Слайд 1Тема 5. Современные подходы к управлению качеством. Концепция TQM
TQM
–Total Quality Management (Всеобщее управление качеством)
Слайд 3Разра-ботка процесса
Принцип 1 – Ориентация на потребителя
Собственное мнение предприятия
об
ожиданиях потребителей
Слайд 4Заинтересованные стороны любого ПОП
Владельцы и акционеры
Слайд 5Система менеджмента качества —
это совокупность организационной структуры, методик, процессов
и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Слайд 6Одно из ключевых предназначений СМК – выявление и изучение реальных
потребностей каждой из заинтересованных сторон для достижения и поддержания равновесия.
Никакая
организация не может рассчитывать на долговременный успех,
если остается неудовлетворенной
хотя бы одна из заинтересованных сторон
Слайд 7Принцип 2 – Лидерство руководителя
Руководитель организации проводит большую часть
времени не в своем кабинете, а в контактах с внешним
миром, с ключевыми людьми.
Развитие организации
Слайд 8Принцип 3 - Вовлечение работников (персонал как ценность номер один).
Чтобы вовлечь людей в работу , надо отказаться от наказания
Метод
«кнута и пряника»
Слайд 9Принцип 4 - Процессный подход
Результат достигается эффективнее, когда деятельностью и
соответствующими ресурсами управляют как процессом
Слайд 10Принцип 5 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками (цепочки “поставщик -
потребитель”).
Поставщики – необходимое условие успеха предприятия. ПОП не может повысить
результативность и эффективность своей деятельности без своих поставщиков
Слайд 11Принцип 6 - Принятие решений, основанное на фактах (ориентация на
факты)
Эффективные решения основываются на анализе объективных и достоверных
данных
и
-
информации
снижаются потери от неэффективных управленческих решений
Слайд 12Принцип 7– Системный подход
Основа системного подхода и обязательное требование стандартов
–
выполнение каждого процесса
на основе цикла Деминга
Слайд 13Принцип 8- Постоянное непрерывное улучшение
Цель:
увеличении возможности повышения удовлетворенности
потребителей и других заинтересованных сторон.
Слайд 14«Тот, кто не стремится стать лучше, перестает быть хорошим»
Слайд 15Улучшать все и всегда
Это невозможно
Задача № 1. Выбор приоритетов
и
распределение ресурсов
Всегда ограничены
Слайд 16Примеры подходов, по которым в организациях проводятся улучшения
Улучшать что-нибудь, исходя
из того, что улучшенное всегда лучше неулучшенного
изменение последовательности работ?
изменение
структуры подразделений?
внедрение нового производства, цеха?
закупка дорогой посуды ?
ремонт и отделка дорогими строительными материалами?
Что улучшать?
Слайд 172. Добиваться соблюдения положения «ноль дефектов», работать над устранением
причин несоответствий.
Слайд 183. Повышать эффективность деятельности
Эффективность = результат / затраты
улучшать результат при
тех же затратах
получать тот же результат
при меньших затратах
Опасность:
закупка более дешевого сырья качество готовой продукции ???
Слайд 194. Сравнивать деятельность организации с какой-либо моделью
и определять слабые стороны.
а) внутренний
б) внешний
аудит (самооценка) аудит
Результат : перечень выявленных несоответствий,
исправление которых позволит поддерживать определенный уровень процессов
Слайд 20Самооценка —
вид сопоставительного анализа деятельности организации
в сравнении с какой-либо
моделью, эталоном
(такой моделью может быть ГОСТ Р ИСО серии
9000; модель премии по качеству или модель, созданная самой организацией).
Слайд 21Главная цель самооценки —
определение сильных сторон
в работе организации
и областей,
по которым она отстает от модели,
т.е. областей,
где можно ввести улучшения и за счет этого поднять деятельность
на более высокий уровень.
Слайд 22Проведение самооценки дает организации следующие преимущества:
использование при оценке своей деятельности
и ее результатов единого комплекса критериев, который нашел широкое применение
во многих странах;
систематический подход к совершенствованию деятельности;
получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;
согласованное понимание того, что в реальных условиях должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник исходя из политики и стратегии;
обучение персонала применению принципов менеджмента качества;
внедрение различных инициатив и передовых методов
Слайд 235 .Приглашать консультантов и полностью полагаться на их мнение и
рекомендации по улучшению
Риск ошибки,
из-за его неопытности, плохого знания организации,
неприменимости предложенных принципов и стратегии и т.д.
(экспертиза десятидневного меню в д/с, ДОЛ)
Слайд 24ПОП
или вперед
или отстает
Стоячего положения
нет
Необходимость оптимизации процессов (точность, прозрачность,
эффективность)
вызвана
Внешние факторы (обострением конкуренции, изменение существующих технологий, возрастающие требованиями клиентов
и т.д.)
