Слайд 1Тема 2.
Память.
Закономерности
ее развития и проявления.
Материалы в помощь учителям.
Выступление
директора школы № 15 Вагидуллина И.В. на теоретическом семинаре учителей
(по
тезисам лекций по психологии к.п.н. Ильиной В.К.)
Слайд 2 Память – это особый вид свойства мозга Запомнить,
Сохранить и
Вспомнить информацию нашего прошлого опыта
(ЗСВ - магнитофон – воспроизведение: припоминание, узнание).
Слайд 3
Отчего зависит память человека?
Память зависит от наследственности.
Память развивается.
Память будет
хорошей, если мы будем развивать следующие психические компоненты:
Слайд 4Основную роль в развитии памяти играет ИНТЕРЕС.
Если я хочу,
чтобы дети запоминали, я должен вызвать интерес.
Слайд 52. Немаловажную роль играет ВАЖНОСТЬ информации, то, что связано с
нашими потребностями
(НАДО или НЕТ).
Слайд 63. Память зависит и от того, какие ЧУВСТВА вызывает материал
(запоминается то, что вызывает сильное чувство).
В этом есть
и положительное и отрицательное.
Чувства зачастую мешают точно запомнить и точно воспроизводить.
Слайд 74. Память зависит от ВОЛИ.
Люди слабовольные, ленивые запоминают плохо.
Способного, но ленивого учить даже труднее.
Слайд 85. Память зависит от МЫШЛЕНИЯ.
Не старайся запоминать что-либо, пока
не поймешь!
Если даже учитель прекрасно говорит и держит высокий темп,
а ученики не понимают, то зачем это нужно.
Слайд 96. Память зависит от ВНИМАНИЯ.
7. Память зависит от ВООБРАЖЕНИЯ
8. Память
зависит от РЕЧИ.
Слайд 109. Память тесно взаимосвязана с ДЕЙСТВИЯМИ:
а). самое лучшее делать самому
б).
хуже, когда смотришь, как делают другие
в). еще хуже, когда слушаешь,
как сделать
Слайд 1110. Память зависит от эффекта края (первое и последнее запоминается
лучше, поэтому главную мысль необходимо дать в начале урока!)
Слайд 12 11. Память тесно связана с наличием имеющихся знаний (ассоциация
- связь).
Слайд 1312. Когда дети слушают и пишут, дети думают только о
том, чтобы успеть написать. Такой процесс не развивает память. Система
Шаталова это обстоятельство учитывает: сначала он объясняет материал и рисует на доске опорные схемы, потом дети срисовывают с доски, потом учитель еще раз повторяет материал, но сокращенно - по сути.
Слайд 14Кривая забывания механически заученного материала (Г.Эббингауз).
Слайд 15Память – свойство нашего мозга.
Память разная у всех, значит пластичность
мозга тоже различная.
Как повысить пластичность? Только нагружая и заставляя работать
мозг!
Повышению пластичности мозга влияют отсутствие вредных привычек и активный здоровый образ жизни!
Слайд 16Память бывает:
Кратковременной
Оперативной
Долговременной
Слайд 17Два условия для запоминания:
Нужно время, чтобы кратковременные следы перешли в
долговременные.
Выученное должно отлежаться в памяти, поэтому заканчивать подготовку нужно
не накануне, а за 1-2 дня до этого предмета.
2. Подкрепление тех временных нервных процессов – повторение.
Слайд 18Память зависит еще от условий, в которых происходит процесс запоминания
и воспроизведения:
- нормальное, неутомленное состояние мозга
- условия, способствующие высокому вниманию (отсутствие
посторонних раздражителей, привычные условия работы, дополнительное стимулирование).
В начальной школе особенно пустые стены лучше, если учитель высококвалифицированный, то хватит опорных схем
Слайд 19
Условия успешного запоминания, разработанные психологами:
Слайд 20 1. Должна быть установка на запоминание.
Важно, чтобы ребенок осознал
необходимость запоминания.
Установка будет срабатывать, если есть хорошее отношение к учителю
со стороны учащихся.
Учитель постоянно должен повторять установку: запоминайте!
Слайд 212. Важна установка на длительное запоминание
Не учи до завтра,
до экзамена, иначе будешь знать только до завтра, только до
экзамена!
Слайд 223. Необходимо активно действовать с запоминаемым материалом.
Нужна внешняя и
внутренняя активность!
