Слайд 1Тема 3. Психологические основы права
План:
1. Психологические теории права (Петражицкий Л.И. и
др.).
2. Нормативная регуляция поведения личности.
3. Психологическое содержание правового регулирования.
4. Психологическое
содержание правосознания.
5. Сущность правовой социализации личности
6. Психологический анализ правовых норм и механизмов воздействия правовых норм на поведение и формирование личности.
Слайд 2Психологические теории права
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931)
1. Причины, обусловливающие
существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и общественно-политических
условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы;
2. Определяющая роль в жизни общества принадлежит психическим факторам, прежде всего эмоциям, эмоциональным переживаниям людей;
3. В основе порождения правовой нормы лежат психологические механизмы, эмоции, которые в последующем перерабатываются сознанием;
4. Сущность правовой реальности отражается в психических переживаниях (эмоциях), которые она содержит в себе, благодаря чему психическое становится частью правового, обеспечивая динамику юридического;
5. Государственно-правовые и другие науки должны опираться на анализ психологических явлений;
6. Социальный прогресс, развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву «свободного» труда и конкуренции - все это следствие и продукты «прогресса народной психики».
7. «Право есть психический фактор общественной жизни и оно действует психически».
Слайд 3
Социальные нормы
Социальная норма — предписание общепринятой формы, способа поведения в
социально значимых ситуациях.
Различаются нормы обыденного сознания и нормы, закрепленные в
законах, кодексах.
Наряду с вербальными нормами существуют и образные нормы (нормы этикета, моды и т.д.).
Различаются нормы моральные, политические, правовые, культурные, этические.
Социально-экономические отношения регулируются нормами права.
Взаимоотношения между людьми, их образ жизни, стиль поведения регулируются нормами морали, культуры.
Слайд 4Поведение личности
Поведение — система поступков, направленных на социально значимые объекты.
Поведение может быть:
1.Нормальное (социально адаптированное);
2.Отклоняющееся (девиантное).
Отклоняющееся поведение –
собирательный термин, охватывающий три формы – девиантное, делинквентное и криминальное, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм. Любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, – делинквентным. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и криминальным (преступным) поведением.
К основным видам отклоняющегося поведения относят как преступное (в том числе делинквентное, противоправное), так и непротивоправное (уголовно ненаказуемое) аморальное поведение (систематическое пьянство, сексуальные и другие формы асоциальной распущенности).
Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением:
правопослушное— потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями;
правоисполнительное — цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее подчинения интересам общества (конформности);
законоисполнительное — потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественными требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.
Слайд 5
Конформность
Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат
групповому мнению. Это явление называется конформностью.
Конформность заключается в подчинении
даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям личности.
Когда личность сознательно придерживается социальных норм, налицо «сознательный» конформизм; когда она вынуждена это делать под влиянием внешних факторов — «подчиняющийся» конформизм.
Слайд 6Социальные группы
Социальная группа — множество людей, объединенных общими социально значимыми
целями и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.
Социальные
группы подразделяются на:
малые (в рамках непосредственного личного контакта- контактная: семья, рабочая бригада, лаборатория, коллектив) и большие (например, класс, партия, нация, определенная отрасль производства, государство);
«формальные», т.е. имеющие зафиксированную внешнюю структуру (цех, звено и т. п.), и «неформальные», которые не имеют такой структуры, а основаны лишь на взаимных симпатиях;
социальные и антисоциальные;
референтная группа – социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Выделение в группе личностей, способных эффективно выполнять те или иные задачи, называется ранговым структурированием группы.
Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности.
Поведение личности в соответствии с ее статусом называется социальной ролью.
Слайд 7
Социальный контроль
Социальный контроль — это система общественного воздействия на личность,
обеспечивающая устойчивые социальные отношения, подчинение личности нормам группы.
Социальный контроль осуществляется
системой санкций.
Санкция — это реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы.
Санкции могут быть формальными и неформальными.
К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным – морально-этические.
Слайд 8 Право, правовое регулирование
Право и правовое регулирование — упорядочение общественных
отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно-санкционированным нормам.
Право, правовое регулирование — основная форма социального регулирования.
Под правовым регулированием понимается использование всех возможностей воздействия права на сознание и поведение людей, закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность права мерами государственного принуждения.
Слайд 9Право как институциональное образование
Право строится на основе правовой идеологии
и правовой психологии.