Внутренние факторы
(изменение стратегии компании, появление новых стратегических целей и т.д)
Слайд 25Два основных подхода улучшений, сложившиеся в мировой практике
совершенствование
реинжиниринг
Слайд 26Реинжиниринг –
фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения
резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких
как стоимость, качество, сервис и темпы
(М. Хаммер и Дж. Чампи)
Западный стиль
Слайд 29Когда и с какой периодичностью
следует проводить работы по совершенствованию
процессов:
до возникновения проблем или после?
1. Проведение аудита :
периодичность
разная (от типа ПОП),
но систематический характер и привлечение профессионалов
Слайд 302. Бенчмаркинг (benchmarking )— деятельность по целенаправленному поиску, оценке, обучению
и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания
услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровнях
= целенаправленное сравнение с конкурентами
Слайд 31Ключевые принципы оптимизации процессов:
Перед оптимизацией, существующие процессы должны быть жестко
зафиксированы в форме модели «как есть».
2. Необходимо учитывать возможные последствия,
оценивать недостатки и преимущества решений по оптимизации, ведь улучшение процесса по одному критерию может привести к ухудшению в другом месте. Важно делать обоснованный выбор.
3. Следует учитывать естественное возможное сопротивление со стороны непосредственных исполнителей и принять меры по предупреждению негативной реакции.
Слайд 32Этапы оптимизации процессов :
1.исследование существующих процессов;
2. анализ эффективности процессов предприятия;
3.
построение модели «как есть»;
4. проведение SWOT-анализа
(метод заключающийся в
разделении факторов и явлений на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы)
Слайд 355. выработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов с учетом возможностей последующей
автоматизации;
6. построение новой модели «как надо» (как будет) и разработку
плана ее внедрения;
7. консультационная поддержка изменений.
Слайд 36Кого и почему не устраивает
данный процесс?
если нет проблемы,
то незачем ее придумывать, и оптимизировать то,
что не требует
оптимизации.
Слайд 37Объекты улучшения:
продукция;
процессы;
СМК;
бизнес и предприятие в целом;
окружающая среда.
1)улучшение ее характеристик,
в ответ на требования потребителей.
Предмет
улучшений - измеримые характеристики продукции по которым проводится бенчмаркинг (производство буханок хлеба с меньшей массой)
2)создание ее новых видов или внесение в уже выпускаемую продукцию значительных усовершенствований, добавляющих ей новые возможности при эксплуатации или использовании
1) улучшение их характеристик: затрат времени и средств на их проведение, процента выхода годных изделий (доля ошибок), времени выполнения процесса, завершенности, производительности, стабильности.
2) это разработка совершенно новых процессов, овладение новыми подходами, методами, технологиями (пароконвектомат, технология «Cook and Freeze») .
повышение ее способности удовлетворять требованиям
Слайд 38Основные причины
явных и скрытых сопротивлений:
Неопределенность
Недостаток понимания и доверия
Собственные
интересы
Нерасположенность к изменениям
Страх провала
Нарушенные методы работы, привычки и взаимоотношения
Различные мнения
о результатах
Слайд 39Таблица - Меры по обеспечению поддержки улучшений в организации
Слайд 40Модель системы менеджмента качества
Потребители
(ИСО 9001)
и другие заинтересованные стороны
(ИСО 9004)
УДОВЛЕТВО-РЕННОСТЬ
Потребители
(ИСО 9001) и
другие
заинтересованные
стороны (ИСО 9004)
ТРЕБОВАНИЯ
Деятельность добавляющая ценность
Поток информации
Слайд 41Рисунок - Применение основных положений концепции TQM в организациях (треугольник
Б.Джойнера)
Слайд 42Таблица - Сравнение культуры TQM и традиционной организации
Слайд 441. управление качеством —
это не ограниченная организационными или предметными
рамками узкая специфическая деятельность,
а управление всем предприятием,
всеми
аспектами его жизнедеятельности с четкой ориентацией на запросы потребителей;
Слайд 452. первоосновой качества является
персонал, работающий в организации;
главная задача
руководителя — активизировать его потенциальные способности с помощью эффективного стимулирования,
поощряющего хорошую работу, и через систему обучения
Слайд 463.большего успеха добивается предприятие, деятельность которого построена на принципах, предполагающих
гармоничное взаимодополняющее сочетание индивидуальных способностей работников; уважение к каждой личности;
компенсацию слабых сторон одних работников за счет сильных сторон других;
Слайд 474. необходимость наличия
эффективной системы
обмена информацией
Слайд 485. в основе управления качеством лежит устранение
не самих дефектов,
а их глубинных причин;
хотя это и более трудоемко, но
дает кардинальные результаты
Слайд 496. требуется свобода
в выборе средств и методов, создающая основу
для командной работы