Слайд 1Технологии развивающего обучения
Слайд 2Основные принципы развивающего обучения
Стадии обучения должны соотноситься с этапами
психического развития.
Управлять темпами и содержанием развития можно посредством организации обучающего
воздействия.
Ученики должны получать знания не в готовом виде, а устанавливать условия их происхождения как способов деятельности, т.е. обучение следует рассматривать как преобразующе-воспроизводящую деятельность обучающихся.
Одной из важнейших мыслительных операций в обучении является моделирование. Предметные, графические или знаковые модели позволяют изучать существенные свойства и связи явлений.
Слайд 3«Развивающее обучение»
1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип)
обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
2. Развивающее обучение учитывает
и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности (РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).
6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Слайд 47. Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления
(ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.).
8.
Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
10. Развивающее обучение — это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.
«Развивающее обучение»
Слайд 5Тест: Попробуйте вставить пропущенные знаки арифметических действий: -, +, х,
:, ( )
Слайд 6Одни получают решения способом подстановки, другие будут искать принцип решения.
Если был поиск принципа, значит, имелась целенаправленная учебная деятельность.
Слайд 7– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задача обучения – представить
учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и
непосредственного познания;
– дидактические принципы:
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание процесса учения;
быстрый темп прохождения учебного материала;
целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова
Слайд 8Концепция содержательного обучения Эльконина - Давыдова
Даниил Борисович Эльконин (1904 –
1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является
учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.
Родился в 1904 году в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.
Слайд 9Василий Васильевич Давыдов
(31 августа 1930 — 19 марта 1998)
советский педагог и психолог.
Академик и вице-президент Российской академии образования.
Доктор психологических наук, профессор. С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР. Почетный член Национальной академии образования США. Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».
Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина.
Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.
Слайд 10Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения
необычно и глубоко мыслить.
Задачи:
сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем
школьном возрасте обнаруживает себя через:
знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
Слайд 112. развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
Сформированность этих способностей обнаруживается,
если:
учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип
их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
развить творческий потенциал, воображение учащегося.
Слайд 12Принципы:
Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно,
а не заучивать школьные истины.
Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения
класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Слайд 13Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
(И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Обобщенные творческие способности личности:
• самостоятельное
видение проблем, аналитическое мышление;
• умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию;
• видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);
• умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
Слайд 14Общие черты рассматриваемых технологий:
- Свободные группы, в которых ребенок чувствует
себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.
- Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика
и учителя.
- Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.
- Игровые методики.
- Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.
Слайд 15Школа творчества И.П. Волкова
Концептуальные положения
• Компьютерный подход к обучению: детям
даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к
ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.
• Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.
• Блочно-параллельная структура учебного материала.
• Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).
• Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.
• Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.
Слайд 16Коллективное творческое воспитание И.П. Иванова
Концептуальные положения
• Диалог всех возникающих точек
зрения.
• Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.
• Социальная
направленность деятельности.
• Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.
• Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.
• Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
Слайд 17Алгоритм организации и проведения КТД
Слайд 18Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Г.С. Альтшуллера
Концептуальные положения
• Теория -
катализатор творческого решения проблем.
• Знания - инструмент, основа творческой интуиции.
•
Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
• Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.
• Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.