Слайд 1Тема 2. Основы функционирования бюджетов бюджетной системы страны.
Безгачева О.Л. –
к.э.н., доцент
Слайд 2Основные понятия
БЮДЖЕТ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
(ст. 6 БК РФ).
Бюджет субъекта РФ – (или региональный бюджет) форма образования и расходования денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных ресурсов для решения задач и функций, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.
Слайд 3/
Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы, ее
структура и взаимосвязь между элементами системы.
Бюджетная система РФ – совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права.
Межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса
Бюджетный федерализм - принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления
Слайд 4.
Внебюджетные фонды – денежные фонды, имеющие строго целевое назначение. Их
целью является расширение социальных услуг населению, стимулирование развития отсталых отраслей
инфраструктуры территориальных образований, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных направлений экономики.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщенный макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны, за определенный период времени (год, квартал, отчетный период).
Национальный доход - важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени (обычно за год);вновь созданная стоимость
Слайд 51.БЮДЖЕТ КАК ФИНАНСОВАЯ КАТЕГОРИЯ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
Бюджет образует центральное
звено системы финансов .
Бюджет (от франц. «бужетт» –
кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени.
Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики.
Слайд 6.
Поэтому бюджет рассматривается как:
- основной финансовый план страны,
- централизованный фонд
финансовых ресурсов государства,
-инструмент государственного регулирования,
- наконец, как закон, обязательный
для выполнения участниками бюджетных отношений.
Бюджет утверждается Федеральным Собранием РФ.
С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти:
на содержание аппарата власти,
органов обороны и безопасности,
реализацию социальных мероприятий
решение экономических задач
Слайд 7.
По своей природе бюджет является экономическим базисом государства.
Любые колебания
или изменения этого базиса приводит к нарушению экономической, хозяйственной и
социальной жизни общества.
По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства,
т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Слайд 8Бюджет выполняет следующие задачи:
-перераспределение ВВП;
-государственное регулирование и стимулирование экономики;
-финансовое обеспечение
бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
-осуществление контроля за образованием
и использованием централизованных денежных средств.
Слайд 9Роль бюджета в национальной экономике значительна:
1. Госбюджет является частью
финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство
способно вмешиваться в рыночные механизмы.
2. Бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.
3. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
Слайд 10Бюджет не только экономическая, но и политическая и социальная категория.
Во-первых,
возникновение и развитие бюджета связано с зарождением, формированием и развитием
политического строя государства.
Во-вторых, бюджет – это социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве.
Государство, используя бюджет, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества путем маневрирования финансовыми ресурсами и сосредоточение их на решении важнейших задач экономического и социального характера.
Тем самым обеспечивается проведение государственной экономической и финансовой политики.
Слайд 11.
Бюджетная политика – это многогранный и многоуровневый процесс, включающий действия
органов власти всех уровней бюджетной системы, направленный на экономическое развитие
государства и обеспечение социальных и других благ членов общества.
Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в бюджетном Послании Президента РФ Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ и реализуется посредством деятельности органов власти всех уровней бюджетной системы в ходе бюджетного процесса.
Ст.170 БК РФ:
Бюджетное послание направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Слайд 12Структура бюджетной политики
1. Политика бюджетных доходов
2. Политика бюджетных расходов
3. Политика
бюджетного финансирования и управления государственным долгом
4. Бюджетный федерализм и система
управления государственными финансами
Слайд 13Основные черты современной бюджетной политики
Основные документы:
- Конституция РФ
Бюджетный
кодекс РФ
Бюджетная политика разрабатывается Правительством РФ во главе с Президентом
Каждый
год Президент озвучивает основные направления бюджетной политики на 3 года в Послании Правительству РФ и Федеральному собранию РФ
Слайд 14.
Основные ФУНКЦИИ бюджета.
1-я функция. Перераспределение НД и ВВП (распределительная функция)
Средства
бюджета направляются на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых
программ, наращивание н-т-потенциала, ускорение социального развития и социально защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
Эта функция проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.
1) Образование доходов бюджета.
2) Использование (расход) бюджетных средств.
Слайд 15.
2-я функция. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
Через расходы и
налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и
инвестиций, повышения эффективности производства.
