Слайд 1Тема 6. Формирование финансовых ресурсов в процессе деятельности корпорации
Слайд 2 Выручка от реализации продукции, товаров, услуг.
Слайд 3Выручка от реализации представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный
период времени от результатов деятельности предприятия и является основным источником
формирования его собственных финансовых ресурсов
Слайд 4Факторы, влияющие на уровень выручки от реализации и зависящие от
деятельности предприятия:
В сфере производства:
1.1. объем производства
2.2. ассортимент выпускаемой продукции
2.3. качество
и конкурентоспособность продукции
2.4. ритмичность производства
2.5. Издержки (затраты) по выпуску продукции
Слайд 5Критический объем реализации.
Размер выручки от реализации, равный совокупным
затратам называют критическим объемом реализации.
Если выручка меньше критического
объема реализации, то предприятие будет получать убыток.
Если выручка превышает критический объем реализации, то предприятие будет получать прибыль.
Слайд 6Факторы, влияющие на уровень выручки от реализации и зависящие от
деятельности предприятия:
2. В сфере обращения:
2.1. Ритмичность поставок
2.2. Условия хозяйственных договоров
2.3.
Применяемые формы расчетов
2.4. Уровень цен
Слайд 7Методы планирования выручки от реализации
Метод прямого счета
В
= Ц х Р
В – выручка от реализации
Ц – цена
без налогов в виде добавок к цене (НДС, акцизы и пр.)
Р – объем реализации продукции в натуральном виде
Слайд 82. Метод укрупненного расчета.
В = Он + Т – Ок,
где
Он (Ок) – остатки готовой продукции на складе и в
товарах отгруженных на начало (Он) и на конец (Ок) планируемого года
Е – выпуск товарной продукции
Слайд 9Аналитический метод прогнозирования выручки
Аналитический метод основан на определении
зависимости между ценами, выручкой и потребительском спросом.
Аналитическая зависимость:
А)
выручка растет прямо пропорционально росту спроса
Б) спрос растет обратно пропорционально росту цены
Слайд 10Важным аспектом является применение метода определения момента реализации:
В РФ применяется
2 метода:
По отгрузке – метод начислений
По оплате – кассовый метод
С целью налогообложения предприятия должны применять метод начислений
Исключение – предприятия, у которых ежеквартальная выручка за последние 4 квартала не превышала 1 млн. рублей.
Если предприятие применяет метод начислений, то оно имеет право на формирование резерва по сомнительным долгам за счет прибыли до налогообложения.
Слайд 12Исходя из экономического содержания все расходы (затраты) предприятия модно разделить
на три группы:
расходы, связанные с получением прибыли
Расходы, не связанные с
получением прибыли
Принудительные расходы.
Слайд 13 Затраты предприятия выражаются в показателе себестоимости.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе
производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Слайд 14Виды себестоимости:
Индивидуальная себестоимость
Технологическая себестоимость не входят затраты на покупные ТМЦ)
Цеховая
себестоимость
Производственная себестоимость (цеховые затраты и управленческие, общехозяйственные расходы)
Полная себестоимость (производственная
себестоимость + затраты по реализации продукции или внепроизводственные расходы)
Частичная себестоимость, включающая только часть затрат.
Слайд 15 В соответствии с законодательством
затраты на
производство объединяются в 5 групп:
Материальные затраты
Амортизация основных фондов
Затраты на оплату
труда
Отчисления на социальные нужды
Прочие затраты
Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.
Слайд 17Классификация издержек.
По характеру определения:
1.1. Явные, выраженные в количественных
показателях или бухгалтерские;
1.2. Неявные или экономические, выраженные, например,
в затратах труда собственника бизнеса, которые количественно неопределены.
Слайд 182. В зависимости от принимаемых решений затраты подразделяют на:
2.2. вмененные
(обязательные)
2.3. альтернативные (возможные с точки зрения оптимальности)
3. По экономическому содержанию:
3.1.
Цеховые ( по центрам затрат);
3.2. Производственные (совокупность затрат, связанных с производством продукции);
3.3. Торговые (сбытовые);
3.4. Полные (затраты по производству и реализации продукции).
Слайд 20Распределение выручки от реализации
Выручка от реализации
- НДС
и акцизы (налоги, включаемые в
цену)
- Затраты на производство и
реализацию, включаемые в
себестоимость
= Прибыль от реализации
товарной продукции
Слайд 21Определение прибыли и ее виды
Налоговый кодекс определяет прибыль как полученный
доход от реализации и внереализационный доход, уменьшенный на величину произведенных
расходов, связанных с производством и реализацией, а также внереализационных экономически оправданных затрат.
