Слайд 1Тема 1. Маркетинг: общие представления
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2План лекции
История развития маркетинга
Концепции управления маркетингом
Основные понятия курса
Тенденции развития маркетинга
Маркетинг
                                                            
                                    
в библиотечно-информационной деятельности
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3История развития маркетинга 
П. Друкер «Маркетинг появился в Японии в
                                                            
                                    
1650 г. когда в Токио был открыт «первый универсам»». Политика
                                    данного магазина:
стал покупателем для своих потребителей;
искал средства и источники для производства необходимых товаров;
ввел принцип возврата денег за возвращаемый товар;
расширил ассортимент товаров для покупателей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Питер Фердинанд Друкер 
  (19 ноября 1909, 
   Вена — 11 ноября 2005) —
                                                            
                                    
американский учёный австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных
                                    теоретиков менеджмента XX века. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5С. Маккормик – середина XIX в. 
   
                                                            
                                    
         
                                                Сайрус Холл Маккормик 
                          (15 февраля 1809 - 13 мая 1884) — 
                          американский изобретатель,       
                          основатель компании McCormick
                          Harvesting Machine Company, которая         
                          позже стала частью International       
                          Harvester в 1902 году.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 61901 г. Иллинойский и Мичиганский университет – краткий курс маркетинга.
1905
                                                            
                                    
г. – курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете.
1908 г. –
                                    первая коммерческая маркетинговая организация. 
1910 г. – постоянный курс «Методы маркетинга» в университете штата Висконсин.
1926 г. – в США была организована Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы (с 1973 г. Американская ассоциация маркетинга). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7История маркетинга в России
1976 г. – секция по вопросам маркетинга
                                                            
                                    
при Торгово-промышленной палате СССР.
середина 80-х г. ХХ века – первые
                                    книги по маркетингу (Ф. Котлера и др.).
с конца 80-х г. – в экономических вузах начинают читать курсы «Маркетинга».
в 90-е г. – выпуск первых специалистов по маркетингу.
1990 г. – создана Ассоциация маркетинга СССР (с 1994 г. Российская ассоциация маркетинга). 
   Г. Г. Абрамишивили 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Концепции управления маркетингом
1860 – 1920 г. – Производственная концепция.
1920 –
                                                            
                                    
1930 г. – Товарная концепция.
1930 – 1950 г. – Сбытовая
                                    концепция.
1950 – 1980 г. – Концепция традиционного маркетинга. 
1980 – 1995 г. – Концепция социально-этического маркетинга.
1995 – по н. в. – Концепция маркетинга взаимодействия.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Основные понятия курса
Маркетинг
  Маркетинг – процесс планирования воплощения замысла,
                                                            
                                    
ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена,
                                    удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций (определение АМА).
  Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (определение Ф. Котлера)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Человеческая нужда
  Нужда – чувство ощущаемое человеком нехватки чего-либо
                                                            
                                    
(определение Ф. Котлера).
Потребности
  Потребность – нужда, принявшая специфическую форму
                                    в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Запрос
  Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью, то
                                                            
                                    
есть потребность которую можно удовлетворить.
Спрос 
  Спрос – это
                                    платежеспособная потребность, т. е. обеспеченная деньгами часть потребностей в товарах/услугах, реализуемых в товарной форме. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Товар
  Товар – все, что может удовлетворить потребность или
                                                            
                                    нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования
                                    или потребления. 
  Три степени удовлетворения потребности:   
Т
П
Т
Т
Т и П
П
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Обмен
  Обмен – акт получения желаемого объекта от кого-либо
                                                            
                                    
с предложением чего-либо в замен. 
  Условия добровольного обмена:
                                     1. сторон должно быть как минимум две;
  2. каждая сторона должна располагать чем-то, что представляет ценность для другой стороны;
  3. каждая сторона должна быть способна осуществлять маркетинговую коммуникацию;
  4. каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения;
   5. каждая сторона должна быть уверена в целесообразности заключаемого обмена.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Сделка 
  Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя
                                                            
                                    
сторонами.
Рынок
  Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей
                                    товаров, а также место, где совершаются сделки, а также общий принцип организации экономической жизни страны.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Классификация рынков:
по отношению спроса и предложения (рынок продавца, рынок покупателя,
                                                            