3-я функция. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Слайд 16.
Бюджет строится на принципах:
1. Единства – все бюджеты построены на
единых документах, единой правовой базе, единой денежной системе и на
единстве принципов бюджетного процесса.
2. Полноты – в бюджете должны отражаться все доходы и расходы правительства, государства, органов МСУ, чтобы можно было составить реальное представление о финансовом состоянии страны, МО.
3. Реальности (достоверности) – предусмотренных бюджетом доходных источников достаточных для выполнения бюджетных обязательств.
4. Гласности – плановые и фактические данные должны быть доступны всему населению, публикуются в СМИ.
5. Бюджетного федерализма – соблюдение интересов государства и его составных частей.
Слайд 17.
Структура бюджета
В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам
и расходам.
В каждой стране структура государственного бюджета имеет
свои особенности.
Они обусловлены:
- национальными традициями,
- организацией образования и здравоохранения,
- характером административной системы,
- структурными особенностями экономики,
-развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Слайд 18.
Условная схема бюджета
Сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам,
составляющим и утверждающим бюджет.
Дефицит бюджета: расходы> доходов
Профицит бюджета:
доходы > расходов
Слайд 19.
По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на
налоговые и неналоговые.
Доходы федерального бюджета до 85% формируются за счет
налоговых поступлений.
Значительные поступления имеют место от приватизации собственности и т. д.
В зависимости от используемых критериев выделяют несколько классификаций расходов и доходов
Например, доходы классифицируются:
по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.),
по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.),
по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы),
по срочности (безвозвратные, временные).
Слайд 20.
Среди классических группировок расходов выделяют:
ведомственную, где расходы распределены в
зависимости от министерств и ведомств;
предметную – в соответствии с
видами учреждений;
экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.
целевую -в целевой группировке расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.
функциональную - в классификации по функциональным признакам расходы разделены на социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы и пр.
Слайд 21.
Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для
развития и регулирования экономических процессов.
Они всегда носят целевой и,
как правило, безвозвратный характер.
Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.
Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.
Однако безвозвратность предоставления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании.
Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.
Слайд 22ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФИНАНСИРУЮТСЯ расходы общенационального уровня:
обеспечение деятельности Президента
РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии
РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов
функционирование федеральной судебной системы
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
обслуживание и погашение государственного долга РФ
прочие расходы.
Слайд 23 Социально-экономическое значение государственного бюджета.
Государственный бюджет является механизмом, который
позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в стране.
Государство
с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов.
С его помощью государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.
Слайд 24.
Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления
регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления,
ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.
С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы.
С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.
Слайд 25Бюджетное устройство
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы,
ее структуры, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
(Бюджеты, входящие в бюджетную
систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты)
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней
В свою очередь бюджетное устройство определяется государственным устройством (унитарное, федеральное или конфедеративное государство).
Слайд 26.
В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь) действует единая
конституция, общие для всех права и единые органы власти.
Бюджетная
система состоит из двух звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. (Например, такая бюджетная система была в СССР, сейчас действует в Японии и др.)
В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли в Германии, провинции в Канаде и т.д.) и местные бюджеты.
Слайд 27.
Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех
видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов
по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти.
Это явление получило название бюджетного федерализма.
Он предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распространения и использования денежных ресурсов общества.
В конфедеративном (союзном) государстве в постоянном союзе суверенных государств бюджетная система четырехуровневая, а бюджет конфедерации формируется из взносов, входящих в конфедерацию государств.
У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Слайд 28.
Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация —
в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века
(1291—1848) действительно была конфедерацией.
В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).
Слайд 29/
При распаде СССР осенью 1991 года планировалось создать конфедеративный
Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальных вариантах проекта Союзного
договора (до ГКЧП) предполагался как мягкая федерация.
Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
В настоящее время Россия – федеративное государство.
Основы современного бюджетного устройства РФ определены Конституцией РФ.
Слайд 30Структура бюджетной системы РФ:
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
(ст.10 БК РФ)
1 . ФЕДЕРАЛЬНОГО, включающего федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов
2. СУБЪЕКТОВ РФ, состоящих из бюджетов 85 субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов
3. МЕСТНОГО, который образуют бюджеты муниципальных районов; городских округов; внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Севастополя, Москвы и СПб; городских и сельских поселений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно ст.11 БК РФ бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов.
