Слайд 1Тема 3. Принципы конституционного государства
1. Понятие конституционного государства. Основы конституционного
строя и их система
2. Конституционные основы организации и осуществления государственной
власти.
2.1. Признаки государства и форма государства
2.2. Демократическое государство
2.3. Государственный суверенитет
2.3. Территориальная целостность
2.4. Республиканская форма правления
2.5. Разделение властей и единство системы государственной власти
3. Конституционные основы, отражающие взаимоотношения государства, общества и личности
3.1. Основы взаимоотношений личности и государства
3.2. Экономические и социальные основы
3.3. Политические и идеологические основы
4. Конституционные основы соотношения государства и права
Слайд 2Понятие конституционного строя и его основ
ОКС – признаки и принципы
конституционного государства; основы организации и функционирования публичной власти, взаимодействия государства,
общества и личности на началах свободы личности, равноправия и подчинения власти праву, закрепляемые в конституции
ОКС - конституционно-правовой институт: нормативное содержание; соотношение с институтом конституционных прав и свобод
Правовое значение ОКС в РФ, ч.2 ст.16 Конституции РФ: концентрированное содержание конституции («конституция в конституции)
? Могут ли иные положения Конституции РФ проверяться на соответствие главе 1?
Слайд 3Виды основ конституционного строя РФ
Внешние основы: основы взаимодействия государства, общества
и личности
Внутренние основы: основы организации собственно государства и государственной
власти
Виды основ конституционного строя РФ
Сочетание внешних и внутренних характеристик конституционного государства:
Демократическая государственность и народовластие;
Правовое государство и верховенство права
Слайд 4Демократическое государство
и народовластие
Виды государств в зависимости от установленного политического
режима
Конституционное государство – демократическое государство
Источник власти в демократическом государстве –
народ (Ср.: ст.3 Конституции РФ);
Демократическая государственность и народовластие – фундаментальные принципы, отражающий и внутренние, и внешние стороны организации государственной власти
Слайд 5Признаки народного суверенитета
Народ и народная воля – источник всей власти
в государстве (доктрина Руссо, 18 в.)
Ср.: иные источники власти –
божественное провидение; монарх как носитель суверенной власти
Осуществление государственной власти от имени и в интересах народа
Ср.: госорганы получают от народа лишь право на осуществление власти, но не саму власть (Пост.КС РФ от 30.04.1997 №7-П)
Право народа на восстание в случае исчерпания всех иных средств борьбы с нарушениями конституционного порядка (см., напр.: ст. 20 ч.4 ОЗ Германии)
Ср.: ст.3 Конституции РФ: запрет захвата и присвоения власти
Слайд 6Формы прямой демократии
Формы непосредственного осуществления народом власти:
Свободные выборы;
Референдум;
Отзыв депутатов и
выборных лиц местного самоуправления;
Голосование по вопросам изменения границ и преобразованию
муниципального образования;
Сход;
Иные формы, не противоречащие Конституции и законам
Формы непосредственного участия народа в осуществлении власти:
Правотворческая инициатива граждан;
Территориальное общественное самоуправление;
Публичные слушания;
Собрания;
Конференции;
Опрос;
Обращения граждан;
Иные формы, не противоречащие Конституции и законам
Слайд 7Народное представительство
В узком смысле:
Представительные органы государственной власти
В.М. Гессен, Основы конституционного
права: Участие народа через НП в осуществлении законодат.и учредит.власти –
признак конституционного гос-ва; законодат.власть – у представительных учреждений (ср.: абсолютная и сословная монархии)
Депутат – уполномоченный представитель народа (а не отдельных избирателей)
Ср.: суверенитет народа или суверенитет парламента (Англия, парламент – высший представительный орган в силу закона, а не в силу уполномочивания народом
- Представительные органы муниципальных образований (органы местного самоуправления)
Слайд 8Народное представительство
В широком смысле:
+ избранные народом (населением) непосредственно выборные должностные
лица – единоличные органы власти и местного самоуправления (Определение КС
РФ от 21.02.2002 №26-О о представительном характере института ГМО)
+ общественные формы народного представительства (Общественная палата РФ – ФЗ №32 от 4.04.2005 с изм. ФЗ №283 от 25.12.2008; политические партии)
Слайд 9Формы народного представительства (НП)
Прямое НП:
Государственная Дума ФС РФ
Законодательные (представительные) ОГВ
субъектов РФ
Представительные органы муниципальных образований
