Слайд 1Тема 2. ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ И ЯДРООБРАЗОВНИЯ
Теории пространственной организации производительных
сил и региональной экономики
Теория пространственной диффузии в размещении производительных
сил региона
Слайд 2Экономико-географические подходы :
географический детерминизм
географический поссибилизм
Задача ПРПС: найти место наиболее
рационального расположения на местности предприятия, отрасли, комплекса, при котором будет
либо обеспечено максимальное удовлетворение общественных потребностей в каком-либо товаре при фиксированных затратах,
либо затраты будут минимизированы при достижении заданного экономического результата (эффекта).
Слайд 3Иоганн Тюнен: Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству
и национальной экономии (1826)
Модель: автономное государство, «центральный город», с\х специализация,
цены определяются транспортными издержками.
Вывод: система колец - продуктивные виды деятельности - ближе к «центральному городу»
Слайд 4Вильгельм Лаунхардт
•производственная функция линейна однородна
• производительность с единицы площади постоянна
• цены факторов
производства одинаковы
• транспортные расходы линейны от удаленности от центра.
Слайд 5Метод весового локационного
треугольника
Вильгельма Лаунхардта
Слайд 6Альфред Вебер О размещении промышленности: чистая теория штандорта (1909)
Для построения
общей теории размещения необходимо знать общие факторы регионального характера. Это
требует детального анализа производственных издержек:
Издержки на земельную ренту (аренда, покупка).
Издержки на основной капитал (здания, машины, оборудование).
Издержки на сырье и энергоресурсы.
Процент на заемный капитал.
Амортизационные отчисления на основной капитал.
Издержки на рабочую силу.
Транспортные издержки.
Агломерационный эффект.
Изодапан?
Слайд 7Развитие теорий пространственной организации (А.Вебера)
Оскар Энглендер
объединил теории промышленного и с/х
штандорта – общая теория штандорта;
Основной фактор размещения ПС – транспорт
Г.
Ритчль Исследовал единичное изолированное предприятие;
Не только экономические факторы, но и история
Понятие «хозяйственный круг»
Слайд 8Хозяйственный круг - экономически самостоятельный регион, объект производства которого формирует
единую экономическую систему под влиянием разделения труда, обмена продукцией, формирования
инфраструктуры.
Слайд 9Факторы размещения производительных сил
Транспортная ориентация:
— расстояние
— объем перевозок
— тарифы на
перевозки
— цены на сырье
— цены на топливо
Штандортное тяготение:
— земельная рента
—
налоговые ставки
— рабочая сила
— климатические условия
Слайд 10Подход Торда Поландера
2 теории штандорта
Всеобщая (вся хоз. деятельность в стране)
Специальная
(особенности отраслей)
Ввел в анализ размещения фактор конкуренции
Слайд 11Теория центральных мест Вальтера
Кристаллера
Центральные места - экономические центры, которые
имеют экономические связи с окружающими территориями.
Каждой ступени центрального места соответствуют
следующие параметры:
• определенная численность населения;
• размер интерланда;
• набор функций (производственных, административных);
• тип связи с центрами более высокого и более низкого порядков;
• число центральных мест высшего порядка.
Слайд 12Теория пространственной экономики
Августа Лёша (эконом. ландшафта)
Предложил равновесную модель размещения
производства с учетом баланса интересов
государства и предпринимателей
расширил состав факторов,
рассматриваемых при размещении предприятий (налоги, пошлины, эффекты монополий)
проанализировал ситуацию размещения фирм в условиях конкуренции
доказывал оптимальность гексагонального размещения фирм
предположил мобильность товаров в краткосрочном периоде и факторов производства в долгосрочном периоде.
дал подробное математическое описание рыночного функционирования, где каждая экономическая переменная привязана к определенной точке пространства
Основными элементами уравнений модели равновесия являются функции спроса и издержек.
Слайд 13Новый этап региональных исследований:
1) переход от микроанализа проблем размещения к
макроэкономическому (анализу в целом);
2) изменение отношения к традиционным факторам размещения
(рабочая сила, труд, транспорт) и появление новых факторов (НТП, охрана окружающей среды, механизмы государственного регулирования регионального развития);
3) переход на новый уровень учета факторов и их отражения, при изучении территориальной организации производительных сил стали использовать математические методы.