Согласно ст. 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Слайд 31.
В свою очередь, местные бюджеты в России имеют двухуровневую структуру:
1)
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов;
2) бюджеты городских поселений, бюджеты
сельских поселений.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.
Совокупность всех бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта РФ (см.рис.1 ).
Слайд 32Рис. Схема консолидированного бюджета РФ
Слайд 33Итак, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы
на соответствующей территории
Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются
и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней.
Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом России и отдельных субъектов Федерации.
Составление консолидированного бюджета РФ, а также разработку его прогноза осуществляет Министерство финансов РФ.
Слайд 34.
Показатели консолидированных бюджетов используются:
1) в бюджетном планировании;
2)
при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;
3) в
сводном финансовом планировании;
4) в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности;
5) при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий (бюджетные расходы на медицинское обслуживание одного жителя, расходы на образование одного жителя, среднедушевые бюджетные доходы и т.д.)
Слайд 35.
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ (глава 5 БК РФ)
1. единства
бюджетной системы РФ;
2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов
бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
3. самостоятельности бюджетов;
4. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
6. сбалансированности бюджета;
7. эффективности использования бюджетных средств;
8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9. прозрачности (открытости);
10. достоверности бюджета;
11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
12. подведомственности расходов бюджетов;
13. единства кассы.
Слайд 36.
Определения:
Бюджетный федерализм - принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в
условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы федерации с интересами ее
субъектов и органов местного самоуправления
Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами МСУ, связанные с формированием и использованием соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).
Слайд 37Бюджетная классификация РФ
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для
составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. (ст. 18 БК РФ).
Классификация является:
1. единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом.
2.основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты
3. обязательной для всех субъектов бюджетных отношений.
Слайд 38Что дает использование Бюджетной классификации?
1.Умелое использование данных, сгруппированных по элементам
бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и
тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.
2. Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения потребностей.
3. Она позволяет создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за исполнением их по целевому назначению
Слайд 39.
Объектам классификации присваиваются группировочные коды, которые:
- обеспечивают единство формы бюджетной
документации,
-обеспечивают представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета.
- упрощают
объединение смет и бюджетов в общие сводные документы
-дают возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.
Слайд 40.
Бюджетная классификация РФ предназначена для:
составления, утверждения и исполнения бюджетов всех
уровней ( с помощью БК становится возможным наблюдение за движением
бюджетных ресурсов).
контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
обеспечения сопоставимости показателей бюджетов;
составления консолидированных бюджетов всех уровней;
унификации отражения доходных и расходных статей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
обеспечения единства бюджетной политики;
своевременности составления бюджетов всех уровней;
- создания основы единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов.
Слайд 41.
Бюджетная классификация включает в себя (см.ст.19 главы 4 БК РФ)
-
классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного* управления — КОСГУ).
Слайд 42/
*Государственный сектор — это производное обобщающее понятие, позволяющее представить совокупность
определенных организаций.
Состоит из двух частей:
сектора государственного управления (включают в
себя органы государственной власти и их учреждения)
сектора, включающего все государственные корпорации, предприятия и организации, занимающиеся продажей услуг на рынке, которые государством не финансируются, но находятся под государственным контролем.
К таким предприятиям следует отнести казенные и государственные унитарные предприятия, контрольный пакет акций которых находится у государства.
К этой группе относятся финансовые и нефинансовые государственные корпорации.
Слайд 43.
Функция сектора государственного управления отличается от функций других секторов экономики.
Это отличительная особенность состоит в:
оказании нерыночных услуг населению, обществу в
целом и перераспределении доходов и собственности.
в способах финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.
Классификация операций сектора государственного управления - это группировка операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Слайд 44Классификация доходов бюджетов РФ
Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой
группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Группы доходов состоят
из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения
Классификация доходов бюджетов (ст.20 БК РФ):
1. Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:
- кода главного администратора *доходов бюджета;
- кода вида доходов, который включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода
- кода подвида доходов
- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Слайд 45.
