Слайд 1ТЕМА 2.
Эффективность функционирования службы снабжения
1.Цели функционирования службы снабжения
2.Реализация функции снабжения
в процессе работы одного подразделения предприятия
3.Выявление и изучение источников закупки
и поставки
Слайд 21.Цели функционирования службы снабжения
Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших
функций в каждой фирме.
Значение деятельности по организации и управлению закупками
можно рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом.
Слайд 3Снабжение в тактическом плане
Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане –
ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание
дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта.
Отсутствие товара – необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги. Эта мысль столь очевидна, что отсутствие претензий у потребителя, вероятно, может служить показателем хорошего снабжения.
Трудность состоит в том, что некоторые компании никогда ничего большего от функции снабжения не ожидают, поэтому ничего большего в этом плане и не получают.
Слайд 4Стратегическая сторона снабжения
Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления
закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, внешними поставщиками,
потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п.
Потенциал стратегической сферы закупок велик. Его развитие и использование зависит как от знаний о таком потенциале у руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы.
Обязанность тех, кто уполномочен управлять функцией снабжения - повсюду находить стратегические возможности и привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства компании.
Слайд 5Для лучшего понимания закупочных функций необходимо определить их цели.
Целью
закупок является приобретение товаров нужного качества в нужном количестве по
установленной заранее цене в конкретном источнике и в нужное время.
Такой упрощенный подход оправдан при принятии ключевых решений: что купить, какие качество и цена приемлемы, где лучше всего приобрести необходимый товар, а также – в какой именно момент это следует делать.
Слайд 6Цели отдела (службы) закупок любой производственной (торговой) фирмы:
- Приобретать товар
по наиболее выгодной цене.
- Поддерживать высокую оборачиваемость товарных запасов.
- Гарантировать
доставку товаров на фирму.
- Приобретать товар наилучшего качества.
- Взаимодействовать только с надежными поставщиками.
- Поддерживать доброжелательные партнерские отношения с надежными поставщиками.
- Извлекать максимальную выгоду для фирмы (например, за счет скидок).
- Сотрудничать с другими подразделениями фирмы.
- Вносить свой вклад в достижение корпоративных целей и поддержание логистической стратегии.
- Снижать долю расходов на закупки в общих логистических издержках.
- Вести эффективный автоматизированный учет приобретаемых товаров и поддерживать другие информационные системы компании.
- Развивать и стимулировать деятельность и повышать квалификацию менеджеров, занятых в снабжении и закупке.
Слайд 7Основные цели деятельности в области организации и управления закупками рассмотрим
более детально:
1. Оптимальные сроки поставки материальных ресурсов, готовой продукции и
предоставления услуг.
Опоздание в закупках может сорвать производственный график, что повлечет за собой большие накладные расходы, а закупленные ранее намеченного срока материалы ложатся дополнительным бременем на оборотные фонды и складские помещения предприятия.
Слайд 82. Оптимальный размер партии поставки, т.е. соблюдение точного соответствия между
объемом поставок и потребностями в них.
Избыток или недостаточный объем поставляемой
продукции негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении оптимального баланса.
Слайд 93. Поддержание и повышение качества.
Продукция, материалы или услуги должны
поставляться необходимого уровня качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать
принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек.
Затраты на доведение качества до стандартного уровня могут быть весьма значительными.
Необходимо постоянно повышать качество снабжения и обеспечивать конкурентоспособность товаров и услуг на мировом уровне, что требует внимания к качеству закупаемых материалов.
Слайд 104. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам.
Эта задача особенно актуальна для российских предприятий, так как закупочная
деятельность требует большого объема оборотных средств, а, как показывает опыт, нехватка именно оборотных средств являетсяодной из главных проблем российского бизнеса.
Прибыль, полученная благодаря закупкам по более низким ценам или за счет снижения общих логистических затрат, может быть очень весомой.
Слайд 115. Поиск компетентных поставщиков и развитие отношений с ними.
Успех закупок
отдела в конечном итоге определяет надежностьпоставщиков. Деятельность поставщика оказывает большое
влияниена производительность, качество и конкурентоспособность компании–покупателя, чем это представляет большинство менеджеров.
Работник, отвечающий за выбор поставщика, должен проводитьтщательный поиск и анализ возможных поставщиков, причем анализжелательно проводить по нескольким критериям, например, покачеству предлагаемой продукции, возможности своевременнойдоставки, цене, сервису и т.д.
Также важным критерием являетсяоценка риска при осуществлении закупок.
Слайд 126. Повышение конкурентоспособности компании.
Основные задачи исследования рынка закупок заключаются
в регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости
рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.
Толчком к проведению исследования может стать интерес к определению размеров затрат, изменений в собственной программе дистрибьюции, внедрению достижений технического прогресса, повышению доли фирмы на рынке, конкуренции, надежности поставщиков, объему предложения в будущем и т.д.
Слайд 13Основной целью логистического менеджмента закупок, например, в производственной компании является
надежное обеспечение производственных подразделений фирмы материальными ресурсами, необходимыми для выполнения
производственного графика.
Производственный график при этом должен быть сформирован в соответствии с маркетинговой и логистической стратегией фирмы на рынке продаж готовой продукции.
Слайд 142. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия
Отдел
(служба) закупок является функционально обособленным подразделением фирмы и входным звеном
в логистической цепи/системы, поэтому ему необходимо устанавливать определенные взаимоотношения с другими структурными подразделениями компании для рациональной организации логистического процесса.