Слайд 1Тема 1. Введение в инновационный менеджмент
Учебные вопросы:
Инновационный менеджмент как
учебная дисциплина.
Сущность и основные понятия и функции инновационного менеджмента.
Возникновение основ
и становление инновационного менеджмента.
- Теория волн Н.Д. Кондратьева: содержание, причины возникновения, характер и закономерности проявления волн.
- Циклы деловой активности Й. Шумпетера на основе активизации инновационных процессов.
- Технологические уклады в экономике. Характеристика современных технологических укладов по С.Ю. Глазьеву.
Учебная литература:
Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 295 с.
Кошарная Г.Б., Мамаева Л.В. Инновационный менеджмент в кадровой работе: Учебное пособие. – Издательство Пензенского государственного университета, 2006. – 135 с.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: СПб.: Питер, 2002. – 400 с.
Слайд 2Основные понятия инновационного менеджмента
Глобальная цель деятельности
компаний на рынке достижение долгосрочной эффективности функционирования.
С этой целью
реализуются следующие задачи:
увеличение рыночной доли;
выход на новые целевые рынки;
создание имиджа гибкой инновативной компании;
продление или, сокращение ЖЦ товаров основного ассортимента;
диверсификация деятельности.
Фундаментальный критерий экономического развития - понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов с позиций их непреходящей ценности.
С точки зрения важности ресурсов экономического роста первосте-пенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требова-ниями авангардного научно-технического развития и с трудовой мотива-цией, выступающей как поведенческая установка.
Слайд 3Основные понятия инновационного менеджмента
Нововведение – прогрессивное
новшество, задействованное в динамике которое является новым для организационной системы,
принимающей и использующей её.
Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга, или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Различают четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные. (1992 г. - Руководство Осло, разработанное Евростатом и ОЭСР)
Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений происходящих в процессе реализации инноваций.
Инновационный цикл – период создания, распространения и использования нововведений.
Инноватика – движение от инновации к предпринимательству (включает формирование новшеств, сопротивление нововведениям, диффузия, адаптация к ним человека и приспособление их к человеческих потребностям инновационные организации, инновационные решения…)
Слайд 4Факторы влияющие на внедрение инновации
Состояние внешней среды (политическая и
экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования…),
Состояние внутренней среды конкретной хозяйственной системы (наличие лидера – предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой…),
Специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
Важнейшим условием успеха инновации является наличие инноватора-энтузиаста готового воплотить свои идеи в жизнь и лидера-предпринимателя, рискующего своим капиталом, организовавшего производство, продвижение товара на рынок и тем самым реализующего свой коммерческий интерес.
Слайд 5Классификация инноваций и их сущность
Слайд 6Сущность инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – процесс
управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую,
материальную, организационную и кадро-вую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ получен-ных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки инноваций и их внедрением;
рассмотрение проектов создания новшеств;
проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ иннова-ционной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персона-лом;
создание временных целевых групп для комплексного решения иннова-ционных проблем.
Слайд 7Основные принципы инновационной деятельности
свобода научного и научно-технического творчества,
правовая охрана интеллектуальной собственности,
интеграция научной, научно-технической деятельности
и образования,
поддержка конкуренции в сферах науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития,
стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Слайд 8Общие принципы эффективного управления инновациями
Комплексность инновационной деятельности, предполагающая создание поддерживающей
системы, позволяющей максимально эффективно использовать преимущества от продуктовых инноваций. Основными
элементами этой системы являются:
инновативная организационная структура, стимулирующая творчество и новаторство политика управления персоналом,
новые и усовершенствованные технологии производственных процессов,
инновационный маркетинг, направленный на создание уникальных рыночных условий реализации нового продукта.
Перманентность инновационной деятельности (достигается созданием глобальной инноваци-онной базы, позволяющей использовать одни и те же ресурсы и ноу-хау для постоянного внедрения продуктовых инноваций.
Целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для достижения корреляции между стратегиями компании и специфическими целями конкретных инноваци-онных проектов;
Сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финан-сирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследований и разра-боток, инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновацион-ными проектами;
Коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования нововведений.
Слайд 9Функции и этапы инновационного менеджмента
Основные функции инновационного менеджмента:
планирование,
маркетинг,
организация,
контроль и анализ
эффективности инновационной деятельности.
Основные этапы (фазы) осуществления инновационного менеджмента:
сбор и
анализ информации;
постановка целей инновационного процесса;
разработка общих инновационных стратегий;
принятие управленческих решений;
планирование инновационного процесса по фазам;
организация и оперативное руководство;
учет и контроль;
корректировка целей и планов.
Слайд 10Длинные волны Н. Кондратьева
Исследовав динамику развития многих стран Европы за
100—150 лет по целому ряду взаимосвязанных показателей он пришёл к
выводам:
1) Действующий капитал создает избыток предложения товаров; в результате объем промышленного производства сокращается, это влечет за собой увеличение безработицы, она приобретает хронический характер. В связи со снижением спроса на свободный капитал снижается норма ссудного процента.
2)Материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы, само же обновление связано с внедрением в производство новых технологий, материалов, источников сырья и энергии, работников новых профессий.
Кондратьев установил
четыре тенденции в развитии больших экономических циклов:
а) перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества; они выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют значительные технические открытия и изобретения), вовлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения;
б) на периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (войн и революций);
в) периоды понижательной волны каждого большого цикла сопровождаются длительной и ярко выраженной депрессией сельского хозяйства;
г) в период повышательной волны больших циклов средние капиталистические циклы характеризуются краткостью депрессий и интенсивностью подъемов; в период понижательной волны больших циклов наблюдается обратная картина.
Слайд 12Теория инноваций Йозефа Шумпетера
Главный научный труд Шумпетера "Теория
экономического развития". Учёный определил экономический рост как увеличение производства и
потребления тради-ционных товаров. Экономическое развитие - как повышение уровня и качества жизни, смены его образа за счет крупных новшеств - инноваций, а также сопутствующих им средних и мелких полезных новшеств, которые, как правило, подкреплены патентами и изобретениями.
По Шумпетеру к инновациям можно отнести:
1) Новый товар или товар с новым полезным качеством.
2) Новый метод производства, который может быть производственного характера, управленческого, маркетингового или коммерческого типа, связанного с продажами продукта.
3) Новые рынки;
4) Новый источник факторов производства.
5) Новый тип организации.
Скачок качества человеческого капитала на базе накопленных знаний и экономи-ческое развитие под влиянием роста и развития человеческого капитала (знаний, ком-петентности и профессионализма, качества жизни и производительности интеллекту-альной деятельности ...) нарушают эту монотонность, порождают крупные инновации и через них - новые отрасли промышленности. И сокращает или даже прекращает существование устаревших отраслей.
Слайд 14Концепция технологических укладов С.Ю. Глазьева
Технологические уклады – комплекс, освоенных
революционных технологий, инноваций, изобретений, лежащих в основе количественного и качественного
скачка в развитии производительных сил общества. Он охватывает замкнутый воспроизводственный цикл – от добычи природных ресурсов и профессиональной подготовки кадров до непроизводственного потребления.
Технологические уклады характеризуются ядром, ключевым фактором и организационно-экономическим механизмом регулирования
Слайд 15Смена технологических укладов в ходе современного экономического развития
Слайд 16Жизненный цикл технологического уклада
Слайд 17Достоинства жизнециклической концепции инноваций
учет временного фактора,
выявление центральной тенденции процесса,
наглядность динамики
превращений,
логику развертывания процесса,
наглядность и прозрачность материальных, информационных и финансовых потоков
возможность
математического моделирования стадий и процессов,
возможность применения альтернативных методов прогнозирования,
выявление взаимосвязей различных экономических объектов (товар — техника — технология, новый товар — спрос — технология, факторы производства — конкурентные преимущества фирмы — развитие фирмы).