*Администраторами поступлений в бюджет являются:
- налоговые органы;
- иные органы государственной
власти;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- органы местного самоуправления;
-
юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти;
- созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения.
- - - - - - -
Администраторы поступлений в бюджет осуществляют:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет;
- начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника;
- представление проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
Слайд 46Структура кода классификации доходов
Слайд 47Классификация расходов бюджетов РФ
Классификация расходов бюджетов представляет собой их систематизированную
группировку по однородным признакам.
Составление любого бюджета начинается с планирования
расходов, т.к. в них отражается цель деятельности органов власти.
Соответственно классификация видов расходов, прежде всего, исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.
Код классификации расходов бюджетов состоит (ст. 21 БК РФ) из:
1. кода главного распорядителя * бюджетных средств
2. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов
3. кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Слайд 48.
Ст.6 БК РФ:
*Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной
власти…, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств
между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Перечень главных распорядителей средств местных бюджетов устанавливается решением о соответствующем местном бюджете.
Распорядителями бюджетных средств являются:
- орган государственной власти
- орган управления государственным внебюджетным фондом
- орган МСУ
- орган местной администрации
- бюджетное учреждение.
Получатель бюджетных средств – орган государственной власти,… имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Слайд 49Структура кода классификации расходов
Слайд 50.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов
бюджетов являются (п.4. ст.20 БК РФ) :
1. налоги и неналоговые
доходы
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
государственная пошлина;
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
страховые взносы на обязательное социальное страхование;
Слайд 51.
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
платежи при пользовании природными ресурсами;
доходы от оказания платных
услуг и компенсации затрат государства;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
административные платежи и сборы;
штрафы, санкции, возмещение ущерба;
поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
доходы бюджетов от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов*, имеющих целевое назначение, прошлых лет
возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет
прочие неналоговые доходы
Слайд 52.
2. безвозмездные поступления:
- от нерезидентов
- от других бюджетов бюджетной системы
РФ
- от государственных (муниципальных) организаций
- от негосударственных организаций
- от наднациональных
организаций
- доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
- прочие безвозмездные поступления.
Слайд 53.
*межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ
другому бюджету (ст.6 БК РФ).
Межбюджетные трансферты предоставляются в форме:
дотаций,
субсидий,
субвенций,
иных межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов (ст.129 БК РФ)
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (это межбюджетные трансферты) (ст.6 БК РФ).
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Слайд 54.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации
расходов бюджетов являются (ст.21, п.3 БК РФ):
- общегосударственные вопросы
- национальная
оборона
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность
- национальная экономика
- ЖКХ
- охрана окружающей среды
- образование
- культура, кинематография,
- здравоохранение,
- социальная политика
- физическая культура и спорт
- средства массовой информации- обслуживание государственного и муниципального долга
- межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ
Слайд 55Методы бюджетного регулирования
1. Одним из основных методов регулирования является метод
отчислений в процентах от налоговых доходов, закрепленных за вышестоящим бюджетом.
Этот метод используется в России более 60 лет.
2. Дотационный метод. Он применяется, если не представляется возможным стабилизировать доходы и расходы территориальных бюджетов, когда административно-территориальные образования не имеют достаточных резервов, чтобы сбалансировать бюджет.
Предусматривается плановая передача денежных средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в абсолютной сумме части денежных средств.
Регулирование бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется посредством распределения трансфертов, предоставления дотаций, субсидий, субвенций , бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.
Слайд 56Сбалансированность бюджета
Сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим
и утверждающим бюджет.
Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом, превышение
доходов над расходами- профицитом.
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым - предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным.
Слайд 57.
Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной
экономике!!!
При принятии закона о бюджете на очередной финансовый год, если
данный закон предусматривает дефицит бюджета, такой бюджет обязательно должен определить источники финансирования дефицита бюджета.
БК РФ устанавливает ряд ограничений, которых необходимо придерживаться при установлении предельной величины дефицита бюджета на очередной финансовый год.
Во-первых, ограничения для бюджета первого уровня, т.е. федерального бюджета.
Согласно закону предельная величина дефицита федерального бюджета определяется как сумма общего объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Слайд 58.
Во-вторых, ограничения бюджета второго уровня, т.е. регионального.
