Слайд 1
ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Слайд 2План :
Обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до
36 месяцев).
Слайд 3 Цели и задачи логопедического обследования.
Цель логопедического обследования – определение
путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на
основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Слайд 4Этапы логопедического обследования .
ориентировочный этап, на котором проводится сбор
анамнеза и установление контакта с ребёнком;
дифференцировочный этап, включающий в себя
обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;
основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);
заключительный этап, включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
Слайд 5 Обследование доречевого развития младенца
(от рождения до 12 месяцев)
I этап
(период новорожденности)
– характер первого крика новорожденного ;
– физиологическая функция
дыхания;
– интенсивная терапия в неонатальном периоде ;
– хирургические мероприятия в неонатальном;
– первое кормление ребенка грудью;
– причины раннего искусственного вскармливания ;
– длительность кормления;
– характер сосательных и глотательных движений при кормлении.
Слайд 6II этап (1 – 3 месяца)
– характер реакций на голод,
охлаждение или перегрев при купании ;
– появление первых мимических гримас,
их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;
– начальное зрительное и слуховое сосредоточение;
– «оральное внимание» ;
– наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;
– характер преобладающих реакций на раздражители : крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;
– характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;
– проявление положительных эмоций в комфортных условиях, напри-
мер, после кормления или смены мокрых пеленок.
Слайд 7Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:
– начальное гуление – «гуканье»;
–
истинное гуление (время его появления, длительность и напевность
голосовой продукции, наличие
голосовой и двигательной аутостимуляции,
особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активногогуления после звуковой или двигательной стимуляции);
– первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их
проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;
– монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный
/немодулированный характер первой доречевой продукции.
Слайд 8III этап (3 – 6 месяцев)
– характер голосовых реакций младенца
и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно
смотрят на него ;
– особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации ;
– переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности ;
– особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или из-
бегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;
– неполноценность комплекса оживления
– патологические трудности при переходе на густую пищу наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимичес кой мускулатуре
Слайд 9IV этап (6 – 9 месяцев)
Особенности формирования лепета.
Особенности формирования понимания
обращенной речи.
3) Развитие паралингвистических форм коммуникации.
4) Развитие навыков глотания и
формирование навыков жевания
твердой пищи.
5) Характер взаимодействия матери и ребенка.
Слайд 10V этап (9 – 12 месяцев)
– первоочередное усвоение основных прагматических
аспектов человеческой коммуникации ;
– хорошее понимание обращенной речи;
– завершение лепетной
стадии
– появление первых слов и переход к речевой коммуникации
– условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм;
– сформированность базовых навыков глотания и жевания.
Слайд 11Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента
произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования
ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога) а трудности формирования коммуникативной деятельности – консультирования у детского психолога.
Слайд 12Обследование речи ребенка преддошкольного возраста
(от 12 до 36 месяцев)
Важно
правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого
развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.
Последовательность стадий овладения родным языком в онтогенезе определяет специфические особенности его использования в речевом общении у детей раннего возраста:
обязательное опережающее развитие понимания обращенной речи;
) первоочередное усвоение некоторых прагматических аспектов при более медленном и постепенном овладении фонологическим, морфологическим и синтаксическим аспектами;
использование для выражения коммуникативных намерений значительного количества разнообразных невербальных средств ;
Слайд 134) Соотношение между накоплением словарного запаса и развитием мышления;
5) выраженная
зависимость уровня речевого развития от других важных показателей развития ребенка
раннего возраста ;
Логопеду при осмотре ребенка следует использовать следующие методы обследования:
– анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники);
– беседа с родителями;
– наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание – раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;
Слайд 14– изучение медицинской документации;
– собственно логопедическое обследование ребенка:
строения и
функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1
г. 6 мес.),
дифференцированного слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций,
объем пассивного и активного словарного запаса.
Слайд 15Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания, которые можно условно
разделить на несколько диагностических блоков:
– исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности,
рисования,
слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики – проводится детским психологом;
– исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом.
