Слайд 1Тема 2. Базовые микроэкономические категории и понятия
4 часа (2 индив.)
Слайд 2Лекция 2
1.Потребности и ограничения, мотивы поведения
2.Блага и их типология.
Модель "производственные возможности общества".
3.Капитал: сущность и закономерности саморазвития
Слайд 31.Потребности и ограничения, мотивы поведения
Потребности человека – это состояние неудовлетворенности
или нужды, которое он стремится преодолеть.
Слайд 4Типы потребностей
Первичные (в еде) и вторичные (в чтении);
Абсолютные, или безусловные
(в одежде) и относительные, обусловленные абсолютными (в машинах для изготовления
одежды);
Низшие (физиологические) и высшие;
Положительные и отрицательные (наркотики);
Слайд 5Неотложные и отсроченные;
Общие (одежда) и особенные (национальный костюм);
Обычные и чрезвычайные;
Индивидуальные
и коллективные;
Частные и государственные.
(А.Маршалл. Принципы экономической науки. М.; Прогресс. –
1993. - Том 1. -С.153.)
Слайд 6Противоречие между безграничными потребностями и ограниченными возможностями
порождает фундаментальную экономическую
проблему выбора между различными конкурирующими целями (альтернативами).
Слайд 72.Блага и их типология.
Благо – это средство для удовлетворения потребностей.
Слайд 8Для того чтобы предмет стал благом, необходимо совпадение следующих четырех
условий:
Слайд 91) человеческой потребности;
2) свойств предмета, делающих его годным для
удовлетворения этой потребности;
Слайд 103) знания человека об этих свойствах
4) возможности распоряжаться предметом
для удовлетворения этой потребности.
Слайд 11Типология благ:
Экономические и неэкономические ;
Потребительские или прямые (предметы потребления)
и производственные или косвенные (средства производства).
Слайд 123. Частные и общественные
4. нормальные и некачественные. (нормальное - благо,
спрос на которое по мере роста дохода потребителя увеличивается;
некачественное
- благо, спрос на которое по мере роста дохода потребителя уменьшается)
Слайд 131.
Блага, которые по сравнению с нашими потребностями ограниченны называются
экономическими благами.
Блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются
в неограниченном количестве называются свободными или неэкономическими.
Слайд 142.
экономические блага производственного назначения, необходимые для создания конечных
товаров и услуг называются факторами производства или экономическими ресурсами
Слайд 15Экономические ресурсы:
труд,
Инвестиционные ресурсы, или капитал;
природные ресурсы, или земля;
Предпринимательские способности;
Слайд 16
Информация;
Знания , или управленческие способности;
Технология.
Слайд 17ТРУД
Мы рассматриваем заработную плату раньше, чем цены на иные ресурсы,
так как для большинства домохозяйств она является самой важной ценой
в экономике. Около ¾ национального дохода составляет заработная плата.
(Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. // Экономикс: Принципы, проблемы и политика).
Слайд 18КАПИТАЛ
Инвестиции – капиталовложения.
К факторам производства относится только реальный капитал (здания,
станки и др.)
Финансовый капитал (акции, облигации и др.) выступает в
качестве инструмента получения реального капитала
Слайд 19ЗЕМЛЯ, или недра
Обобщенное определение, включающее в себя также все природные
ресурсы, расположенные в земле и на земле (водные, лесные, животный
мир, полезные ископаемые)
Слайд 20ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Как фактор производства заключается в способности:
Организовать производство;
Принимать на себя риски,
связанные с выбором;
Внедрять инновации (нововведения)
Слайд 21ИНФОРМАЦИЯ
Это Набор сведений об окружающем мире.
Ключевой ресурс на современном
этапе давший название:
Информационное общество.
Фон Хайек рассматривает конкуренцию как процедуру открытия
информации.
Слайд 22УПРАВЛЕНИЕ
Или менеждмент.
Гелбрейт – революция в управлении, связанная с массовым распространением
акционерных компаний.
Слайд 23В условиях рыночной экономики все ресурсы свободно покупаются и продаются
на рынке, принося своим владельцам доход в виде:
Ренты (земля)
Процента (капитал)
Заработной
платы (труд и управление)
Прибыли (предпринимательство).
Слайд 24
В каком виде приносит доход информация?
Может ли труд приносить доход
в виде ренты?
Слайд 253.
частные блага (ЧБ) предоставляются только тем, кто за них
заплатит.
