Слайд 1
Бухгалтерский учет для организаций общественного питания
Преподаватель
Барнась Е.М
Слайд 2Для успешной работы предприятий общественного питания, независимо от типа (рестораны, кафе,
бары, закусочные, магазины-кулинарии) и класса (люкс, высший и первый), требуется организованный бухгалтерский
учет предприятия общественного питания и контроль для получения точных данных выпуска продукции и товарооборота по видам реализации в натуральных и денежном изменениях.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА :
Организация правильного учета на предприятиях общественного питания
и контроля за движением товарно-материальных ценностей и денежных средств;
Документальное оформление товарных операций и своевременное
и правильное отражение их в учете;
Контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров и своевременное представление руководству предприятия информации о состоянии товарных запасов;
Калькулирование продажных цен;
Учет торговой наценки;
Контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;
Определение фактических расходов и издержек;
Учет расходования фонда заработной платы.
Слайд 4Бухгалтерский учет предприятия общественного питания в любой организации основан на общих принципах
и положениях действующего законодательства и нормативных документов. НД, регламентирующие учет в организациях общественного
питания.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., с 01.01.2011);
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп с 01.08.2011);
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598);
Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету „Изменения оценочных значений“ (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12522) (с изм. и доп.,с 01.01.2011);
Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 10.05.2007) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
Постановление Госкомстата РФ от 01.04.1996 N 25 (ред. от 08.12.1998) «Об утверждении Инструкции по определению розничного товарооборта и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание»..
Слайд 5В бухгалтерии для учета продуктов могут применяться два метода: количественно-суммовой
и оперативно-суммовой (сальдовый).
количественно-
суммовой
оперативно-суммовой (сальдовый).
Слайд 6При первом методе на каждый сорт и цену продукта открывают
карточки учета, что является дублированием складского учета. Различие состоит только
в том, что в бухгалтерии на карточках записывается не только количество поступивших и выбывших продуктов (товаров), но и их стоимость. Каждый месяц в карточках подсчитываются итоги прихода, расхода и остатка. Для сверки данных синтетического и аналитического учета составляется оборотная количественно-суммовая ведомость.
Слайд 7При сальдовом методе бухгалтерия ведет учет продуктов (товаров) только в
стоимостном выражении, а учет по наименованию, сорту, цене и количеству
ведут кладовщики.
Кладовщики сдают в бухгалтерию документы на поступление и выбытие продуктов (товаров) при сопроводительных реестрах (при количественно-суммовом методе учета) или товарных отчетах (при сальдовом методе учета) в определенные сроки.
Слайд 8ТОВАРНЫЙ ОТЧЕТ (унифицированная форма ТОРГ-29) должен иметь полностью заполненную адресную
часть: наименование организации, фамилия и инициалы материально ответственного лица. лимит
остатка ТМЦ, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет. В товарном отчете также отражаются остатки и движение тары.
Слайд 9Ценообразование и документооборот в общепите
Продажная цена товаров и готовой продукции
диктуется рыночными отношениями.
В общественном питании продажная цена каждого блюда
определяется на основе калькуляции (унифицированная форма ОП-1 «Калькуляционная карточка»). Калькуляционные карточки составляются на основе Сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, которые являются нормативными документами. В них указаны расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд. а также дана технология приготовления.
Если предприятие общественного питания разрабатывает рецептуру нового блюда. оно должно разработать Технико-технологическую карту или Стандарт предприятия, которые утверждаются руководителем предприятия. Исчисленная в калькуляционной карточке продажная цена действует до изменения компонентов в сырьевом наборе и цены на сырье и продукты. При возникновении таких изменений цена пересчитывается.
Слайд 10Учет сырья и товаров на предприятиях массового питания
При наличии кладовой
в предприятиях общественного питания продукты и товары учитываются в бухгалтерии
на счете 41 "Товары", субсчет 41/1 "Товары на складах»
Разница между учетной стоимостью и стоимостью приобретения продуктов и товаров учитывается на счете 42 "Торговая наценка", субсчет 42/1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".
Слайд 11КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
.
В себестоимость продукции (работ, услуг)
включаются:
1) затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные
технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции;
Порядок составления калькуляционных карточек:
Определение стоимости блюда производится исходя из стоимости сырья по ценам реализации на 100 порций (блюд) или 10 кг (соусы, гарниры и т. п.), с последующим установлением цены одной порции (блюда), путем деления продажной стоимости набора на 100, с округлением до целой копейки.
Калькуляция продажных цен на каждое блюдо (изделие) кухни, в том числе гастрономию, реализуемую порциями, оформляется на карточках по типовой форме.
Калькуляционная карточка предназначена для определения продажной цены отдельно на каждое изделие кухни и представлена в приложении 2.
Слайд 12АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА.
Готовое решение для ведения полноценного бухгалтерского, налогового,
производственного и складского учета на любом предприятии общественного питания. «Трактир»,
1с Предприятие. Общепит. Шеф-эксперт, «Джестори», «Рарус-Общепит». БИТ.АППЕТИТ.Ресторан.
Слайд 13АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА.
Готовое решение для ведения полноценного бухгалтерского, налогового,
производственного и складского учета на любом предприятии общественного питания. «Трактир»,
1с Предприятие. Общепит. Шеф-эксперт, «Джестори», «Рарус-Общепит». БИТ.АППЕТИТ.Ресторан.
Калькуляция блюд
Инвентаризация остатков на местах хранения товаров и ингредиентов
Составление плана-меню, выпуск блюд, учет заказов на банкеты
Взаимодействие с системами Front-офис: БИТ.АППЕТИТ.Официант.Бармен, R-Keeper, Frontol, InfoGenesis
Печать документов по формам ОП-1, ОП-2 и т.д.
Анализ продаж и себестоимости блюд, формирование бухгалтерской и налоговой отчетности
Слайд 14АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА.
Слайд 15РЕЗУЛЬТАТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ
Уменьшение трудозатрат на ведение таких операций общепита, как калькуляция
блюд, формирование плана-меню, выпуск продукции, инвентаризация;
Комплексный контроль любых операций и
процессов на предприятии ресторанного бизнеса: от приема продуктов до ценообразования;
Снижение объема бумажной работы, за счет быстрого ввода электронных данных, возможности загрузки электронного справочника рецептур и автоматического заполнения специализированных печатных форм для общепита;
Сокращение времени на формирование и подготовку управленческой и регламентированной отчетности;
Уменьшение риска несанкционированных расходов продуктов со стороны персонала;
Улучшение качества обслуживания посетителей за счет оперативной обработки заказов и быстрого взаимодействия между сотрудниками;
Своевременное принятие управленческих решений, благодаря оперативному получению данных о продажах и движении денежных средств;
Эффективное взаимодействие между точками ресторанной сети, благодаря сбору и обработке информации в центральном офисе
Слайд 16Литература:
Потапова И.И. Калькуляция и учет :учеб Пособия: Допущено Минобразованием России
.- 5-е изд., 2009 – 160с.
Потапова И.И. Калькуляция и учет:
рабочая тетрадь: учеб Пособия: Допущено Минобразованием России .- 3-е изд., 2009 – 144с.
Шестакова Т.И Калькуляция и учет в общественном питании: Учебно – практическое пособие.- 2003.- 384 с.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Нормативная документация для предприятий общественного питания: Учебно-методическое пособие/ Сост.А.В Румянцев – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство “Дело и Сервис”, 2002-10116
Сборник рецептур на торты, пирожные, кексы, рулеты, печенье, пряники, коврижки и сдобные булочные изделий. - Хлебинформ., 2000 - 720с
Электронные ресурсы