Слайд 22Общий объем прибыли представляет собой валовую прибыль, которая включает в
себя:
Прибыль от реализации товарной продукции (Выручка от реализации минус НДС,
акцизы и затраты на производство и реализацию, включаемые в себестоимость)
Прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера (подсобных сельских хозяйств, автохозяйств и прочих, находящихся на балансе основного предприятия)
Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества
Вереализационные доходы и расходы
Слайд 23Основные показатели прибыли:
Общая прибыль (убыток) отчетного года или Балансовая прибыль
(убыток).
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)
Прибыль от финансовой деятельности
Прибыль
от прочих внереализационных операций
Налогооблагаемая прибыль
Чистая прибыль
Консолидированная прибыль
Слайд 24Распределение чистой прибыли
Осуществляется предприятием в соответствии с финансовой политикой.
Фонды накопления
Фонды
потребления
Резервный фонд
Слайд 25Рентабельность.
Прибыль является абсолютным показателем результатов деятельности предприятия
Рентабельность – относительный показатель интенсивности производства.
Выделяют показатели:
Рентабельность (окупаемость)
издержек производства
Рентабельность продаж
Рентабельность (доходность) капитала.
Слайд 26Порог рентабельности (точка безубыточности)
Для коммерческих предприятий очень важно
определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.
Порог рентабельности или критический объем выпуска продукции, когда прибыль равна нолю и нет убытков.
Слайд 27Из выручки от реализации продукции ( без НДС, акцизов и
т.п.) вычитаются условно-переменные издержки. Получаем маржинальную прибыль
Из маржинальной прибыли вычитаются
условно-постоянные издержки и определяется финансовый результат (прибыль или убыток)
3. Порог рентабельности = постоянные издержки / маржинальный доход в относительном выражении к выручке.
Слайд 28Пример. Выручка от реализации продукции составила 500 тыс.руб.
Условно-переменные издержки – 250 т.р.
Условно-постоянные издержки - 100
т.р.
Расчет точки безубыточности:
Рассчитаем маржинальную прибыль = 500 – 250 = 250т.р.
Рассчитаем процент маржинальной прибыли в выручке от реализации = 250 : 500 х 100% = 50%
Определим порог рентабельности = 100 : 0,50 = 200 т.р.
Слайд 29
Вывод: предприятие будет получать положительный финансовый
результат только в том случае, если выручка от реализации будет
выше 200 т.р.
Слайд 30Запас финансовой прочности
Чем дальше предприятие удаляется от порога рентабельности, тем
больше запас финансовой прочности.
Запас финансовой прочности = выручка от реализации
– порог рентабельности
В нашем примере: 500 т.р. – 200т.р. = 300 т.р.
Слайд 31Тема 7. Оценка капитала корпорации
Слайд 32
1. Инструменты формирования заемного капитала корпорации.
Основные источники
формирования заемного капитала корпорации:
1. Облигационные займы
2. Кредиты банков
3. Коммерческие векселя
4. Факторинг
5. Лизинг
Слайд 33 Облигация (bond) - долговая ценная бумага, подтверждающая обязательства
эмитента возвратить основную сумму при наступлении срока погашения и, как
правило, выплачивать фиксированный доход в течение определенного периода времени (ГК РФ. ст.816)
«Облигация – это обычная процентная ссуда, означающая, что заемщик будет выплачивать проценты каждый процентный период. и никакая часть основной суммы долга не будет выплачиваться до окончания срока займа» ( Росс « Основы корпоративных финансов» гл. 6)
Слайд 34Основные критерии классификации облигаций
Слайд 38
2.Понятие фундаментальной (подлинной, инвестиционной) стоимости заемного капитала корпорации.
Фундаментальная
(подлинная, инвестиционная) стоимость заемного капитала представляет собой сумму приведенных к
настоящему времени будущих выгод инвестора (денежных потоков) и фактически зависит от двух основных составляющих:
1. Денежного потока (купонных выплат и выплаты основного долга)
2. Ставки дисконтирования.
Слайд 39 3. Применение правила чистой приведенной стоимости (NPV) в анализе
заемного капитала корпорации
Корпорация-эмитент, выпуская облигационный заем должна принимать во внимание,
что рынок будет оценивать эти бумаги по правилу NPV.
