Слайд 1ТЕМА 10. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2 часа).
ПЛАН:
1.
Регулирования общественного сектора экономики.
2. Государственные заказы как средство удовлетворения общественных
потребностей.
Слайд 2Вопрос 1. Регулирование общественного сектора экономики.
Слайд 3 Существенную роль в экономике играет общественный сектор.
Государство берет на себя обязательства предоставлять чистые и смешанные общественные
товары и услуги, которые частный сектор не производит или производит в недостаточном количестве.
Экономика общественного сектора - производство общественных и коллективных благ, создание и внедрение экономических механизмов достижения социальных целей и внерыночное взаимодействие интересов.
Общественный сектор экономики представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где:
рынок не действует или действует частично и, следовательно, преобладают нерыночные способы координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
Слайд 4 В соответствии с системой национальных счетов к сектору общего
государственного управления (СОГУ) относят государственные учреждения и организации, которые финансируются
из государственного и местных бюджетов. В их состав входят учреждения и организации общего управления, финансов, регулирования экономики, научно-исследовательской деятельности, охраны окружающей природной среды, обороны, поддержание внутреннего порядка, бесплатное или льготное обслуживание населения в сферах образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и искусства, социального обеспечения.
Структура общественного сектора экономики состоит из трех подсекторов: государственного, добровольно-общественного и смешанного.
Функционирование организаций и учреждений государственного сектора экономики связано с использованием многих видов материальных ресурсов и денежных средств, необходимых для предоставления услуг отдельным лицам и обществу в целом.
Для учреждений СОГУ, как и для других секторов экономики, является объективной необходимостью возмещение осуществленных затрат, общественный учет их и контроль.
С одной стороны, эти учреждения являются потребителями результатов работы других секторов экономики, а с другой — своеобразным поставщиком разных услуг. Поэтому они включаются в систему общественного разделения труда, а их деятельность приобретает финансово-хозяйственный характер.
Слайд 5 Функционирование организаций и учреждений государственного сектора экономики
связано с использованием многих видов материальных ресурсов и денежных средств,
необходимых для предоставления услуг отдельным лицам и обществу в целом.
Для учреждений СОГУ, как и для других секторов экономики, является объективной необходимостью возмещение осуществленных затрат, общественный учет их и контроль.
С одной стороны, эти учреждения являются потребителями результатов работы других секторов экономики, а с другой — своеобразным поставщиком разных услуг. Поэтому они включаются в систему общественного разделения труда, а их деятельность приобретает финансово-хозяйственный характер.
Основными результатами деятельности в общественном секторе являются общественные блага. Впервые концепция общественных благ в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Музграфом в теории социально значимого блага в конце 50-х годов.
Слайд 6Общественные блага - это реальные экономические блага, обладающие с одной
стороны полезностью для потребителей, с другой - их создание требует
ресурсов, которые могут быть использованы для производства других благ.
Общественные блага обладают двумя важнейшими свойствами: несоперничества и неисключаемостью.
Несоперничество (неконкурентность) означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных, а предельные издержки его представления индивидуальному потребителю равны нулю (например, служба погоды).
Чистое частное благо представляет собой сочетание конкурентности и исключаемости. Блага, которым присущи в высокой степени свойства несоперничества и неисключаемости, называются чистыми общественными благами (например, национальная оборона, законодательство).
Смешанное благо в отличии от чистого блага является исключаемым общественным благом или благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т.е. быть платным.
Слайд 7Основными показателями, которые характеризуют состояние и задачи развития общественного сектора,
являются:
удельный вес общей суммы государственных доходов и расходов в
ВВП;
удельный вес государственных расходов на образование, здравоохранение, национальную оборону, правоохранительную деятельность, охрану окружающей природной среды и т.д. в государственном бюджете или в ВВП;
объем государственных расходов по соответствующим направлениям на душу населения;
нормативы, которые определяют минимальные стандарты потребления общественных благ (прожиточный минимум, размер минимальной заработной платы, пенсии, гарантированный минимум услуг в области образования, здравоохранения и т.п.);
показатели уровня жизни населения.
Слайд 8Вопрос 2. Государственные заказы как средство удовлетворения
общественных потребностей.
Слайд 9Государственные заказы являются инструментом удовлетворения государственных потребностей в продукции (работах,
услугах).
Организационная работа по внедрению государственной политики в сфере государственных
закупок осуществляется Министерством экономики, а также соответствующими подразделениями других центральных государственных органов.
На региональном уровне эту работу осуществляют соответствующие структурные подразделения управлений экономики местных государственных администраций.
Поставки продукции для государственных нужд осуществляются в целя:
создания и поддержания государственных материальных резервов;
поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны;
обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических обязательств страны;
реализации государственных (национальных) целевых программ, частично или полностью финансируемых за счет средств государственного бюджета.
Слайд 10 Перечень видов продукции (работ, услуг), необходимых для обеспечения
государственных потребностей, определяется Кабинетом Министров.
Этот перечень формируется на
основании политики государственных приоритетов, исследований конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, задач макроэкономических планов (программ).
Он может включать: вооружение; воинскую технику; работы по строительству важнейших государственных объектов; развитие систем связи и информатики; перевозку грузов и пассажиров разными видами транспорта; фундаментальные научные исследования; обеспечение прироста запасов полезных ископаемых; продовольствие; услуги учреждений социальной сферы и т.п.
Слайд 11Государственными заказчиками являются министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти.
Основными функциями государственных
заказчиков является:
конкурсный отбор исполнителей государственного заказа;
заключение
государственных контрактов с исполнителями государственного заказа;
гарантия оплаты исполнителям государственного заказа продукции, которая поставляется для удовлетворения государственных потребностей на условиях, которые определяются государственным контрактом.
Исполнителями государственного заказа являются субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности, которые изготовляют и поставляют продукцию для государственных потребностей соответственно условиям заключенного государственного контракта.
С поставщиком (исполнителем) продукции (работ, услуг), победившим в конкурсе, государственный заказчик заключает государственный контракт.
Слайд 12Государственный контракт — основной документ, определяющий права и обязанности государственного
заказчика и поставщика продукции для государственных нужд.
В госконтракте отражаются:
объем
поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента;
требования, предъявляемые к качеству продукции (работ, услуг);
сроки поставок продукции;
товарные цены и условия их
изменения;
объемы финансовых ресурсов, предоставляемые поставщику для закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения госконтракта.
Слайд 13Контрактом может также предусматриваться: контроль со стороны государственного заказчика за
ходом работ по выполнению контракта и оказание помощи поставщику (без
вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего); экономическое стимулирование (льготы по налогам, целевые дотации и субсидии, льготное кредитование). На основе контракта поставщик продукции для государственных нужд и покупатель (государственный заказчик) подписывают договор поставки. Изменение и расторжение договора осуществляется по соглашению сторон и оформляется дополнительным соглашением.
С целью эффективного использования государственных финансовых ресурсов, создания конкурентной среды на рынке и предотвращения необоснованного завышения цен государственный заказчик обязан осуществлять конкурсный отбор исполнителей через проведение торгов.