Слайд 14
Экономическое пространство – силовое поле,
порождаемое хоз. субъектами и их
связями
Экономический рост неравномерен и концентрируется в некоторых предприятиях, которые могут
воспринимать инновации (пропульсивные)
Полюс роста — ядро, вокруг которого идет развития производительных сил и которое включает в себя предприятия, способные воспринимать инновации, распространяя импульсы роста в окружающее пространство.
Поляризация — процесс концентрации экономического роста в отдельных точках пространства и его распространение от полюса.
Теория поляризованного развития Франсуа Перру (Перу)
Слайд 15Элементы полюса:
1) ведущая отрасль (способность к нововведению);
2) местные производства, которые
связаны с ведущей отраслью отношениями типа «затраты — выпуск»;
3) пространственное
сочетание элементов производительных сил, которое обеспечивает получение эффекта внешней агломерации.
Агломерационный эффект:
— экономия масштаба;
— экономия локализации (Силиконовая долина);
— экономия урбанизации (Москва);
— эффект от социально-бытовой инфраструктуры.
Эффект мультипликатора
Инновационный эффект
Слайд 16Диффузия – распространение
Диффузия расширения — это процесс, в результате
которого информация, материальные предметы и т.п. распространяются от одного района
к другому, сохраняясь в первом.
Диффузия перемещения - процесс распространения в пространстве, при котором подвергающиеся диффузии явления и предметы покидают территории, где они возникли, и передвигаются на новые.
Слайд 17Способы распространения диффузии
Контагиозная диффузия (фактор расстояния, центробежность).
Каскадная диффузия (нисходящее движение
от более крупных центров к более мелким).
Иерархическая диффузия (как вверх,
так и вниз - эффект Битлз)
Слайд 18Территория - изотропная, высокодифференцированная
Время – непрерывно или по фазам
Объект диффузии
- материальность
Места возникновения,
Места назначения
Траектории
Элементы процесса диффузии Торстена Хёгерстранда
Расстояние
от центра новации
Слайд 19Профили волн диффузии (Р.Морилл,1970) напоминают волны:
волна диффузии отражает ограниченную скорость
восприятия;
вначале она имеет ограниченную высоту, затем возрастает как по высоте,
так и по протяженности,
потом понижается, хотя ее распространенность по территории продолжает увеличиваться.
Постепенное затухание волны есть одномоментная функция времени и пространства.
Характер среды, через которую проходит волна, может ускорить или замедлить ее движение;
идентичность волны, следующей из какого-либо центра новации, теряется при ее столкновении с волной, исходящей из любого другого направления.
Слайд 21Центры развития:
призванные инициировать миграцию и капиталовложения от гипертрофированного основного промышленного
узла.
многочисленные мелкие центры, создаваемые в аграрных отсталых районах с целью
их будущей индустриализации и ускорения экономического развития.
Сила воздействия полюсов зависит от того, что они собой представляют и какого рода импульсы от них исходят:
развитие производственных связей (техническая поляризация),
расширение рыночных связей (монетарная поляризация),
социальное притяжение (психологическая поляризация).
Слайд 22При формировании экономического ядра возможно возникновение трудностей:
сила импульса может
направляться не на районы, требующие поддержки, а на высокоразвитые территории,
с которыми экономически свяжутся пропульсивные отрасли полюсов роста;
можно столкнуться с дефицитом ресурсов (финансовых и трудовых).
Слайд 23Эффект экономического ядра выражается в следующем:
создании новых рабочих мест
для
населения области;
финансировании различных направлений социального развития за счет
дополнительных налоговых поступлений;
росте уровня жизни населения региона;
повышении инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и региона в целом для отечественных и зарубежных инвесторов;
увеличении региональной производительности труда;
импульсе развития, возникающим даже при небольших первоначальных вложениях за счет специфических свойств пропульсивных отраслей
Слайд 24Функция плотности городского населения К.Кларка Пр=По х e-кр
Индекс распределения
городов
0 – все города в одной точке
2,15 размещение соответствует
системе треугольников
Слайд 25Индекс ближайшего соседства городов
R= D набл / D ожид
D ожид=1/2
√ 2А
где А – плотность городов на 1 кв. км
Подсчитать
для РФ D ожид