Косвенное и многостепенное НП:
-Совет Федерации
ФС РФ (ФЗ № 229-ФЗ от 3.12.2012: ст.1 - наделение полномочиями решением З(П)ОГВ и ВДЛ субъекта РФ; на основе волеизъявления избирателей);
Представительные органы муниципальных районов, формируемые путем делегирования депутатов и глав поселений (ст.35 ч.4 п.1 ФЗ № 131; Пост.КС РФ от 18.05.2011 №9-П по жалобе Савостьянова)
Слайд 10Внутренние ОКС: принципы организации и осуществления государственной власти
Федеративное устройство (ч.1
ст.1, ст.5, ст.11 Конституции РФ)
Государственный суверенитет и территориальная целостность РФ
(ч.1 и ч.3 ст.4 Конституции РФ)
Республиканская форма правления (ч.1 ст.1 Конституции РФ)
Разделение властей (ст.10 Конституции РФ)
Ср.: особое значение принципов:
демократического государства
правового государства и верховенства права
Слайд 11Виды государств по форме государственного устройства
Слайд 12Государственный суверенитет
Понятие и признаки государственного суверенитета
Государственный суверенитет – это свойство
государственной власти, которое состоит в её верховенстве, единстве, неделимости и
самостоятельности в пределах территории государства и в международных отношениях
Теории государственного суверенитета в рамках федерации: американская модель, германская модель, советская модель (СССР)
Государственный суверенитет РФ – принцип федеративного устройства РФ и признак конституционно-правового статуса РФ (ст.4, 5, 67, 79 Конституции РФ)
Единство государственного суверенитета РФ
(Пост. КС РФ от 7.06.2000 по «алтайскому делу»)
Слайд 13Территориальная целостность
Ст.67 Конституции РФ: состав территории РФ
Ст.71 п. «б», «н»
Конституции РФ: предметы ведения РФ – территория РФ; определение статуса
и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»
ФЗ от 31.07.1998 № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ»
ФЗ от 17.12.1998 № 191 «Об исключительной экономической зоне РФ»
ФЗ от 30.11.1995 №187 «О континентальном шельфе РФ»
Слайд 14Виды государств по форме правления
В зависимости от порядка замещения должности
главы государства, формирования других органов государственной власти, источнику их власти
и порядку распределения полномочий между ними:
Монархии
Республики: res publica - «дело народа»:
в основе властных полномочий ОГВ – народный суверенитет
Периодическая сменяемость на основе всеобщих выборов
Слайд 15Республиканская форма правления: модели
Парламентская республика
- Правительство несет политическую ответственность перед
парламентом, назначается и отправляется им в отставку,
– Правительство определяет
внутреннюю и внешнюю политику, контролирует решения главы государства (институт контрассигнатуры),
– Глава государства не имеет права вето
– Глава государства может распустить парламент
Ср.: Пример ФРГ
Президентская республика
– Правительство несет политическую ответственность перед главой государства, формируется и отправляется им в отставку,
– Глава государства определяет внутреннюю и внешнюю политику, руководит деятельностью правительства,
– Глава государства имеет право вето в отношении законов,
– Роспуск парламента невозможен
Ср.: Пример США
Слайд 16Особенности российской республиканской формы правления
Президент назначает Правительство с участием
Государственной Думы,
Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства, может председательствовать
на его заседаниях, утверждает структуру ФОИВ, непосредственно руководит отдельными ФОИВ
Президент может по собственному решению направить Правительство в отставку, а также отменять его акты
Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику
Президент имеет право вето в отношении законов
Правительство отчитывается перед ГД, ГД может выразить ему недоверие
Президент может распустить Государственную Думу в рамках разрешения политического конфликта
Слайд 17Принцип разделения властей и единства государственной власти
Государственная власть осуществляется на
основе разделения на законодательную исполнительную и судебную:
Функциональное разделение: недопустимость вмешательства
в компетенцию, недопустимость отмены или приостановления актов без законных оснований
Институциональное и организационное разделение, принцип несовместимости замещения должностей
?РФ: Проблема отнесения органов к ветвям власти: Президент, прокуратура, Уполномоченный по правам человека, избирательный органы
Ср.: Принцип разделения властей и единства государственной власти
Слайд 18Модели разделения властей
Модель США: Исполнительная власть принадлежит Президенту, законодательная –
Конгрессу, полномочия между ними разграничены в Конституции, которая ограничивает и
власть Президента, и Конгресса.
