Слайд 1Тема 1. Маркетинг: общие представления
Слайд 2План лекции
История развития маркетинга
Концепции управления маркетингом
Основные понятия курса
Тенденции развития маркетинга
Маркетинг
в библиотечно-информационной деятельности
Слайд 3История развития маркетинга
П. Друкер «Маркетинг появился в Японии в
1650 г. когда в Токио был открыт «первый универсам»». Политика
данного магазина:
стал покупателем для своих потребителей;
искал средства и источники для производства необходимых товаров;
ввел принцип возврата денег за возвращаемый товар;
расширил ассортимент товаров для покупателей.
Слайд 4Питер Фердинанд Друкер
(19 ноября 1909,
Вена — 11 ноября 2005) —
американский учёный австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных
теоретиков менеджмента XX века.
Слайд 5С. Маккормик – середина XIX в.
Сайрус Холл Маккормик
(15 февраля 1809 - 13 мая 1884) —
американский изобретатель,
основатель компании McCormick
Harvesting Machine Company, которая
позже стала частью International
Harvester в 1902 году.
Слайд 61901 г. Иллинойский и Мичиганский университет – краткий курс маркетинга.
1905
г. – курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете.
1908 г. –
первая коммерческая маркетинговая организация.
1910 г. – постоянный курс «Методы маркетинга» в университете штата Висконсин.
1926 г. – в США была организована Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы (с 1973 г. Американская ассоциация маркетинга).
Слайд 7История маркетинга в России
1976 г. – секция по вопросам маркетинга
при Торгово-промышленной палате СССР.
середина 80-х г. ХХ века – первые
книги по маркетингу (Ф. Котлера и др.).
с конца 80-х г. – в экономических вузах начинают читать курсы «Маркетинга».
в 90-е г. – выпуск первых специалистов по маркетингу.
1990 г. – создана Ассоциация маркетинга СССР (с 1994 г. Российская ассоциация маркетинга).
Г. Г. Абрамишивили
Слайд 8Концепции управления маркетингом
1860 – 1920 г. – Производственная концепция.
1920 –
1930 г. – Товарная концепция.
1930 – 1950 г. – Сбытовая
концепция.
1950 – 1980 г. – Концепция традиционного маркетинга.
1980 – 1995 г. – Концепция социально-этического маркетинга.
1995 – по н. в. – Концепция маркетинга взаимодействия.
Слайд 9
Основные понятия курса
Маркетинг
Маркетинг – процесс планирования воплощения замысла,
ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена,
удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций (определение АМА).
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (определение Ф. Котлера)
Слайд 10Человеческая нужда
Нужда – чувство ощущаемое человеком нехватки чего-либо
(определение Ф. Котлера).
Потребности
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму
в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Слайд 11Запрос
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью, то
есть потребность которую можно удовлетворить.
Спрос
Спрос – это
платежеспособная потребность, т. е. обеспеченная деньгами часть потребностей в товарах/услугах, реализуемых в товарной форме.
Слайд 12Товар
Товар – все, что может удовлетворить потребность или
нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования
или потребления.
Три степени удовлетворения потребности:
Т
П
Т
Т
Т и П
П
Слайд 13Обмен
Обмен – акт получения желаемого объекта от кого-либо
с предложением чего-либо в замен.
Условия добровольного обмена:
1. сторон должно быть как минимум две;
2. каждая сторона должна располагать чем-то, что представляет ценность для другой стороны;
3. каждая сторона должна быть способна осуществлять маркетинговую коммуникацию;
4. каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения;
5. каждая сторона должна быть уверена в целесообразности заключаемого обмена.
Слайд 14Сделка
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя
сторонами.
Рынок
Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей
товаров, а также место, где совершаются сделки, а также общий принцип организации экономической жизни страны.
Слайд 15Классификация рынков:
по отношению спроса и предложения (рынок продавца, рынок покупателя,
равновесный рынок);
по способу доступа к товару в условиях дефицита («белый»,
«черный», «серый», «розовый» рынок);
по типам клиентов (потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений и т.д.);
по механизму функционирования (свободный, монополизированный, регулируемый, замкнутый);
по объектам (рынок товаров, рынок услуг, рынок информации, рынок недвижимости, финансовый рынок и т. д.).