Правовая идеология – это систематизированная, выраженная в
правовых категориях (законности, справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей), правовых и научных документах и воплощенная в объективном праве научно обоснованная и одобряемая государством концепция о роли права и способах использования его возможностей в интересах построения правовой основы государства и общества, гарантированного обеспечения прав граждан и развития общества как гуманного и правового.
Правовая психология - психическое отражение всей системы права и его элементов в обыденном сознании населения и его групп.
Правовая психология — это и раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правосознания, правовой социализации личности и ее правосоотнесенного поведения.
Слайд 10Правовая психология группы
Правовая психология группы — особое социально-психологическое образование, в
котором ее собственные структурные элементы функционируют и обнаруживаются не порознь,
а в целостности и взаимообусловленности.
Необходимо понимать и учитывать структуру правовой психологии. Психологические исследования позволяют выделить в ней основные элементы:
• правовая просвещенность группы и ее членов;
• правовая осведомленность группы;
• правовое общественное мнение в группе;
• правовой климат группы;
• правовой опыт группы.
Слайд 11Правовая психология личности
• знать законы и их требования;
• быть
убежденным в необходимости правомерного поведения;
• обладать желанием вести себя
правомерно;
• уметь вести себя правомерно;
• быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования;
• обладать непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам.
Слайд 12
Правосознание — сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую
действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и
практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.
Основой правосознания является интернализация (присвоение) личностью тех социальных ценностей, которые охраняются правом данного общества.
Правосознание личности формируется в процессе ее социализации.
Слайд 13Классификации правосознания
1. По субъектам :
общественное, групповое и индивидуальное правосознание.
2.
По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права
и правовых явлений в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов :
обыденное (массовое);
специализированное (профессиональное);
научное (теоретическое) правосознание.
Слайд 14Механизмы формирования индивидуального правосознания:
идентификация — отождествление индивида с другим человеком,
в результате которого происходит воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого
лица;
внушение — особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
заражение — бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям, связанным с некритическим принятием какой-либо информации или чувств;
подражание — способ воздействия людей друг на друга, в результате которого осуществляется неосознанное воспроизведение личностных черт и поведенческих паттернов;
убеждение — метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и мировоззрения в целом.
Слайд 15Функции правосознания
познавательная, оценочная и регулятивная
Познавательной функции соответствует определенная
сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка.
Оценочной функции
отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения.
Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентаций.
Слайд 16 В структуру правосознания входят четыре основных типа оценочных отношений:
отношения
к праву (его принципам, институтам и нормам);
оценочные отношения к
правовому поведению людей;
к правоохранительным органам и их деятельности;
к собственному правовому поведению (правовая самооценка).
Слайд 17 Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать
и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в
отношении его в соответствии с этой оценкой.
Когда объектом установки служат различные правовые ценности, мы говорим о правовых установках.
В совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации — это устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций.
Правовая ориентация есть интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
Слайд 18Правовая социализация личности
Социализация — усвоение личностью социальных ценностей (речи и
знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и самому
себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и др.), которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности.
Правовая социализация — усвоение личностью правовых ценностей, превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.
Слайд 19
Дефекты правовой социализации
дефекты: 1) в структуре общения 2) в социальном
контроле 3) в выполнении социальных ролей
1. Дефекты правовой социализации в
семье (конфликты с родителями).
виды неблагополучных семей:
криминогенная семья;
аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;
проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;
неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.
2. Дефекты правовой социализации в школе (неудачи в школе).
3. Стихийные неформальные группы подростков (контакты с деморализованными сверстниками).
Слайд 20Психологический анализ правовых норм и механизмов воздействия правовых норм на
поведение и формирование личности
Сила права связана с его указательными, дозволительными,
принудительными и карательными свойствами.
Главным источником силы выступает психологический механизм влияния правовых норм на психологию (мышление, убеждения, мотивы, нормы, чувства, волю и пр.) людей и их правомерное поведение.
Проявление психологического свойства правовой нормы зависит от:
1.Ориентированности их содержания на улучшение жизни людей,
2.Соответствия их социальным ожиданиям, учета их правовой культуры,
3.Выполнимости, продуманности непосредственных, отдаленных и возможных побочных последствий;
4.Оформления нормы: понятности языка, определенности, не допускающей двойственные толкования, полноты, не оставляющей «пустот», которые порождают вопросы, домыслы и сомнения.
Слайд 21Условия эффективности функционирования правовых норм
макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества,
правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права
и т.д.);
микросоциальные условия (субкультурные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);
личностные условия (субъективная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении или внешняя и внутренняя правовая мотивация у конкретных типов людей).