Модель Великобритании: Законодательная власть принадлежит Парламенту и монарху, исполнительная – Кабинету. Суверенитет (верховенство) принадлежит законодательной власти.
Модель Франции: законодательные полномочия принадлежат парламенту, исполнительные – президенту и премьер-министру. Полномочия парламента исчерпывающе урегулированы в Конституции.
Ср.: единство власти в странах социалистической системы (Китай).
Слайд 19Внешние ОКС
А) Основы правового положения человека, гражданина в обществе и
государстве
Б) Основы взаимодействия государства с общественными институтами
! Особое
значение основ, отражающих соотношение государства, государственной власти и права: сочетание внутренних и внешних характеристик конституционного государства
Слайд 20Основы правового положения человека, гражданина
принцип признания человека, его прав
и свобод высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ);
принцип гарантированности прав и
свобод человека и гражданина со стороны государства (ст.2 Конституции РФ);
принцип единства и равенства гражданства Российской Федерации независимо от оснований приобретения (ч.1 ст.6 Конституции РФ);
принцип равенства конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации на ее территории (ч.2 ст.6 Конституции РФ);
принцип недопустимости лишения гражданина РФ его гражданства или права изменить гражданство Российской Федерации (ч.3 ст.6 Конституции РФ)
Слайд 21Основы взаимодействия государства с общественными институтами
1) Экономические основы
2) Социальные
основы
3) Политические основы
4) Идеологические основы
Слайд 22Экономические основы
Единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств (ст.8 ч.1 Конституции РФ);
Поддержка конкуренции (ст.8 ч.1
Конституции РФ);
Свобода экономической деятельности (ст.8 ч.1 К РФ);
Гарантии: ограничения для экономической деятельности государства (ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»):
- недопустимость совмещения функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов;
- недопустимость издания актов, совершения действий, ограничивающих конкуренцию
Множественность и равенство форм собственности (ст.8 ч.2 Конституции РФ);
Признание земли и других природных ресурсов в качестве объектов всех форм собственности (ч.2 ст.9 Конституции РФ)
Ср.: модели государства в зависимости от его роли в экономике
Слайд 23Социальные основы
Признание земли и других природных ресурсов основой жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9 Конституции РФ);
Принцип
социальной государственности (ст.7 Конституции РФ)
Слайд 24Социальное государство
Модели государства по его роли в социальной сфере:
Либеральное государство
Патерналистское
государство
Социальное государство: равномерное распределение благ и бремени при осуществлении государственной
поддержки социально слабых, концепция «позитивной дискриминации»
Ср.: ст.8 К РФ, определение КС РФ по делу Енборисовой от 15.02.2005 № 17-О
! Конфликт между принципами юридического равенства, личной свободы и социального государства
Слайд 25Политические основы
Народовластие (ст.3 Конституции РФ);
Признание и гарантированность самостоятельности местного самоуправления
как института гражданского общества и разновидности публичной власти (ст.12 Конституции
РФ);
Политическое многообразие и многопартийность (ч.3 ст.13 Конституции РФ)
Слайд 26Идеологические основы
Принцип идеологического многообразия или идеологического плюрализма
(ст.13 Конституции РФ);
Принцип
светского государства
(ст.14 Конституции РФ)
Слайд 27Идеологическое многообразие
Недопустимость установления государственной или обязательной идеологии (ч.2 ст.13)
Свобода мысли
и слова (ст.29)
Свобода объединения (ст.30)
Равенство общественных объединений перед законом (ч.4
ст.13)
Политическое многообразие, многопартийность (ч.3 ст. 13)
Конституционные пределы свободы объединения (ч.5 ст.13, ч.2 ст.29)
Слайд 28Модели государств в зависимости от отношения к религии
Теократическое государство: государственная
власть принадлежит церкви
Клерикальное государство: придание государственного статуса церкви
Атеистическое государство
Светское государство
Слайд 29Признаки светского государства