Слайд 16Тенденции развития маркетинга
Расширение сферы применения маркетинга за счет некоммерческой сферы.
Активное
внедрение информационных технологий.
Глобализация экономических процессов.
Слайд 17Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Маркетинг БИД (или библиотечный маркетинг) – способ регулирования
отношений библиотеки с внешней средой в процессе обмена результатами деятельности.
60-е годы ХХ в. Ф. Котлер положил начало разработке некоммерческого маркетинга.
Слайд 18Котлер Филипп (1931 г.)
профессор Высшей школы менеджмента Дж. Л.Келлога при Северо-Западном
университете США. Получил степень магистра экономики в Чикагском университете и звание доктора
философии.
Автор многих книг по маркетингу и менеджменту.
Единственный автор, трижды удостоенный ежегодной премии Alpha Kappa Psi, присваиваемой за лучшую статью для «Journal of Marketing». Имеет множество званий и наград за выдающийся вклад в маркетинг.
Слайд 19Отличия некоммерческого маркетинга:
социальная направленность;
ориентация на потребителя;
потребитель и платежеспособный источник спроса
не совпадают (госзаказ);
наличие двух рынков: рынок потребителей у которых нет
средств, рынок – государство, попечители, спонсоры, оплачивающие услуги и товары не для себя.
Слайд 20Условия для успешной реализации маркетинга в некоммерческой сфере:
знание рынка потребителей,
их нужд, запросов, дискомфортов в сфере культуры, досуга и творчества;
знание
социальных сил – попечителей, заинтересованных в обеспечении услуг потребителям;
знание мотиваций попечителей, т.е. их собственных интересов, побуждающих их оказывать соответствующую поддержку;
продекларированность этих мотиваций и интересов в правовых актах, решения, в принятых программах и т.п.;
конкретизация этих интересов в конкретных приоритетных направлениях, видах и формах услуг, их объеме, интенсивности и затратах.
Слайд 21Библиотечное дело
отрасль профессиональной деятельности обеспечивающая создание и развитие библиотек как
социальной системы, основными целями которой являются сохранение и передача новым
поколениям интеллектуальных достижений человечества, отражаемых в документном (информационном) потоке, и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек.
Слайд 22Информационная деятельность
совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения
информации.
Слайд 231977 г. в Англии опубликована первая работа по библиотечному маркетингу.
Д. Йорк «Маркетинг и библиотечное обслуживание»
80-е г. ХХ
в. серия работ по библиотечному маркетингу:
США: Б. А. Либерер, С. Кайс, Д. Е. Вейнгенд;
Германия: П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц, А. Юлкенбек;
Франция: Р. Савер.
конец 80-х г. ХХ в. понятие «библиотечный маркетинг» вошло в отечественную библиотечную лексику.
Слайд 24Основные цели и задачи библиотечного маркетинга – предоставление потребителю возможностей
выбора необходимых ему библиотечно-информационных продуктов и услуг, развитие перспективного спроса,
занятие библиотекой собственной ниши на профильном рынке.
Слайд 25Публикации:
Савар Р. Основы маркетинга для библиотекарей, архивистов, документалистов. М., 1992
Борхард
П. Концепция маркетинга для публичных библиотек. М., 1993 http://www.library.ru/1/kb/books/marketing/
Маркетинг
– современная концепция управления библиотекой : науч.-реф. сборник. М., 1994
Формирование рыночных отношений в библиотечном деле: сб. науч. тр. М., 1995
Клюев В. К. Маркетинг в системе управления библиотекой : учеб. пособие / под общ. ред. В. К. Клюева ; Моск. гос. ун-т культуры. М., 1995.
Библиотеки и окружающая среда : проблемы адаптации. СПб., 1998
Инициативная деятельность библиотеки : платная интеллектуальная продукция: науч.-практ. пособие. М., 1999