Они обладают такими свойствами, как:
Конкурентность в потреблении и просвояемость (исключаемость).
Слайд 26конкурентное - благо, потребление которого одним субъектом исключает возможность его
потребления другим субъектом;
исключаемое - благо, недоступное тем, кто не
готов заплатить за него рыночную цену;
Слайд 27Общественное благо (ОБ)
Характеризуется наличием таких признаков, как:
Неконкурентность в потреблении и
Неприсвояемость
(неисключаемость).
Слайд 28
смешанное - благо, являющееся одновременно конкурентным и неисключаемым или неконкурентным
и исключаемым;
Слайд 29Неконкурентность (неделимость) в потреблении:
Потребление ОБ одним индивидом не уменьшает возможностей
его потребления другими.
Слайд 30Неприсвояемость
(неисключимость из потребления):
Воспрепятствовать потреблению ОБ лицам, не желающим платить за
него, невозможно или запретительно дорого.
Слайд 31Большинство благ частные.
Они предоставляются на рынке.
Слайд 32ОБ подразделяются на «чистые» ОБ (национальная оборона) и ОБ со
смешанными признаками или «нечистые» (кабельное телевидение, находящиеся в общественном доступе
скопления редких ресурсов: локальные популяции рыбы в местах ловли, общественные пастбища.)
Слайд 33Может ли рыночный механизм обеспечить эффективное предоставление общественных благ?
Поскольку любой
индивид может пользоваться ОБ, не оплатив его, возникает «проблема безбилетника»
и тенденция к недопоставке ОБ рынком.
Это является причиной вмешательства государства в процесс предоставления ОБ.
Слайд 34
Модель "производственные возможности общества".
Слайд 35Таблица №1:
Альтернативные возможности производства компьютеров и автомобилей
Слайд 37Альтернативные издержки (АИ), или издержки упущенных возможностей
Это - количество одного
товара, которым надо пожертвовать для увеличения производства другого товара.
Слайд 38Если мы выбираем из 3 и более альтернатив, то
АИ рассчитываются
как стоимость наилучшей из отвергнутых альтернатив.
Слайд 39Ограничения при построении
кривой производственных
возможностей (КПВ), или границы ПВ.
Предположим, что:
Выпускается всего
два товара;
Количество ресурсов ограничено и постоянно;
Уровень технологии задан и не
меняется;
Экономика является закрытой.
Слайд 42
Каждая точка на КПВ показывает максимально возможный объем производства обоих
товаров при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.
Слайд 43Экономическая эффективность,
по Парето
Это такое состояние рынка, при котором никто не
может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного
из участников.
(Вильфредо Парето – итальянский экономист. 1848-1923.)
Слайд 44Какие закономерности мы заметили?
Возрастание АИ.
Графически это отражает
вогнутая к началу координат конфигурация кривой.
Чем больше АИ, тем
более крутой наклон касательной.
Слайд 45Причина:
ресурсы не обладают полной взаимозаменяемостью, следовательно переналадка общественного
производства будет обходится обществу все дороже.
Слайд 46Дано:
Трое работников едут из Казани в Москву.
Выбор: поезд или
самолет.
Условия:
поезд (8 часов и 100 руб.)
самолет (3 часа и
250 руб)
1- зарабатывает- 20 руб в час,
2 - - 30 руб. в час
3 - - 50 руб. в час.
Слайд 47Решение:
Основано на сопоставлении предельных выгод (МВ) и предельных (маржинальных) издержек
(МС).
Неизбежные потери времени составят 3 часа (при полете самолетом), а
предельные- 5 часов.
Неизбежные потери денег- 100 руб., а предельные – 150 руб.
Слайд 49 4
9
13
3
6
9
У=ах+в
а-угловой коэффициент
в-точка пересечения
с осью ОУ
1. А=4:6=-2/3
2. А=9:3=-3
1
2
Слайд 50Выводы:
Модель КПВ объясняет следующие понятия:
Выбор
Альтернативные издержки
Эффективность
Экономический рост.
Слайд 513.
Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость или самовозрастающая стоимость.(К.Маркс)
Слайд 52Капитализм
Общество, в котором преобладающая часть товаров и услуг создается на
предприятиях, находящихся в частной собственности, нанимающих для участия в производстве
рабочую силу за денежное вознаграждение и реализующих свою продукцию на рынке.
Слайд 53Человеческий капитал
Человеческий капитал. Здоровье, сила, образование, профессиональная подготовка и навыки,
которые люди привносят в свою работу