Слайд 1Тема 7. Человеческий фактор антикризисного управления
Вопросы:
1.Особенности управления человеческим потенциалом
2.Взаимодействие с
профсоюзами в процессах антикризисного управления
Слайд 2Вопрос 1.Особенности управления человеческим потенциалом
Управление персоналом (англ. Human Resource Management,
HRM) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации
«качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга. В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала.
Слайд 3Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения
многообразных потребностей человека и общества в целом.
Человеческий капитал в
широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни
Слайд 5Персонал (от лат. persona — личность) — это совокупность всех работников предприятия,
занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в
штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребенком и т. д.); это совокупность трудовых резервов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определенных функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.
Слайд 6Тип руководителя:
- диктатор
- демократ
- пессимист
- организатор
- манипулятор
Слайд 7Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков,
описывающих ту или иную профессию, а также включающее в себя
перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальность к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп
Слайд 8основные типы организационной культуры:
1) предпринимательская – предполагает рыночную форму управления;
2) партиципативная –
основана на демократическом стиле;
3) бюрократическая – основной силой является воля руководителя;
4) органическая
– основа – коллективная форма управления.
Слайд 9Кадровая политика – это совокупность научно обоснованных целей, принципов, задач
и методов, которые определяют структуру, содержание, направление и формы управления
персоналом в различные периоды деятельности организации.
Цель - обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда.
Антикризисная кадровая политика –прогнозирование состояния персонала на будущие периоды.
Слайд 10Типы кадровой политики:
- Превентивная кадровая политика
- Пассивная кадровая политика
- Активная
кадровая политика
- Реактивная кадровая политика
Слайд 11Принципы управления персоналом:
- системность
-командность
- равных возможностей
- горизонтального сотрудничества
- правовой и
социальной защищенности
- индивидуального подхода к каждому сотруднику
Слайд 12Вопрос 2.Взаимодействие с профсоюзами
в процессах антикризисного управления
трудовые отношения –
это отношения, в основе которых лежит соглашение между работодателем и
работником о личном выполнении работником за определенную плату трудовой функции
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора
Слайд 13основные виды договоров.
1. Индивидуальный трудовой договор
2. Коллективный договор
3. Соглашение
На федеральном
уровне
- генеральное соглашение
- отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение
- профессиональное
тарифное соглашение
На региональном уровне
- 1) соглашение между профессиональными союзами, объединениями работодателей, органом исполнительной власти субъекта РФ об общих принципах регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ;
2) отраслевое (межотраслевое) тарифное и профессиональное соглашение между профессиональными союзами, объединениями работодателей, органом по труду субъекта РФ о нормах оплаты труда и других условиях труда, социальных гарантиях и льготах для работников отрасли.
Слайд 14основные принципы социального партнерства:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересов сторон;
3) заинтересованность сторон
в участии при заключении договорных отношениях;
4) содействие государства в укреплении и
развитии социального партнерства на демократической основе;
5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
6) полномочность представителей сторон;
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8) принятие сторонами на себя обязательств на добровольной основе;
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
11) контроль за ходом выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;
12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Слайд 15Профессиона́льный сою́з (профсою́з) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами
по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре
и т. д.. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.
Слайд 16Действия профсоюзов осуществляются по нескольким направлениям.
-действия в отношении заработной платы
-
действия в области социальных гарантий
- действия в сфере занятости
-
действия в области охраны труда