прибор наблюдения ТВН-2Б,
блок питания, запасные части и принадлежности.
Прибор ТВН-2Б и ЗИП к нему укладываются в ящик. Комплект прибора ТВН-2Б и фара ФГ-125 приобретаются и устанавливаются эксплуатирующей организацией.
В походном положении, ящик с прибором ТВН-2Б и ЗИП к нему устанавливаются на стенке ограждения двигателя между двумя откидными сиденьями в проходе.
Для установки прибора ТВН-2Б необходимо:
вынуть из шахты средний прибор ТНПО-170 А механика-водителя и уложить его в футляр, находящийся на левом наклонном листе в отделении управления.
Установить валик крепления прибора ТНПО-170у4 за налобник.
Вынуть прибор ТВН-2Б с наставкой, прокладкой и тягами из укладочного ящика. Убедиться, что рукоятка шторки прибора занимает положение «Закр.»;
вставить прибор ТВН-2Б в освобожденную шахту;
надеть тяги на палец и завернуть гайки - барашки,
добиваясь равномерного уплотнения прокладки по контуру прибора.
Блок питания прибора устанавливается на двух кронштейнах, приваренных к центральной балке над ограждением кардана. В проушины панели блока питания продеваются амортизаторы. Затем блок крепится к кронштейнам.
Слайд 33Кабель от блока питания к смотровому прибору прокладывается и крепится
в скобках болтами, крепящими жгуты электрооборудования и лобового стекла.
Для
подсоединения кабеля к прибору свинчивается наконечник и штекер кабеля, которым он оканчивается, гайкой соединяется с высоковольтным вводом. Для крепления конца кабеля питания имеется зажим
Провод блока питания одним концом подсоединяется на колодку, а другим концом заделывается в штепсельный разъем блока питания.
Скобой закрепляются провод питания и кабель от блока питания к смотровому прибору. Скоба закреплена на бонке в районе установки блока питания. При работе прибора используются штатные фары, на которые устанавливаются инфракрасные фильтры ФГ2-200Г.
Установка блока питания и укладка кабеля должны производиться до установки прибора ТВН-2Б в шахту.