Согласно БК РФ:
- текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов
регионального бюджета;
- размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. (ст.92.1 п.2 БК РФ)
Слайд 59.
В-третьих, это ограничения для третьего уровня бюджета, т.е. для местного
бюджета.
Согласно БК РФ:
- текущие расходы местного бюджета не
могут превышать объем доходов местного бюджета;
- размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Слайд 60.
При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает
следующими источниками его восполнения:
1.Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит
может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Это порождает инфляцию.
2. Привлечение заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств .
3. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет.
4. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно.
Слайд 61.
Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием
РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).
- - - - --
Основными путями погашения дефицита государственного бюджета являются: государственный долг и инфляция.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Слайд 62.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих
формах:
- кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
- государственные
займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
Слайд 63.
2) внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в
иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- кредиты
правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Итак, государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита.
Слайд 64Государственный кредит
Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов
и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.
Государственный
кредит — это часть системы государственных финансов.
Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен.
Слайд 66.
Современное государство одновременно является и должником и кредитором.
Государство одновременно и
берет взаймы и дает взаймы , т. е. выступает в
роли заемщика и кредитора.
Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.
Государственные кредиты могут быть предоставлены российским юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.
В реальной жизни государство чаще всего − заемщик.
Слайд 67.
Государственный заем — передача в собственность РФ денежных средств, которые
РФ обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа.
Заем
позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.
Кредит также используется в сфере межбюджетных отношений.
Результат государственных займов — появление государственного долга.
Государственный долг бывает:
внутренним
внешним.
Обеспечением государственных займов служит государственная собственность.
Слайд 69.
В России до дефолта существовал обширный рынок ГЦБ:
- ГКО
– государственные краткосрочные облигации
- ОФЗ – облигации федерального займа –
среднесрочные ГЦБ.
Однако опыт покрытия текущего дефицита федерального бюджета с помощью доходов от краткосрочных ценных бумаг в условиях кризиса оказался неудачным.
Рынок ГКО-ОФЗ превратился в финансовую пирамиду и рухнул в августе 1998 г.
Доходность государственных ценных бумаг достигала 80% годовых, а в некоторые периоды – 200 – 300 %.
К августу, когда разразился системный финансовый кризис, государство оказалось неспособным погашать внутренние и внешние долги. Долги по ГКО достигли 436 млрд. руб., а все доходы бюджета на год были запланированы в размере 367 млрд. руб.
Погашение и выплаты процентов по государственному долгу с июля вдвое превысил объем собираемых налогов. Это вызвало девальвацию рубля и рост инфляции до 80-90 % годовых по сравнению с 11% в 1997 году.
Слайд 70.
Дефолт - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить
своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора
займа.
7 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля.
На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.
Только в 2001 г. Правительство обратилось к осторожно политике выпуска и реализации ГКО в небольших объемах
Слайд 71.
По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие
потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 млрд. долл.
Из них корпоративный сектор утратил 33 млрд. долл., население - 19 млрд. долл., прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 млрд. долл.
Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.
Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 млрд. долл.
Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 % ВВП.
В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 трлн долл. российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним ВВП РФ.
Госдолг в 2013 г. составит 12 % ВВП. Планируется, что он увеличится до 14,3 % ВВП в 2016 году.
Слайд 72.
Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст.
6 БК РФ).
В абсолютном выражении общий внешний долг России на
1 ноября 2014 года составил 678 435 млн. долл. США
По относительным показателям, российский внешний госдолг по данным рейтингового агентства Moody's в пределах 10% к объему ВВП страны.
Это самый низкий показатель среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории
В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора.
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 19 декабря 2013 года представлена на следующим слайде.
Слайд 74Долги иностранных государств
В результате резкого снижения внешнего долга и быстрого
роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно
превращается в страну-кредитора.
За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%.
В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д.
На 30 июня 2012 года США были должны РФ 2,98 % всего своего госдолга, или 157,8 млрд долларов.
В 2014 году Россия занимает 12-е место в рейтинге держателей государственного долга США.
Слайд 75/
Реформирование бюджетной сферы
Действовавший в течение многих десятилетий механизм управления общественными
финансами в нашей стране был создан и приспособлен для централизованного
управления экономическими и социальными процессами в стране.