Слайд 234. Нужно сделать все, чтобы заставить детей думать:
-сравнивать, анализировать,
-связывать с уже изученным,
-проговаривать,
- рисовать яркие образы воображения,
-
составлять расширенные планы ответа.
Слайд 24Запоминают:
примерно 15-16% из того, что слышат,
примерно 25% из
того, что видят
95% из того, в чем принимают
участие.
Слайд 25 5. Нужно обеспечить активность на каждом этапе урока.
Не обязательно на каждом уроке устраивать опросы.
Слайд 266. Пользуйся опорными словами, схемами.
Они являются своего рода путеводными
огоньками
для запоминания
и припоминания.
Слайд 27Советы психолога детям:
1. Когда учишь, пиши шпаргалки.
2. Материал легче запоминается
лежа. В горизонтальном положении кровь в мозг поступает больше и
равномерно.
Иногда лежа на диване нужно свесить голову через край дивана, чтобы активизировать кровообращение мозга.
Слайд 283. Если запоминаешь большой по объему материал, то необходимо:
- сначала
ознакомиться в целом
- разделить на отдельные осмысленные части, запоминать каждую
часть отдельно
- в конце вновь повторить материал в целом
- установить связи между частями.
Слайд 294. Не учи стихи по столбикам или по строчкам:
-
короткие тексты запоминай целиком,
- длинные разбивай на логические порции.
Слайд 305. Читай вслух.
6. Важна связь словесного материала с наглядным,
включение в работу нескольких анализаторов (двигательного, зрительного, обонятельного, и др.).
Поэтому, когда учишь, рисуй схемы, карикатуры, действуй!
Когда делаешь запись, помоги своей памяти.
Слайд 31 7. Память не любит слепых записей и если запись ничем
не выделена. Необходимо сделать записи как можно наглядными: использовать цифры,
буквы, черточки, геометрические фигуры, подчеркивания, выделения, разные цвета, восклицательные знаки, текст размещать на разных частях листа, делать пропуски и т.д.
8. Память не любит однообразия!
Слайд 329. Стараться как можно глубже осмысливать материал (эффективность выше на
20%).
Слайд 3310. Регулировать количество запоминаемого материала, не запоминать сразу слишком большой
по объему материал, более 15 минут язык учить нельзя.
Не
много и редко, а меньше и чаще! Заучивая повторяй небольшими дозами, иначе ум утрачивает свежесть!
Лучше учить по 1 часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
Слайд 3411. Не целесообразно заучивать подряд сходные материалы (математика, физика, химия).
После математики учи историю, после физики - литературу и т.д.,
чтобы не вызвать взаимного отрицательного влияния двух видов деятельности: последущая информация запоминается с большим трудом и «стирает» предыдущую.
Слайд 3612. Целесообразно несложный материал прочитать, повторить перед сном, а утром
просмотреть.
Слайд 3713. Лучше заучивать так: прочитал – перескажи (если не пересказывать,
то бесполезно), снова прочитай (при перечтении обращаешь особое внимание на
те моменты, которые забыли).
Слайд 3813. Используй мнемотехнику (техника запоминания):
Пушкин – 1799
Гоголь – 1809 –
на 10 лет моложе Пушкина
Лермонтов – 1814 – на 5
лет моложе Гоголя
Слайд 3914. Нужны повторения, не любое повторение – мать учения.
Начать повторять
как можно скорее после восприятия информации
(в первые секунды, в
первый час, в первые 8 часов, в первые сутки, в первые 10 дней – информация очень быстро забывается).
Поэтому лучше сегодня учить те уроки, которые были сегодня!
Слайд 40Таблицы Рубенштейна:
При запоминании
На 1 слог требуется
время
12 слогов 14 секунд
24 слога 29 секунд
36 слогов 42 секунды
100 слогов 9 минут
600 слогов 65 минут
Кол-во слов в тексте Общее время запом. Время запом.100слов
100 слов 9 минут 9 минут
200 слов 24 минуты 12 минут
500 слов 65 минут 13 минут
1000 слов 165 минут 16,5 минут
Слайд 41Изречения и дополнения практика:
Золотое правило дидактики Я.А.Коменского –
«Ничего нельзя заставлять
заучивать, кроме того, что хорошо понято».
Нервы, которые идут от глаза
в мозг 20 раз толще, чем нервы идущие от уха в мозг.
К.Д.Ушинский говорил, что знающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям и не для того, чтобы починить развалившееся здание, а для того, чтобы укрепить его и вывести на нем новый этаж.