2. Условия размещаемых ценных бумаг должны быть такими, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов. В то же время предприятие должно исходить из своих реальных финансовых возможностей, так как выплата чрезмерно высоких доходов может стать для него непосильным бременем.
3. Инвестор заинтересован в приобретении бумаг с высокой внутренней стоимостью, однако заплатить за них он хотел бы поменьше. В общем виде его задача сводится к поиску инструментов, неверно (с его точки зрения) оцененных рынком. Если инструмент недооценен рынком (рыночная цена ниже внутренний стоимости), инвестор захочет его купить. В противном случае (завышенной рыночной оценки) владелец постарается продать переоцененный рынком инструмент.
Слайд 40Определение PV срочных безотзывных купонных облигаций, предполагающих равномерную выплату фиксированного
купонного дохода
Общий денежный поток от владения этими
инструментами складывается из двух компонентов – сумма купонного дохода и величина номинала, погашаемая по окончании срока долга :
Слайд 41 Инструментом анализа действительной стоимости классической облигации является кривая доходности
(yield curve).
Кривая доходности отражает зависимость
доходности финансовых инструментов и сроков до их погашения. Для ее построения используются облигации с одинаковыми характеристиками:
классом инвестиционного риска
сроком до погашения
Взаимосвязь между доходностью долговых обязательств и сроком их погашения выражается во временной структуре процентных ставок
( term structure of interest rates)
Слайд 42Виды кривой доходности
Срок до погашения
Срок до погашения
Срок до погашения
доходность
доходность
доходность
Слайд 43Модель оценки облигации
Р – подлинная стоимость облигации
Сi – купон i-го
периода
N – количество периодов до выплаты купона
Par – номинальная стоимость
облигации
r – доходность, требуемая инвесторами
Следует учесть, что рассматривается безрисковая облигация и
Отсутствует возможность арбитража.
Слайд 44Формирование заемного капитала в форме кредита
КРЕДИТ – это
движение стоимости на условиях возвратности и платности без передачи права
собственности на эту стоимость от кредитора к заемщику.
Слайд 45Виды кредита:
Денежные ссуды на пополнение оборотных средств предприятий (краткосрочные кредиты
– до 1 года);
Инвестиционные денежные ссуды (кредиты на капитальные вложения)
– долгосрочные кредиты – более 1 года;
Вексельные кредиты (в том числе форфейтинг);
Потребительские кредиты (денежные ссуды, отсрочка или рассрочка платежа за товар или услугу);
Товарные кредиты (кредиторская и дебиторская задолженность предприятий поставщикам и покупателям);
Лизинг;
Факторинг;
Франчайзинг;
Слайд 46Определение стоимости заемного капитала.
ЗКбк – стоимость банковского кредита, %
СП –
ставка процета за кредит,%
Нп – ставка налога на прибыль, доли
ед.
УРбк – уровень расходов заемщика по привлечению кредита в его сумме, доли ед.
Слайд 47Определение средневзвешенной цены капитала
Базовым моментом в управлении капиталом
является определение цены капитала по показателю средневзвешенной цены (стоимости) капитала
(WAСС – weighted average cost оf capital)
Под капиталом понимают все источники средств, используемые для финансирования активов и операций фирмы.
Слайд 48Выводы:
WACC – это min норма прибыли, ожидаемая кредиторами и инвесторами
от своих вложений в реализацию проекта.
Избранные для реализации проекты должны
обеспечивать хотя бы не меньшую рентабельность.
С точки зрения риска – WACC определяется как безрисковая часть нормы прибыли на вложенный капитал + премия за финансовый и предпринимательский риск + инфляционная премия.
Слайд 492. Инструменты формирования собственного капитала корпорации
Акция – долевая
ценная бумага, закрепляющая права ее владельца:
- на получение
доли прибыли в виде дивидендов;
- на участие в управлении корпорацией;
- на часть имущества, остающегося после ликвидации корпорации.
Слайд 50Виды акций и их характеристики.
1. Обыкновенные акции (common stock, shares).
Акционеры
(shareholders) получают доход в виде дивидендов, размер которых зависит размера
прибыли, остающейся в распоряжении корпорации;
Участие в управлении корпорацией определяется правом голоса и пакетом акций;
Дают владельцу право остаточного требования ( residual claim) на активы корпорации в случае ее ликвидации, пропорционально количеству акций.
Слайд 512. Привилегированные акции (preffered stock).
- размер дивидендов заранее оговаривается и
выплачивается до того, как происходит выплата дивидендов по обыкновенным акциям;
Как
правило не обладают правом голоса;
Не дают права на получение части активов корпорации в случае ее банкротства.
