Слайд 1Тема 17. Специфика объединений: Совет Европы, Европейский Союз
Медведев Н.П. Политическая
регионалистика. Учебное пособие. М. Альфа-М. 2005.
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы
региональной политики. СПб. 1998.
Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие. М., 1998.
Иванов И.Д. Европа регионов. М., 1998.
http://novosti-es.ru/
Слайд 2Начало объединению Европы положил министр иностранных дел Франции Роберт Шуман.
Он предложил
сделать общей угольную и сталелитейную индустрию Франции и ФРГ.
9 мая 1950
года
Слайд 3В 1951 году Парижский договор установил Европейское сообщество угля и
стали (ЕОУС), в которое вошли 6 стран-членов:
Франция, Германия, Бельгия, Италия,
Нидерланды и Люксембург.
Успешное сотрудничество привело к расширению процесса на другие сферы.
В 1957 г. был подписан Римский договор, целью которого был таможенный союз, разрушение торговых барьеров внутри каждой подписавшейся страны, развитие ядерной программы в мирных целях. Так возникли Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
Слайд 4В 1967, исполнительные органы этих трех Сообществ слились в один,
создав базовую структуру, обладающую такими институциями как Европейская комиссия, Парламент,
Совет и Суд.
Следующим значимым шагом к объединению Европы был Маастрихтский договор, подписанный в 1992 году.
Так было создано Европейское Сообщество: межправительственное сотрудничество в международной политике и безопасности, юстиции и внутренних делах стран-членов. Также Договором была заложена идея общей валюты и роста политической интеграции.
В ноябре 1993 года впервые появилось название – Европейский Союз.
В 1996 году в Турине началась Межправительственная конференция, результатом которой стал Амстердамский договор, подписанный в июне 1997 г. Основная цель договора – расширение Евросоюза за счет присоединения к нему новых стран, в первую очередь, из Центральной и Восточной Европы.
Слайд 5Требования к кандидатам для вступления в ЕС
Государства, избравшие своей прерогативой
вступление в ЕС, должны частично отказаться от национальной независимости
Кандидаты, должны
соответствовать Копенгагенским критериям, принятым на заседании Евросовета в Копенгагене в июне 1993 г. и подтвержденным в декабре 1995 г. на заседании Евросовета в Мадриде:
соблюдение принципов свободы и уважения прав человека, принцип правового государства (Договор о ЕС, ст.6, ст.49) и демократические принципы
Слайд 6Условия для получения членства в Евросоюзе
Критерии членства Евросоюза определяются, помимо
Копенгагенских критериев (политические, экономические и законодательные), Ст.49 Маастрихтского соглашения (географические
и общеполитические критерии).
Кроме того, должна быть соблюдена структура проведения переговоров:
определение и детализация условий вступления;
утверждение, которое подчеркивает, что новый участник не может присоединиться к ЕС, если сам Евросоюз не обладает достаточной «поглотительной вместимостью» для этого.
Слайд 71. Географические критерии
2. Политические критерии
2.1. Демократия. В стране-кандидате должно быть демократическое правление,
обеспечивающее всем гражданам:
равные права в участии в политических процессах принятия
решений на всех уровнях власти;
наличие свободных выборов и соблюдение тайны голосования;
отсутствие преград со стороны государства при создании политических партий;
функционирование независимых профсоюзных организаций;
свободу личного мнения;
ограничение законами исполнительной власти и независимость от нее суда.
Слайд 82.2. Верховенство закона. Государственный орган обязан действовать лишь в рамках законов, принятых
в установленном порядке. Данный принцип необходим как защита от произвола
власти.
2.3. Права человека.
2.4. Уважение и защита прав меньшинств.
Слайд 93. Экономические критерии
Страна-кандидат должна иметь функционирующую рыночную экономику, а ее
производители быть достаточно конкурентоспособными для работы в условиях Евросоюза.
4. Юридическое
выравнивание
Это дополнительное требование от потенциальных стран-членов ЕС о приведении их законов в соответствие с принципами европейского права, которые были сформированы на протяжении всей истории содружества и известны как акты ЕС.