Главный недостаток - механизм ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами.
Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ по трем направлениям:
- реформирование межбюджетных отношений;
- реформирование бюджетного процесса;
- реформирование бюджетной сети.
Слайд 76.
В настоящее время возникла необходимость бюджетной реформы на среднесрочный период.
Главной
задачей реформирования бюджетного процесса является:
- создание условия и предпосылок для
максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетом государственной политики
смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
Основой новой организации бюджетного процесса должна стать модель бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования.
Слайд 77.
1. Реформирование межбюджетных отношений
Главным итогом реформирования межбюджетных отношений стало
разделение уровней бюджетной системы России с определением на постоянной основе
для каждого ее уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.
2. Реформирование бюджетного процесса:
внедрены и действуют по настоящее время среднесрочное планирование и исполнение бюджета, ориентированное на результаты, новая бюджетная классификация и бюджетный учет, внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс РФ, изменились процедуры составления исполнительными органами и рассмотрения представительными органами власти проектов бюджетов
Слайд 78.
3. Реформирование бюджетной сети:
В рамках третьего направления бюджетных реформ решаются
задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новых
форм их финансирования, разработке и использованию методов финансирования бюджетных расходов, ориентированных на результат.
Начиная с 2009 г., происходит реструктуризация некоторых бюджетных учреждений и преобразование их в казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Слайд 79.
Проект федерального бюджета на 2015 год
В пятницу, 24 октября, Госдума
России рассмотрела федеральный бюджет на 2015-2017 гг. в первом чтении.
"Впервые
работать над проектом трехлетнего бюджета пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики", - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Параметры могут еще измениться во время принятия бюджета парламентом, так как корректировки еще могут быть внесены.
Слайд 80.
Как выглядит проект бюджета на 2015 год?
доходы в будущем году
составят 15 трлн 82,4 млрд руб.
- расходы
— 15 трлн 513,1 млрд руб.
- дефицит бюджета оценивается в 430,7 млрд рублей (0,6% ВВП)
В последующие годы дефицит будет расти (в абсолютных цифрах):
- В 2016 году дефицит составит 476,3 млрд рублей (0,6% ВВП)
- в 2017-м — 540,9 млрд рублей (0,6% ВВП)
Основной расходной статьей по-прежнему останется «социалка» — образование, здравоохранение, культура и пенсионное обеспечение.
На это выделено 57% средств федерального и регионального бюджетов.
Проект федерального бюджета был одобрен на заседании правительства РФ 18 сентября 2014 года. Документ был основан на предположении, что украинский кризис будет урегулирован, а санкции Запада в отношении России – отменены.
Слайд 81.
рост ВВП:
В 2015 году в 1,2%,
в 2016-м — до
2,3%,
в 2017 году — на уровне 3%.
Инфляция:
в
2014 году составит 7,5–8%,
а в 2015-м — 5,5%.
Отток капитала:
с прогнозируемых в 2014 $100–120 млрд
в 2017-м замедлится до $20 млрд.
цены на нефть
в 2015 году по-прежнему планируются на уровне $100 за баррель.
В свою очередь, курс национальной валюты ожидается в пределах 37,7 рубля за доллар в 2015 году.
Слайд 82.
Федеральный бюджет на 2015 год и на плановый период 2015
и 2017 годов сформирован исходя из рассчитанной по "бюджетному правилу».
Что
такое «бюджетное правило»?
С 01.01.2013 вступило в силу новое бюджетное правило в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирования и использования средств Резервного фонда и ФНБ.
Бюдже́тное пра́вило — правило российского бюджета, определяющее максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть.
Декларируемая цель — снижение зависимости бюджетной политики России от циклов в экономике
Слайд 83.
Бюдже́тное пра́вило используется следующим образом:
Периодически выполняется прогноз доходов федерального бюджета,
на основе рассчитанной цены нефти — средней за установленный промежуток
времени.
Доходы, превышающие прогнозное значение, перечисляются в Резервный фонд.
После достижения Резервным фондом порогового объема (по состоянию на 2014 год порог равен 7 % ВВП), средства начинают направлять на пополнение ФНБ.
