Слайд 1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Октябрьский аграрно-технологический техникум»
Доклад
подготовила: преподаватель ГБПОУ РО «ОАТТ»
ЗАДЁРА Марина Ивановна
Нетрадиционные формы уроков
специальных дисциплин, или
Как сделать урок интересным
Слайд 2Урок–«клеточка» педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть
педагогики концентрируется в уроке.
М. Скаткин
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ:
Новые условия подготовки специалистов:
Слайд 4 Возникновение опыта использования нетрадиционных форм организации уроков
связано с переходом обучения на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
При изучении дисциплин профессионального цикла необходимо теоретический материал приблизить к профессиональной действительности. Это достигается с помощью деловых игр, уроков-конференций, кейсов, где пересекаются игра и дело, которые наполняют занятие содержанием, реализуют новый нетрадиционный метод, с помощью которого обучающиеся приближаются к реальной профессиональной деятельности.
Слайд 5Особенности нетрадиционных форм и
методов на уроках специальных дисциплин
Нетрадиционные методы обучения
– это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Нетрадиционное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Слайд 6Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы)
Урок - деловая
игра
Урок - пресс конференция
Урок - соревнование
Урок - консилиум
Урок -
зачет
Урок - КВН
Урок - суд
Урок - аукцион
Урок - экскурсия
Урок – семинар
Урок - театральное представление
Урок - консультация
Урок - стажировка
Слайд 7На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы:
1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и
динамики производства;
2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у студентов состояние затруднения;
3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;
4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений.
Слайд 8Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей
профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для
этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
Слайд 9Подготовительный этап
На этом этапе группе были сообщены:
учебная цель предстоящего занятия,
план
и процедура деловой игры,
краткое содержание игры,
характеристика действующих лиц.
Было дано
следующее задание:
распределить между участниками следующие роли (самостоятельно, на выбор)
Слайд 10УРОК-СТАЖИРОВКА В ВЕТЕРИНАРНОЙ АПТЕКЕ
Слайд 11 Деловая игра - это средство моделирования проблемных ситуаций
в различных областях деятельности человека, позволяющие найти оптимальные пути решения
этих проблем. Деловая игра представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения.
Слайд 13Итоги игры и урока
Удалось реализовать моделирование реальных производственных задач,
реализация совместной
деятельности студентов,
продолжение развития познавательных способностей студентов и интереса к
профессиональной дисциплине,
реализация образовательных целей урока.
Слайд 14Заключение
Результаты проведения нестандартных уроков показывают
не только упрочение знаний студентов, совершенствование их умений обобщать и
систематизировать материал, но и изменение их отношения к дисциплинам профессионального цикла.
Такие новые формы работы позволяют реализовать все ведущие функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую на основе идеи педагогики сотрудничества, когда преподаватель не просто с содержанием дисциплины идет к студенту, а сам студент к изучаемой дисциплине.
Слайд 15 Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от
традиционного урока, как основной формы обучения обучающихся. Но придать занятию
нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это не замена «старых» уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.
Слайд 16 Мудрое высказывание Конфуция точно подчеркивает суть: «Кто постигает
новое, лелея старое, тот может быть учителем».