Слайд 16При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание:
– на умение
ребенка выполнять действие по словесной инструкции;
– на то, какой рукой
ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);
– на ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;
– на эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.
Слайд 17Первые задания ( «Собери пирамидки»), относящиеся к блоку неречевых заданий,
для определение уровня моторного и интеллектуального развития, носят предварительный, ориентировочный
характер для оценки перцептивных, моторных, когнитивных предпосылок формирования речевой деятельности.
Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай звучащую игрушку», «Кто так говорит?»). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале («Что это такое?»,
«Что делает?» и т.п.).
Слайд 18Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводится с ребенком, даже если
родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы
по картинкам не слушает, т.к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуальный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказывает его.
Слайд 19Обследование детей проводится в присутствии родителей в форме индивидуального консультирования.
Такая форма обследования обусловлена следующими причинами:
• ребенок раннего и младшего дошкольного
возраста психологически не отделен от
матери (лица, воспитывающего его), поэтому присутствие родных позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность;
• присутствие родителей выявляет характер взаимодействия «родитель-ребенок»;
• родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами развития, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь и удерживать внимание ребенка на выполняемой деятельности.
Слайд 20Консультирование включает в себя несколько этапов;
1. Налаживание положительного эмоционального контакта между
специалистом (педагогом, психологом, логопедом), проводящим консультацию, ребенком и его родителями.
Создание доверительной обстановки.
2. Обследование ребенка и сбор данных.
3. Консультирование родителей.
На третьем этапе (консультирование родителей) по результатам полученных данных даются рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Родители получа-ют ответы на интересующие их вопросы.
Слайд 21При необходимости проводится дополнительное консультирование - обследование у других специалистов
(логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра и дефектолога).
На втором этапе
проводится собственно диагностическое обследование, в процессе которого определяются возрастные, личностные и психологические особенности ребенка, выявляются его умения и навыки, устанавливается уровень развития по сферам, указанным в карте
Продолжительность одной консультации составляет от одного до полутора часов (20-30 минут занимает обследование ребенка, остальное время - беседа с родителями и свободная игра ребенка).
Слайд 22ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: «А-а-а!»
Ребенок плачет: «Уа!»
Поезд гудит: «У-у-у!»
Ослик кричит: «Иа!»
Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»
Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
(с 3 лет)
Повторить за логопедом слова из 1,2,3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.
Слайд 23СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
гласные
б-п-м
в-ф
Д-т-н
г-к
й
свистящие
шипящие
аффрикаты
л, ль
Р,Рь
Слайд 24АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА
СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ
1. Состояние мимической мускулатуры (по
подражанию):
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
-прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки
(«худышка»);
- отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.
Слайд 252. Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию):
а) губы - «улыбка»,
«трубочка»;
б) язык- широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо - широко открыть
рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезии);
ж) наличие тремора, гаперсаливации, отклонений кончика языка.
Слайд 26СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ (С 3 лет)
ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ
РЕЧИ
(при наличии фразовой речи)
III. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
(с 3 лет)
1. Показать
на картинках предметы, называемые логопедом:
стол - стул косы - козы
папа - баба корка - горка
точка - дочка миска - мишка
2. Произнести как собака: когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).
Слайд 27IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1. Пассивный словарь.
2. Понимание
форм единственного и множественного числа
существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи).
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
4. Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет): (показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину).
5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).
Слайд 28V. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1. Общая характеристика речи
(есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая
речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда»,
«Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.);
б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества предметов.)
Слайд 293. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление форм
единственного и множественного числа существительных в
именительном падеже:
стол - столы мяч
- мячи
кукла - куклы рука - руки
шар - шары глаз - глаза
б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»);
в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже без предлога. Назвать по картинкам:
Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы)
Слайд 30г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными мужского и
женского рода (с 3 лет). Назвать цвет предметов:
красный шар синий карандаш
красная
машина синяя чашка
д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД,
ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Назвать маленький предмет по картинкам:
стол - столик нос- ...
дом -... ложка - ...
VI. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
(обследуется при наличии фразовой речи)