Слайд 10Цели Европейского Союза – это основные направления создания и деятельности объединения. Цели
ЕС распространяются на различные сферы:
Сфера прав и свобод человека. Цели: содействие утверждению
мира, благосостояния и общих ценностей народов
Сфера экономики. Цели: построение общего внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции;
Социальная сфера. Цели: борьба с социальным отчуждением, дискриминацией; содействие социальной защите и справедливости
Слайд 11Задачи
построение единого и общего внутреннего рынка;
создание Экономического и валютного союза;
экономическая
и социальная сплоченность;
содействие научным исследованиям и техническому прогрессу;
повышение занятости и
другие задачи социальной сферы;
развитие высокого уровня образования и здравоохранения;
развитие культуры и профессиональное обучение;
меры по защите прав потребителя;
меры по защите окружающей среды;
обеспечение гармонизации национального законодательства.
Слайд 12ЕС в настоящее врнмя
ЧЛЕНЫ ЕС:
Австрия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия,
Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург,
Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония
Слайд 13Эмблема Совета Европы
Флаг ЕС, также — флаг Совета Европы
Слайд 14Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы
в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и
культурного взаимодействия.
Основана в 1949 году.
Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией.
В состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн. человек.
Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза
Слайд 15Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы
и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой
войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчиль.
Своё знаменитое обращение к созданию «Соединённых Штатов Европы» и Совету Европы Уинстон Черчиль произнёс 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Ранее в 1943 году он по радио обращался к нации с идеей создания Совета Европы.
Слайд 16В развитых странах региональная политика рассматривается прежде всего как средство
государственного регулирования социально-экономических процессов в проблемных регионах страны и снятия
социальной и экологической напряженности
Слайд 17Поэтому целесообразно говорить о региональной политике не просто как о
деятельности, направленной на упорядочение национального пространства, имеющей своим объектом все
территориальные проблемы государства. Следует учитывать появление наднационального уровня разработки региональных программ, поэтому в отдельных случаях возникает необходимость дополнения содержания понятия «региональная политика» транснациональным аспектом. Не случайно, в научной литературе все чаще используются понятия «пространственная политика», «территориальная политика», имеющие более емкое содержание.
Слайд 18Сведение региональной политики западных государств к проведению мероприятий, направленных лишь
на регионы (проблемные, депрессивные, отсталые и т.п.), становится все менее
полезным
Опыт ведущих стран Запада свидетельствует о том, что классические региональные разработки постоянно дополняются другими направлениями государственной политики, связанными с преобразованием пространства, - всеобщим макрорегулированием процесса воспроизводства, реализацией отраслевых программ, развитием практики так называемых «зеленых планов»
Слайд 19Впервые государственные органы стран Западной Европы начали оказывать целенаправленную помощь
отдельным регионам в 1930-х гг. в период экономического кризиса, когда
вследствие значительного спада производства сильно пострадали старые промышленно развитые регионы и территории с монополизацией промышленного производства
Слайд 20сформировалась и получила свое правовое оформление целостная система региональной политики
европейских государств. Подписание Маастрихтских соглашений открыло прямой путь к превращению
«Европы национальных государств» в «Европу регионов».
Слайд 21Сегодня европейское развитие характеризуется тремя основными тенденциями: регионализацией и унификацией
экономических, инновационных процессов; неуклонно возрастающей дифференциацией социальных стандартов в Европе;
тенденцией к созданию инстанций наднационального характера, облеченных правом принятия политических решений
Слайд 22Весной 1994 г. при ЕС был создан и приступил к
работе Комитет по региональному и местному самоуправлению. Представители местных властей
и мэры городов получили возможность участвовать в деятельности ЕС, особенно по вопросам, которые Евросоюз возлагает на данный уровень власти в пределах ее компетенции, а также информировать свои регионы о деятельности ЕС. Работа в Комитете регионов осуществляется по следующим направлениям:
Слайд 23региональное и экономическое развитие, местные и региональные финансы;
территориальное планирование, сельское/рыбное/лесное
хозяйство, экология моря, горные территории; туризм, сельские территории;
система транспорта и
коммуникации; телекоммуникации;
городское планирование;
планирование использования земли, окружающая среда, энергетика;
образование, профессиональная подготовка;
граждане Европы; исследования, культура, молодежь, потребители; молодежь и спорт;
экономическое и социальное сближение, социальная политика, здравоохранение.
Слайд 24Задание на семинар:
1. Факторы административно-территориального деления
2. Топонимика административно-территориальных единиц