Слайд 1Технологические особенности работы с аудиторией
Составитель:
Зайцева Т.В.,
ст. преп. каф. СКД
Слайд 3Характеристика аудитории
Целевая аудитория – совокупность реальных и потенциальных потребителей, проявляющие
сходные черты поведения и одинаковую реакцию на мероприятие.
Контактная группа -
различные социальные субъекты и силы, которые имеют заинтересованность в мероприятии или решаемой проблеме.
Слайд 4Анализ исходного состояния аудитории
ПАРАМЕТРЫ
проблемы, носителем которых является данная общность;
социально-психологические и
культурные особенности общности: ценности, нравы, обычаи, традиции и пр.;
ресурсы, которые
можно задействовать: материальное положение, мотивация, статусный или культурный капитал, ЗУНы и пр.
Слайд 5Этапы определения аудитории
Классификация социальной среды на однородные группы (географические, социально-демографические,
психолого-поведенческие, социально-культурные, экономические и т.д.)
Определение целевой аудитории
Выявление контактных групп
Характеристика целевых
и контактных групп (причины мотивация, источник нормативной активности, возможности и границы влияния на сознание и поведение)
Оптимизация модели целевой и контактной групп (дополнение, замена или обоснование модели «идеальной аудитории»)
Слайд 6Сегментирование аудитории
Номинальные группы – искусственно сконструированные для решения определенных задач:
статистический учет, анализ структуры населения и пр.
пассажиры общественного транспорта
зрители популярной
программы
многодетные семьи
жители коммунальных квартир
Слайд 7Сегментирование аудитории
Реальные группы – объединенные объективно существующими и субъективно осознаваемыми
признаками
пол
возраст
образование
профессия
доход
национальная и этническая принадлежность
территориальные признаки
вероисповедание
факты биографии
Слайд 8Сегментирование аудитории
Агрегатные группы – случайное скопление людей, объединенных временными поведенческими
признаками
аудитория радио
зрители театральной постановки
болельщики на стадионе
очередь
группа прохожих
Слайд 9Сегментирование аудитории
Социальные институты
Общественные объединения – добровольные, самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные
по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих
целей
Слайд 10Сегментирование аудитории
Социальные институты
Социальные организации – целенаправленно сформированные на основе институционализированных
механизмов регуляции для выполнения легитимной цели
Слайд 11Сегментирование аудитории
Малые группы – небольшие по численности, находящиеся в непосредственной
коммуникации и объединенные общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами
поведения
компания
спортивная команда
класс
фанаты
туристическая группа
Слайд 12Модель анализа аудитории
Социально-культурная среда – пространство, в котором функционирует субъект,
а также условия его жизни
художественная среда обитания
культурно-историческое наследие
социально-психологическая среда
духовно-нравственная среда
экологическая
среда обитания
политическая среда
Слайд 13Модель анализа аудитории
Сфера деятельности личности – пространство, в котором человек
расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергия)
производственно-образовательная
досугово-рекреационная
физкультурно-оздоровительная
Слайд 14Модель анализа аудитории
Образ жизни – процесс деятельности человека, который сознательно
распределяет свои ресурсы (время и энергия) в соответствии с ценностями,
потребностями, проблемами
Образ жизни – это качество жизни и деятельности, индикаторами которого выступают ценности и соответствующие виды и формы их практической презентации
Слайд 15Модель анализа аудитории
Критерии характеристики
образа жизни
уровень сформированности и развития человека
как субъекта социальных и культурных отношений
способность максимально использовать социально-культурную среду
и сферы деятельности для развития и реализации творческих сил
доминирующие жизненные ценности, как ориентиры в выборе стратегии поведения
личные проблемы, определяющие формы и характер активности человека
Слайд 16Домашнее задание
Разработать нормативную («идеальную») модель личности студента вуза культуры:
а) базовые
жизненные ценности
б) личные качества
Слайд 17Цель
Нормативное поведение - формирование постоянной готовности человека к определенному
стилю поведения, поддерживаемая определенным состоянием сознания в силу выработанной привычки
Механизм