Слайд 52Балансовая и рыночная стоимость акционерного капитала
Балансовая стоимость собственного
акционерного капитала определяется размером:
- уставного капитала;
-
добавочного капитала;
- резервного капитала;
- нераспределенной прибыли.
Слайд 53
Пример:
ОАО Концерн «Калина» провел шестой выпуск обыкновенных бездокументарных акций
в 2001г. (все предыдущие выпуски акций были погашены).
Параметры выпуска:
Номинал
70 руб.
Количество акций 9020701 шт.
Способ размещения - конвертация
Текущий статус: Часть акций была погашена, сейчас в обращении находится 8364908 шт.
ОАО Концерн «Калина» провел дополнительный выпуск обыкновенных бездокументарных акций в 2003г.
Параметры выпуска:
Номинал 70 руб.
Количество акций 1387403 шт.
Способ размещения - открытая подписка
Регистрация отчета об итогах выпуска – 04.06.2004г.
Рынок - ММВБ, РТС
Текущий статус: размещен
Слайд 54 Уставный капитал ОАО Концерна «Калина» составляет:
70
р. Х (8364908 шт. + 1387403 шт.)= 682661770 р.
По данным годовой отчетности (в тыс. руб.) за 2009:
Слайд 55 Рыночная стоимость собственного (акционерного капитала) определяется по результатам
торгов на фондовом рынке.
Пример: цена
продажи акций ОАО Концерн «Калина» на 14.03.2011г. На ММВБ составляет 829,00р.
Тогда рыночная стоимость акционерного капитала концерна «Калина» составляет на 14.03.2011г.
829,00 Х 9752311 = 8. 084. 669 т.р.
Рыночная стоимость акционерного капитала на 3 млрд. руб. больше его балансовой стоимости.
Слайд 56
2. Понятие фундаментальной (подлинной, инвестиционной) стоимости собственного капитала корпорации.
«Подлинная
стоимость компании (intrinsic value) – это сумма приведенных к данному
моменту времени стоимостей потоков денежных средств или прибылей, генерируемых в ходе ведения бизнеса, с точки зрения типичного инвестора в данной среде.»
Слайд 57 «Инвестиционная стоимость компании (investment value) – это приведенная стоимость
потоков денежных средств или прибылей, генерируемых в ходе ведения бизнеса,
измеренных с точки зрения ожиданий конкретного инвестора и его индивидуальной склонности к риску».
Слайд 58
3. Правило NPV и его применение в анализе собственного капитала.
Оценка стоимости обыкновенных акций, так же как и облигаций, осуществляется
на основе метода дисконтированного денежного потока.
акционеры получают от компании денежные средства в форме:
1) потока дивидендов;
2) прироста (потери) капитала от повышения (падения) курсовой стоимости акций при продаже.
продажа
продажа
Div1 P1 Div2 P2 Div3 P 3 Div n P n
0 1 2 3 n
Выразим сегодняшнюю цену акции (Po) в дивидендах и в цене акции, прогнозируемых на последующие периоды
Слайд 61Если затраты на приобретение акции в момент времени n =0
составляют Р, то
NPV = Po - P =
акция
недооценена рынком, если Ро > Р
акция переоценена рынком, если Ро < Р
Слайд 62Выводы:
По мере расширения временного горизонта сокращается приведенная стоимость будущей цены
акции и растет приведенная стоимость потока дивидендов.
Инвестиционная стоимость одной доли
в собственном капитале рассматривается как приведенная стоимость бессрочного потока дивидендов.
! Ставкой дисконтирования при этом является альтернативная доходность собственников компании.
Слайд 63 Зная цену акции (Ро) и ожидаемые через год
дивиденды (DIV1), мы можем определить также норму дивидендного дохода:
норма дивидендного дохода =
Слайд 64 Как предсказать дивиденды с более отдаленными сроками получения?
(1 способ)
1. Введем понятие темп роста дивидендов
(g).
2. Определим ставку рыночной капитализации:
Слайд 65 Ставка рыночной капитализации, рассчитанная в соответствии с ожидаемой
доходностью других акций с сопоставимым риском и с учетом темпов
роста дивидендов носит название затрат на привлечение собственного капитала.
Слайд 66
! Величина затрат на собственный капитал не
является персональной характеристикой корпорации, а определяется по группе однородных по
риску компаний.
Темп роста определяется на основе мнения аналитиков фондового рынка.