                                    
равновесный рынок);
по способу доступа к товару в условиях дефицита («белый»,
                                    «черный», «серый», «розовый» рынок);
по типам клиентов (потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений и т.д.);
по механизму функционирования (свободный, монополизированный, регулируемый, замкнутый);
по объектам (рынок товаров, рынок услуг, рынок информации, рынок недвижимости, финансовый рынок и т. д.).
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Тенденции развития маркетинга
Расширение сферы применения маркетинга за счет некоммерческой сферы.
Активное
                                                            
                                    
внедрение информационных технологий.
Глобализация экономических процессов.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Маркетинг БИД (или библиотечный маркетинг) – способ регулирования
                                                            
                                    
отношений библиотеки с внешней средой в процессе обмена результатами деятельности.
                                    
60-е годы ХХ в. Ф. Котлер положил начало разработке некоммерческого маркетинга.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Котлер Филипп (1931 г.)
профессор Высшей школы менеджмента Дж. Л.Келлога при Северо-Западном
                                                            
                                    
университете США. Получил степень магистра экономики в Чикагском университете и звание доктора
                                    философии. 
Автор многих книг по маркетингу и менеджменту. 
Единственный автор, трижды удостоенный ежегодной премии Alpha Kappa Psi, присваиваемой за лучшую статью для «Journal of Marketing». Имеет множество званий и наград за выдающийся вклад в маркетинг.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Отличия некоммерческого маркетинга:
социальная направленность;
ориентация на потребителя;
потребитель и платежеспособный источник спроса
                                                            
                                    
не совпадают (госзаказ);
наличие двух рынков: рынок потребителей у которых нет
                                    средств, рынок – государство, попечители, спонсоры, оплачивающие услуги и товары не для себя.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Условия для успешной реализации маркетинга в некоммерческой сфере:
знание рынка потребителей,
                                                            
                                    
их нужд, запросов, дискомфортов в сфере культуры, досуга и творчества;
знание
                                    социальных сил – попечителей, заинтересованных в обеспечении услуг потребителям;
знание мотиваций попечителей, т.е. их собственных интересов, побуждающих их оказывать соответствующую поддержку;
продекларированность этих мотиваций и интересов в правовых актах, решения, в принятых программах и т.п.;
конкретизация этих интересов в конкретных приоритетных направлениях, видах и формах услуг, их объеме, интенсивности и затратах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Библиотечное дело
отрасль профессиональной деятельности обеспечивающая создание и развитие библиотек как
                                                            
                                    
социальной системы, основными целями которой являются сохранение и передача новым
                                    поколениям интеллектуальных достижений человечества, отражаемых в документном (информационном) потоке, и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Информационная деятельность
совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения
                                                            
                                    
информации.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 231977 г. в Англии опубликована первая работа по библиотечному маркетингу.
                                                            
                                    
  Д. Йорк «Маркетинг и библиотечное обслуживание»
80-е г. ХХ
                                    в. серия работ по библиотечному маркетингу: 
США: Б. А. Либерер, С. Кайс, Д. Е. Вейнгенд;
Германия: П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц, А. Юлкенбек;
Франция: Р. Савер.
конец 80-х г. ХХ в. понятие «библиотечный маркетинг» вошло в отечественную библиотечную лексику.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Основные цели и задачи библиотечного маркетинга – предоставление потребителю возможностей
                                                            
                                    
выбора необходимых ему библиотечно-информационных продуктов и услуг, развитие перспективного спроса,
                                    занятие библиотекой собственной ниши на профильном рынке. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Публикации:
Савар Р. Основы маркетинга для библиотекарей, архивистов, документалистов. М., 1992
Борхард
                                                            
                                    
П. Концепция маркетинга для публичных библиотек. М., 1993 http://www.library.ru/1/kb/books/marketing/ 
Маркетинг
                                    – современная концепция управления библиотекой : науч.-реф. сборник. М., 1994
Формирование рыночных отношений в библиотечном деле: сб. науч. тр. М., 1995
Клюев В. К. Маркетинг в системе управления библиотекой : учеб. пособие / под общ. ред. В. К. Клюева ; Моск. гос. ун-т культуры. М., 1995.
Библиотеки и окружающая среда : проблемы адаптации. СПб., 1998
Инициативная деятельность библиотеки : платная интеллектуальная продукция: науч.-практ. пособие. М., 1999