Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУЙСКОГО РАЙОНА
МОУ «ТАСИМОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Основы технологической культуры
Технология трудовой деятельности
Степанова
Лариса Иосифовна, учитель технологии
МОУ «ТСОШ №3»
Слайд 2Труд- процесс взаимодействия человека с природой.
Труд выступает основой и
показателем уровня социально-экономического развития общества.
Слайд 3Статья 37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. А также право на защиту от безработицы»
Слайд 4Готовность к труду:
-физиологическая потребность (общее развитие, состояние здоровья, и др.)
-нравственная
готовность (понимание необходимости труда, потребность в труде);
-психологическая готовность (соответствие особенностей
психики характеру труда);
-практическая готовность (наличие специальных знаний, умений, опыта).
Слайд 5Цели труда:
-удовлетворение потребности человека в материальных благах (пище, одежде, жилище);
-
удовлетворение потребности человека в духовных благах (знаниях, культуре, искусстве);
-создание и
совершенствование орудий производства;
-удовлетворение потребности в своем развитии, познании себя, общении, творчестве.
Слайд 6
Мотивы – это побудители к деятельности:
-общественно значимые (удовлетворение потребностей
общества);
-личностно значимые (удовлетворение жизненно необходимых потребностей и личностное развитие);
-корыстные (стремление
к обогащению, славе, почестям и власти).
Слайд 7Труд человека направлен на предмет труда
Предмет труда- все то, на
что человек воздействует, видоизменяет и приспосабливает к удовлетворению личных или
общественных потребностей.
Слайд 8Группы из предметов труда
Природа
Техника
Знаковая
система
Человек
Художественный
образ
Слайд 9Природа: почва, вода, полезные ископаемые, атмосфера, семена, растительные и животные
организмы, микроорганизмы, биологические и микробиологические процессы.
Слайд 10Техника: машины, механизмы, технические системы, агрегаты, оборудование, приборы, аппараты, горные
породы, древесина, пластмассы, металлы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция.
Слайд 11Знаковая система:
Знаки, символы, формулы. Слова, тексты, коды, рисунки, схемы, чертежи,
графики, ноты, фотографии, документы
Слайд 12Человек:
Отдельные люди, группы людей, коллективы, обучение, воспитание, лечение.
Обслуживание людей
и руководство ими.
Слайд 13Художественный образ:
Творческие продукты, создаваемые средствами живописи, музыки, литературы, сценического искусства,
хореографии.
Слайд 14В процессе воздействия человек использует средства труда для производства благ.
Средства
труда – это орудия производства, земля, производственные здания, железные, шоссейные
и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач.
Слайд 15В составе средств труда ведущая роль принадлежит орудиям производства
Орудия производства
Машины
и
их
оснастка
Рабочие
инструменты
КИПы
Автоматические
устройства
Функциональные
возможности
человека
Слайд 16Виды машин:
-энергетические (турбина, двигатель, генератор)
-рабочие и технологические
-транспортные
-подъемные
-информационные
Слайд 17Оснастка- совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны
для определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок).
Слайд 18
Рабочие инструменты- орудия труда (игла, отвертка) или средства измерения (линейка,
микрометр)
Слайд 19Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за
технологическим процессом:
По назначению
(измерение температуры,
скорости)
По принципу действия
(механические,
оптические, электрические)
По функциям (вольтметр,
весы, датчики, самописцы)
Слайд 20Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по
заданной программе: автоматический контроль, автоматическая защита, автоматическое регулирование, автоматическое управление.
Слайд 21Функциональные возможности человека:
Возможности рук (сила, ловкость)
Возможности органов чувств (зрения, слуха,
осязания, обоняния)
Возможности тела (пластика, мышечная сила)
Возможности психики (уравновешенность психических процессов
)
Возможности речевого аппарата, голоса
Слайд 22Средства производства:
Продукты производства:
Товары или предметы личной необходимости
Средства труда
Предметы труда