Слайд 67Тема 8. Управление финансовыми ресурсами
корпорации
Слайд 68
Задача финансового менеджмента – максимизация уровня
рентабельности собственного капитала при заданном уровне риска.
Слайд 69Механизм решения этой задачи основан на формировании оптимальной структуры капитала.
Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных финансовых
средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности.
Слайд 70Тема 1.Финансовый леверидж (рычаг).
Модель ф. Модильяни и М.Миллера
Слайд 71
Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на
изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.
Слайд 72Привлечение заемного капитала
«+»
«-»
Широкие возможности Генерирует финансовые
привлечения, особен- риски;
но при высоком кре- Генерирует меньшую
дитном рейтинге; норму прибыли;
Более низкая стои- Высокая зависимость от
мость из-за эффекта колебаний конъюнктуры
«налогового щита»; финансового рынка;
Способность генери- Сложность процедуры
ровать прирост рента- привлечения.
бельности собствен-
ного капитала.
Слайд 73Использование собственного капитала
«+»
«-»
Сравнительная прос- Ограниченная воз-
тота привлечения; можность привле-
Обеспечение финан- чения;
совой независимости; Высокая стоимо-
сть привлечения;
Более высокая спо- Упущенная возможность
собность генериро- роста рентабельности
вания прибыли; капитала;
Слайд 74Показатели:
НРЭИ – нетто результат эксплуатации инвестиций (БП + % за
кредит, относимые на себестоимость.
ЭР – экономическая рентабельность активов (НРЭИ/ актив
х 100%)
Снп – ставка налогообложения прибыли
СРСП – средняя расчетная ставка процента за анализируемый период
ЗС – заемные средства
СС – собственные средства
Слайд 75Первая концепция – рациональная заемная политика
Пример: возьмем два предприятия «А»
и «Б».
1. ЭР = 20% (одинаковый уровень)
2.
Активы = 1000 т.р. (одинаковые для «А» и «Б»)
3. Предприятие «А» не пользуется заемными средствами
Предприятие «Б» привлекает заемные средства в размере 50% валюты баланса
4. НРЭИ для предприятий = 200 т.р.
(ЭР х актив) : 100% = (20х1000):100
Слайд 76 Определим рентабельность собственного капитала без учета уплаты налогов:
По
«А» = 20% (НРЭИ: СС)х100%
По «Б» = 25%
Расходы по обслуживанию кредита -15% или 500т.р. х 0,15 = 75т.р.
РСС = (200-75):500х100% =25%
Полученная разница в 5% является эффектом финансового рычага.
Слайд 77 Введем теперь в расчеты налогообложение прибыли (20% или
1/5) и введем понятие налогового корректора финансового рычага
(1-Снп).
Налоговый корректор финансового
рычага показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага при различном уровне налогообложения прибыли.
Слайд 78Пример:
Для «А» :
Налог на прибыль = 200 х 0,20 =
40т.р.
Чистая прибыль = 200-40=160 т.р.
Чистая рентабельность СС = 160:1000х100% =
16%
Для «Б»:
Налог на прибыль = (200 – 75)х0,20 =25т.р.
Чистая прибыль = 125-25=100т.р.
Чистая рентабельность СС = 100:500х100%=20%
С учетом налогообложения эффект финансового рычага составил 4%. Следовательно возникает задача оптимизации ЭФР для компенсации затрат по налогообложению
Слайд 79 Введем понятие дифференциала финансового рычага ( ЭР –
СРСП).
Пример: для «Б» = (20-15) =5.
С учетом налогообложения дифференциал будет составлять 80% от полученного результата, или =
(1- 0,20) х (20 – 15) = 4 %
Слайд 80Введем понятие коэффициента или плеча финансового рычага (ЗС/СС) или сумма
заемного капитала, приходящаяся на 1 рубль собственного капитала.
Пример: для «Б»
= 500/500=1
Плечо финансового рычага мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет дифференциала.
Слайд 81(1 -Снп) – налоговый корректор финансового рычага
(
ЭР – СРСП) – дифференциал финансового рычага
ЗС/СС – коэффициент финансового рычага
ЭФР = (1- Снп) х ( ЭР – СРСП) х ( ЗС/СС)
Слайд 82
Вывод:
Если предприятие использует только собственные средства, то
РСС = (1
– Снп) х ЭР;
Если используются заемные средства, то
РСС = (1
– Снп) х ЭР + ЭФР
Как оценить значение дифференциала, плеча финансового рычага и ЭФР в целом при решении вопроса о приобретении акций предприятия?