достижения - включение стандартов поведения (данная черта становится личностным свойством) в систему базовых ценностей личности
Критериями сформированности является
наличие спроса
Слайд 18Технологии формирования спроса
Проблематизация сознания – предложение решения личных проблем путем
предварительной постановки человека в ситуацию, когда он начинает осознавать собственную
«социальную неполноценность», вызванную отсутствием «знаковых» норм поведения
Слайд 19Технологии формирования спроса
Ограничение доступности – хороший запрет или декламированный дефицит
повышает значимость информации
Слайд 20Технологии формирования спроса
Референтация нормативных стандартов – мотивация к той или
иной формы поведения через значимую для целевой аудитории личность
Слайд 21Технологии формирования спроса
«Выгодная сделка» – усиление привлекательности формы поведения за
счет «пакетных» преимуществ
Слайд 22Технологии формирования спроса
Качественная динамика – усиление привлекательности формы поведения за
счет «нового», «улучшенного» результата
Слайд 23Критерии характеристики аудитории
Личностная проблема – различные грани субъективных переживаний
неоптимальная среда
обитания –
ограничение возможности самореализации
неудовлетворенность сферами жизнедеятельности –
отсутствие соответствующих условий
для удовлетворения жизненно важных
потребностей
дисбаланс в структуре образа жизни –
ценностный
информационный
технологический
Слайд 24Критерии характеристики аудитории
Потребности – осознаваемая и переживаемая человеком нужда в
определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и
развития
Концепция А. Маслоу
Физиологические потребности
Потребность в безопасности
Социальные потребности
Потребность в самоактуализации
Слайд 25Критерии характеристики аудитории
Перечень потребностей
Слайд 26Критерии характеристики аудитории
Мотивы – побуждение к действию, возникающие при осознании
взаимосвязи проблем-потребностей и средств их разрешения
Мотивы – переход внешних
факторов во внутренние побуждения к действию
Модели мотивации
«Для-того-чтобы» - стремление к осознанной ценностно обусловленной цели; апелляция к желаемому будущему
«Потому-что» - стремление избавиться от нежелательной ситуации; апелляция к переживаемым проблемам в прошлом
Слайд 27Критерии характеристики аудитории
Интерес – эмоционально окрашенное отношение человека к объектам,
явлениям, которые воспринимаются как необходимые средства и условия разрешения проблем,
удовлетворения потребностей
Слайд 28Критерии характеристики аудитории
Ценности – синтез жизненных целей и средств их
достижения, который выполняет функцию фундаментального ориентира, обеспечивая интеграцию общества и
помогая человеку осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях
Слайд 29Критерии характеристики аудитории
Слайд 30Критерии характеристики аудитории
Жизненная стратегия – социально, психологически и культурно обусловленная
система долгосрочных жизненных перспектив человека, фиксирующая и определяющая совокупность ценностей,
норм, форм поведения
Слайд 31Критерии характеристики аудитории
Типы жизненных стратегий
Гедонист – направленность на себя (удовольствие,
благополучие)
Формалист – ориентир на внешние атрибуты жизнедеятельности (социальный статус, престиж)
Инструменталист
– направление на дело, решение задач (профессиональный успех)
Эссенциалист – стремление к постоянному самосовершенствованию (свобода творчества, индивидуальность, поиск альтернатив, реализация личностных потенциалов, стремление понять себя и мир)
Слайд 32Критерии характеристики аудитории
Жизненный стиль – совокупность значимых ценностей, норм, интересов,
стереотипов поведения, форм поведения
Слайд 33Критерии характеристики аудитории
Слайд 34Критерии характеристики аудитории
Сферы формирования жизненных стилей
Шоу-бизнес – поклонники поп- и
рок-идолов
Спорт – фанаты
Индустрия моды – манифестация своей принадлежности к элите
Нетрадиционные
религии – представители оккультных движений, сект, групп, предлагающих рецепт избавления от страданий и обретения счастья
Досуг – пространство, формы организации, включающие в себя социальные маркеры
Туризм – человек путешествующий
Слайд 35Условия формирования жизненного стиля
Включение человека в значимую социальную группу
Наличие лидера,
наделенного символическими ресурсами, делающего его референтом (кумиром)
Искусственная демонстрация принадлежности к
социальной группе
Статусный рост личности внутри социальной группы, как результат совместной деятельности