Согласно официальной позиции Министерства финансов, бюджетное правило снижает зависимость федерального бюджета от состояния мировых рынков, а также обеспечивает «подушку безопасности» на случай кризиса, аналогичного кризису 2008 года
Слайд 84.
Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года,
когда был образован Стабилизационный фонд.
Действовал следующий порядок формирования фонда:
в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году.
При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения.
По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.
С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделён на две части:
Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб. на момент разделения)
и ФНБ $31,98 миллиард (782,8 млрд руб. на момент разделения).
Слайд 85.
Фонд национа́льного благосостоя́ния Росси́и (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года
после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и ФРБ.
Фонд
является частью механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу.
Целями ФНБ являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
ФНБ формируется за счёт:
- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
доходов от управления средствами ФНБ.
Совокупный объем средств ФНБ на 1.11.14 составил 3 547,02 млрд. руб. (5% ВВП)
Слайд 86/
Минэкономразвития РФ считает возможным размещение средств ФНБ:
- в инфраструктурные проекты
1,2 трлн рублей (около 40% средств фонда).
В настоящее время
450 млрд руб. из указанной суммы уже активно инвестируются в проекты строительство ЦКАД и высокоскоростной железнодорожной ветки Москва-Казань, реконструкции Транссиба и БАМа. ,
в высокотехнологичные проекты: в авиастроении, судостроении, космосе, области производства композиционных материалов и по целому ряду прочих направлений.
Подобные проекты со сроками возврата от 7-8 до 12-15 лет характеризуются куда меньшими рисками, чем вложения в крупные инфраструктурные проекты.
- обсуждается возможность инвестирования средств ФНБ в развитие московского авиаузла.
Слайд 87/
Счетная палата (СП) считает, что необходимо повышать эффективность управления средствами
ФНБ и РФ:
«Необходимо повысить эффективность управления средствами Резервного фонда
и ФНБ путем увеличения доходности размещения средств и минимизации процентных и валютных рисков для федерального бюджета».
По данным СП в 2014-2016 годах средневзвешенная ставка процента размещения средств РФ и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России прогнозируется в размере лишь 0,58 % годовых, в то время как в 2011 и 2012 годах она составляла 1,8 и 0,74 % годовых, соответственно.
Слайд 88.
Формирование Резервного фонда
Резервный фонд формируется с 1 февраля 2008 года
за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета ,
доходов от управления средствами
Резервного фонда.
Средства Резервного фонда предназначены для страховки экономики от понижения нефтяных цен.
Из его средств, объем которых составляет почти 3 трлн руб., предлагается ежегодно направлять на бюджетные расходы 500 млрд.
Слайд 89.
Изменения в цене на нефть могут существенно сказаться на доходах
бюджета — разница в цене за баррель нефти в $ 1
дает порядка 70 млрд руб.
Кроме того, при цене на нефть на уровне $ 90–95 за баррель возможно ослабление рубля.
При расчете показателей бюджета заложена цена на нефть в:
93 $ за баррель в 2014 году (хотя по прогнозам правительства она составляла 101$)
95 $ - в 2015-2016 годах.
Кроме того, МВФ недавно заметно понизил прогнозные темпы развития мировой экономики.
Какие выводы можно сделать?
Это негативно скажется на спросе на российское сырье.
И, следовательно на поступлении доходов в бюджет.
Слайд 90.
Аналитики считают:
Доходы бюджета от экспорта нефти и газа в период
до 2030 года будут неуклонно снижаться при практически постоянном уровне
ненефтегазовых доходов.
В бюджете на 2015 год заложен и антикризисный резерв —
190 млрд руб., которые предлагается потратить в случае резкого ухудшения ситуации.
«Плюс ресурсы, которые мы сейчас готовы предоставить за счет заемных средств из ФНБ, — это и будут те средства, которые мы готовы направить на поддержку предприятий, банковского сектора в условиях санкций», – сообщил Силуанов.
(Международные санкции ограничили доступ российских банков и компаний на мировые рынки капитала)
Так, уже в августе 2014, компания «Роснефть», обратилась к правительству с просьбой о выдаче кредита из средств ФНБ на сумму $42 млрд. долл. США, что составило, на дату обращения, около половины совокупного объема средств фонда.