Нейтральное отношение государства к церквям и конфессиям
Отсутствие официальной
государственной религии
Отсутствие государственного финансирования церкви
Равенство граждан независимо от их отношения
к религии
Свобода совести и вероисповедания
Светский характер права: освобождение права от религиозных принципов и догматов
Светский характер государственного образования
Слайд 30Конституционная основа светского государства
Недопустимость установления государственной или обязательной религии (ч.1
ст.14 Конституции РФ)
Свобода совести и вероисповеданий (ст.28 Конституции РФ) –
свобода убеждений религиозных и иных, свобода мысли и слова (ст.29)
Индивидуальные и коллективные формы реализации свободы совести - свобода объединения (ст.30)
Принцип равенства религиозных объединений (ч.2 ст.14)
Принцип отделения религиозных объединений от государства (ч.2 ст.14)
Слайд 31Коллизия
Статья 14 Конституции РФ
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая
религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Преамбула Федерального
закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях«
Федеральное Собрание Российской Федерации, … признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, … принимает настоящий Федеральный закон.
Слайд 32Принцип отделения религиозных объединений (РО) от государства
Невмешательство государства в деятельность
РО:
Недопустимость возложения на РО государственных и политических функций
- Госорганы в
своей деятельности не связаны отношением к религии
Светский характер образования
Но: государственная поддержка в отдельных сферах
РО автономны по отношению к государству:
Не участвуют в выборах, в деятельности политических партий
Не создаются в госорганах и органах МСУ, гос. и мун. организациях
Самостоятельно определяют свою внутреннюю структуру
Слайд 33Признаки РО
Добровольное объединение
Граждане РФ и лица, постоянно и на законных
основаниях проживающие в соответствующей местности
Цель – совместное исповедание религии и
распространение веры
Слайд 34Виды религиозных объединений
Религиозные группы:
Не регистрируются и не имеют статуса юридического
лица
Уведомление органов МСУ о начале своей деятельности
Религиозные организации – подлежат
госрегистрации и имеют статус юридического лица:
Местные:
граждане РФ – участники;
Старше 18 лет;
проживающие в одной местности или одном городском или сельском поселении
(Определение КС РФ от 25.01.2012 №115-О-О)
Централизованные
Слайд 35Способы создания местных религиозных организаций
1) По решению религиозной группы:
Не менее
10 граждан, объединенных в религиозную группу, имеющую от органов МСУ
подтверждение ее существования не менее 15 лет
2) По решению централизованной религиозной организации:
Учредителем выступает ЦРО, существовавшая на момент вступления в силу ФЗ № 125
(на 1.10.1997)
(Отсутствие обязанности соблюдения дополнительных требований при перерегистрации РО – юридических лиц, созданных до вступления в силу ФЗ №125 (Пост. КС РФ от 23.11.1999 №16-П; Определение КС РФ от 13.04.2000 №46-о; Определение КС РФ от 7.02.2002 №7-о)
Слайд 36Коллизия
Часть 2 статьи 14 Конституции РФ
«Религиозные объединения отделены от государства
и равны перед законом»
Части 1 и 5 статьи 11 Федерального
закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»
«Религиозные организации подлежат государственной регистрации … с учетом установленного настоящим ФЗ специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
….
Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:
….. документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром …»
Слайд 37Основы соотношения государства, государственной власти и права
Правовое государство (ч.1
ст.1 Конституции РФ)
Верховенство и прямое действие Конституции РФ (ч.2 ст.4,
ч.1 и ч.2 ст.15 Конституции РФ)
Принципы законности: верховенство федеральных законов; обязательность соблюдения всеми законов; обязательность официального опубликования законов и других актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.4, ч.2, 3 ст.15 Конституции РФ)
Принципы соотношения внутреннего и международного права (ч.4 ст.15 Конституции РФ)