Слайд 1Тема 6. Стратегия и тактика антикризисного управления
Вопросы:
1.Особенности стратегии антикризисного управления
2.Тактика
антикризисного управления
Слайд 2Вопрос 1.Особенности стратегии антикризисного управления
Страте́гия (др.греч. στρατηγία, «искусство полководца») — общий,
недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения
сложной цели.
Слайд 3Стратегия антикризисного управления план действий на определенный период времени, который
позволяет в максимальной степени избежать опасных ситуаций и направить организацию
по пути роста и укрепления позиций на рынке.
Слайд 4Виды стратегий антикризисного управления:
предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
ожидание
зрелости кризиса для его преодоления;
противодействие кризисным явлениям, замедления его
процессов;
стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
рассчитанный риск;
последовательный вывод из кризиса;
предвидение и создание условий устранения последствий кризиса
Слайд 5Состав стратегии
в антикризисном управлении
1. Сфера деятельности организации и основные направления
ее развития – диагностика среды бизнеса.
2. Цели деятельности организации.
3. Определение
методов и форм достижения целей.
4. Кадровая политика.
5. Организация производственного процесса.
6. Оценка внутренней и внешней среды бизнеса
7. Разработка маркетинговой программы.
Слайд 6Антикризисный управляющий должен :
1. провести анализ эффективности текущей стратегии
2. выявить
слабость и силу, возможности и угрозы для предприятия (SWOT-анализ)
3. оценить
конкурентоспособность цен и издержек предприятия (цепочка ценностей)
4. оценить прочность конкурентоспособной позиции предприятия (качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла и т.д.)
5. выявить проблемы, вызвавшие кризис на предприятии
Слайд 7диагностика среды обитания.docx
Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса.
Анализ макросреды, который условно можно разделить на четыре сектора:
-
политическое окружение,
- экономическое окружение,
- социальное окружение,
- технологическое окружение.
Анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим:
- покупатели,
- поставщики,
- конкуренты внутри отрасли,
- потенциальные новые конкуренты,
- товары-заменители.
Слайд 8Анализ состояния предприятия,
находящегося в кризисной ситуации
1. Эффективность текущей стратегии
место предприятия среди конкурентов;
границы конкуренции (размер рынка);
группы потребителей, на которые
предприятие ориентируется;
функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров
2. Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия
3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия
4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия
5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии
Слайд 9Этапы реализации антикризисной стратегии:
1) утверждение выбранной антикризисной стратегии, ее согласование с
целями организации;
2) информирование сотрудников организации и проведение подготовительной работы с целью
более быстрой и эффективной реализации антикризисной стратегии;
3) обеспечение необходимого для проведения изменений денежного уровня организации (заем средств, кредиты и т. д.);
4) приведение производственного и других процессов на уровень, соответствующий выбранной стратегии.
Слайд 11Вопрос 2. Тактика антикризисного управления
Тактика (др. греч τακτικός «относящийся к
построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного
искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруженных сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, обороны, встречного боя, тактических перегруппировок и т. д.
Слайд 12В краткосрочном аспекте целью антикризисного управления становится максимизация или экономия
денежных средств.
Стабилизационная программа - комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности
предприятия.
Слайд 13Внешние сигналы для внесения изменений
в тактическое и стратегическое управление
-
экономические кризисы в отдельных регионах страны
-демографические взрывы
-социальные конфликты и войны
в отдельных регионах мира
- экологические явления, стихийные бедствия
-нарушения международных соглашений
-социально-экономическая политика
- научно-техническая и промышленная политика
-ресурсный потенциал страны
-ценовая и налоговая политика
-кредитно-денежная политика
-таможенная политика
-гражданское и коммерческое законодательство
-характер конкурентоспособной среды
- параметры спроса: стабильность и величина
- характеристик потребителей (сегментация по группам)
- конъюнктура рынка ресурсов: сырьевых, материальных, трудовых, финансовых
- конкурентные преимущества и слабые стороны
Слайд 14Первый этап тактического планирования— реализация выбранной антикризисной стратегии;
при этом
менеджеры должны:
окончательно уяснить выработанную антикризисную стратегию и цели, их соответствие
друг другу;
детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью широкого их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;
привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;
выработать решения по поводу организационной структуры.
Второй этап тактического планирования — оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия.
Слайд 15Тактические (оперативные) мероприятия
по выходу из кризиса:
- сокращение расходов
- закрытие
подразделений
- сокращение персонала
- уменьшение объемов производства
- активные маркетинговые исследования
- повышение
цен на продукцию
- выявление и использование внутренних резервов
- модернизация
- привлечение специалистов
- получение кредитов
- укрепление дисциплины
Слайд 16Типы конкурентного поведения
креативное — создание нового продукта
с уникальными
свойствами;
приспособленческое— сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка
и на
особой группе покупателей;
преимущественное нацеленность на сохранении достигнутых позиций
за счет снижения цен, издержек качества продукции.
Слайд 17Увеличение денежных средств :
- Продажа краткосрочных финансовых вложений
- Продажа
дебиторской задолженности
- Продажа запасов готовой продукции
- Продажа избыточных
производственных запасов
- Продажа инвестиций (деинвестирование)
- Продажа нерентабельных производств
и объектов непроизводственной сферы
Слайд 18Уменьшение ТХП (Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах)
- Остановка нерентабельных
производств
Выведение из состава предприятия затратных объектов
Уменьшение ТФП. (Текущая финансовая
потребность в оборотных средствах)
- Выкуп долговых обязательств с дисконтом
- Конвертация долгов в уставный капитал
- Форвардные контракты на поставку продукции
Слайд 19Рекомендуемые темы рефератов
Цели и целеполагание в развитии социально-экономической системы
Теории предвидения
(предсказание и предуказание)
Построение сценария развития социально-экономической системы (на примере__)
Разработка и
реализация стратегии антикризисного управления (на примере____)
Разработка и реализация тактики антикризисного управления (на примере__)