Как заявил глава компании Игорь Сечин, этот заем нужен Роснефти для покрытия текущей задолженности.
Слайд 91.
В последние годы развития России преобладал отток капитала из России,
что говорит о низкой реальной инвестиционной привлекательности страны.
Официальный прогноз МЭР
РФ по чистому оттоку капитала из России на 2013 год составляет 70 млрд. $
МЭР РФ повысило прогноз на 2015 год по чистому оттоку капитала из страны до $100-120 млрд с $90 млрд.
Причин этому две:
с одной стороны - нестабильная экономическая ситуация в мире, санкции
а с другой - плохой инвестиционный климат.
В ближайшее время отток денег из России будет равен совокупному объему полученных инвестиций.
Слайд 92.
Какие меры планирует принять Правительство по поиску дополнительных ресурсов для
бюджетов ?
1. необходимо задействовать наши возможности по дополнительному привлечению
доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы.
(уже подготовлен план по мобилизации таких доходов, который учитывает меры по повышению собираемости доходов,
налоговая база по налогу на имущество будет определяться исходя из кадастровой стоимости имущества).
2. повышение отдачи от имеющихся активов государства.
3. задействовать средства пенсионных накоплений и ФНБ в рамках реализации инвестиционных проектов,
4. реализовать в полной мере принципы государственно-частного партнёрства при финансировании инвестиций, государственных инвестиций.
Слайд 93.
МЭР РФ представило
ОБНОВЛЕННЫЙ ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД
ДО 2030 ГОДА
Данный документ разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних
и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения.
России предложено три базовых сценария:
консервативный,
инновационный
и форсированный.
Слайд 94.
Согласно обновленному прогнозу, МЭР ожидает, что в 2013-2030 гг. ВВП
России будут расти в среднем на 2,5%.
Для сравнения: считавшийся
ранее базовым инновационный вариант предполагает средний рост ВВП за отчетный период на 4-4,2% в год.
К 2030 г. по сравнению с 2012 г. объем ВВП увеличится на 56% вместо прогнозировавшихся ранее 104%.
Объем производства к 2030 г. вырастет на 45%, а не на 76%,
инвестиции – в 2,1 раза, а не в 2,8 раза,
розничный товарооборот – на 78%, а не на 126%.
экспорт будет выше на 24% по сравнению с 2012 г., а импорт – на 63%.
Слайд 95.
Также МЭР представило ДВА варианта прогноза МЭР социально-экономического развития на
2015–2017 годы, которые могут быть взяты за основу при работе
над бюджетом на следующие три года:
Базовый
и умеренно-оптимистичный
(обратите внимание – в проекте бюджета проценты роста еще ниже)
По базовому варианту ВВП вырастет в 2015 году на 1% вместо 2%, как планировалось ранее.
Снижение прогноза связано с сохранением геополитических рисков.
Инфляция в 2015 году вырастет на 6,5% (предыдущий вариант прогноза — 5,5%).
Существенно ухудшен прогноз по росту розничного товарооборота на следующий год, а также по росту реальных располагаемых доходов населения.
Слайд 96.
Вместе с ухудшением основных макроэкономических параметров предполагается сокращение экспорта нефти,
нефтепродуктов и газа — основных статей, формирующих доходы бюджета,
Поставки
нефти, нефтепродуктов и газа в страны дальнего зарубежья снижаются:
В 2013 году- $ 323,4 млрд,
В 2014 году - — $ 313,56 млрд (при цене на нефть $ 105).
В 2015 году объемы составят $ 292,5 млрд (прогноз цены — $ 100),
В 2016 году — $ 288,3 млрд,
в 2017 году — $ 288,5 млрд.
Нефть будет дешеветь
Слайд 97.
Умеренно-оптимистичный вариант прогноза от МЭР предполагает повышение предельного дефицит бюджета
с 1% ВВП до 2%, чтобы увеличить бюджетные расходы для
стимулирования экономики.
Это даст прирост экономики не на 1%, а на 3,3% уже в 2015 году.
В ЦБ РФ решили разработать план действий в случае реализации самого худшего сценария развития экономики России, при котором цена за баррель нефти упадет до 60 долларов.
Вариант падения цен на нефть до 60 долларов за баррель считается мировыми аналитиками весьма маловероятным.