Слайд 1Тема 9. Теория и проблемы равновесия и эффективности экономической системы.
1.
Понятие и сущность частичного и общего равновесия;
2. Теория провалов рынка;
3.
Теория провалов государства;
Слайд 2Понятие и сущность частичного и общего равновесия;
Существует два подхода к
проблеме равновесия:
Первый подход рассматривает проблему равновесия на отдельном рынке, изолированном
от других рынков.
Это частичное равновесие.
Второй подход рассматривает все рынки во взаимосвязи и проблему одновременного формирования равновесия на всех продуктовых, товарных и факторных рынках.
Это общее равновесие.
Слайд 3Общее равновесие - это равновесие, которое возникает в результате взаимодействия
всех рынков, когда изменения в спросе на одном из них
влияет на равновесие цен и объемов производства на других рынках одновременно с учетом эффекта обратной связи.
( эффект обратной связи - это дальнейшее изменение цен и объемов производства, на некотором рынке, возникающее в ответ на аналогичные изменения сопряженных рынков)
Слайд 4Оно предполагает:
а) построение модели хозяйственной системы, основанной на частной собственности
с четко определенными формами взаимозависимости производителей и потребителей;
б) рассмотрение мотивов
поведения производителей и потребителей, которое проявляется в их независимых действиях;
в) определение роли цены в согласовании потенциальных конфликтных действий отдельных субъектов;
г) оценку степени устойчивости системы равновесия.
Слайд 5При построении модели исходят из того, что известно:
- как
функционирует механизм конкуренции на отдельном рынке;
- что и как выражают
кривые спроса и кривые предложения;
- как средние издержки производства сводятся фирмами к минимуму с тем, чтобы максимизировать прибыль;
- как фирмы оптимизируют объем факторов производства;
- как формируется спрос на факторы производства;
- как определяются доходы собственников факторов производства;
- как стремление максимизировать прибыль выступает в качестве движущей силы конкуренции.
Слайд 6Мы при рассмотрении общего равновесия допускаем, что
рынок представлен рынком
совершенной конкуренции;
экономика находится в состоянии статики;
отсутствует вмешательство государства в
экономику;
обмен является взаимовыгодным;
трансакционные издержки равны нулю;
фирмы и домохозяйства получают полную информацию о процессах, происходящих на рынке, и мгновенно реагируют на эту информацию.
Слайд 7В конце XIX века представитель Лозанской школы Леон Вальрас рассмотрел
математическую модель формирования одновременного равновесия на всех рынках. Главное условие
этой модели - спрос в денежной форме всегда равен предложению в денежной форме, т.е. избыточный спрос или предложение на каком-либо рынке всегда равен 0.
Л.Вальрас утверждал, что можно найти систему цен, выраженную в денежной форме, при которой формируется равновесие на всех рынках.
Слайд 8Л.Вальрас утверждал, что «изучение проблемы равновесия поднимает вопрос, является ли
равновесное состояние эффективным, то есть, получают ли домохозяйства максимальное удовлетворение
своих потребностей, а фирмы наилучшим образом используют ограниченные ресурсы».
Рассмотрев рынок совершенной конкуренции, мы утвердились во мнении, что на нем достигается эффективное распределение ресурсов и производственная эффективность в долгосрочном периоде.
Слайд 9ТО Л.Вальрас доказал эффективность производства в рамках всей национальной экономики:
«Эффективность достигается в том случае, если факторы производства распределяются между
предприятиями таким образом, что каждое предприятие минимизирует средние издержки производства и производит максимально возможный объем продукции. В такой ситуации отсутствует возможность обмена излишками факторов производства».
Слайд 10В.Парето также анализировал проблему равновесия и эффективности.
При этом он
сформулировал свой критерий оптимальности и справедливости.
С его точки зрения,
экономика находится в оптимальном состоянии, если возможно улучшить благосостояние одного субъекта, не ухудшив при этом благосостояние другого субъекта.
Отталкиваясь от критерия оптимальности В.Парето были сформулированы две теоремы экономики благосостояния.
Слайд 11Прямая теорема: Если в экономике ситуация рыночного равновесия, то в
рамках своего бюджета каждый потребитель стремится максимизировать полезность.
Для математического
доказательства этой теоремы надо показать, что конкурентные рынки обеспечивают Парето-эффективность в обмене, производстве и структуре производства.
Обратная теорема: Любое Парето-эффективное состояние может быть достигнуто в условиях общего конкурентного равновесия и неискажающего перераспределения благ.
Слайд 12Доказательство теоремы:
Когда фирма, действуя в условиях рынка совершенной конкуренции, максимизирует
прибыль, ориентируясь на эти сигналы, то тем самым автоматически передается
информация о предпочтениях потребителей по всей производственной цепочке и достигается приспособление структуры производства к структуре потребностей.
Слайд 13Тем самым потребитель передает фирмам ценовые сигналы, информируя их о
своих предпочтениях относительного потребительского набора.
Ресурсы используются в соответствии с
равнодействующей предпочтений всех потребителей.
Любое отклонение от рыночного равновесия приведет к тому, что, по крайней мере, один потребитель должен будет ухудшить свое положение.
Слайд 14В первой половине 20 века английские и французские экономисты Н.Калдор,
Д.Хикс, Дебре разработали новый подход к проблеме эффективности.
В соответствии
с этим критерием, экономика достигает более высокого уровня благосостояния в том случае
«если выигрыш победившего большинства, с их субъективной точки зрения, оказывает больше потерь проигравшему меньшинству, с их субъективной точки зрения».
Слайд 15Их исследования также были направлены на попытку количественного измерения критерия
эффективности.
ученые предположили, что если фактические рыночные цены должны
совпадать с ценами рыночного равновесия и в этом случае достигается эффективное состояние экономики когда коэффициент равновесия равен 1. ( коэффициент Дебре)
Чем больше фактические цены отклоняются от равновесных рыночных цен, тем ближе коэффициент к 0.
Слайд 16Дебре утверждал, что отклонение фактических цен от равновесных происходит под
воздействием монополизации экономики, государственного регулирования, неполной занятости факторов производства, технической
неэффективности экономики.
Слайд 17Все исследователи без исключения считали, что баланс в экономической системе
возможен только при условии
Оптимальности и справедливости.
Слайд 18Диапазон взглядов на социальную справедливость достаточно широк:
от полного отрицания,
до обязательного признания в условиях современной экономики.
Как отмечает профессор
В. Мау: «Принцип социальной справедливости не имеет единой трактовки ни в теоретических исследованиях, ни в конкретных конституционных документах».
Слайд 19Рыночный механизм в принципе ведет к неравномерному распределению доходов.
Появляются
группы людей без средств к существованию, что противоречит таким нравственным
принципам человечества, как справедливость, милосердие, любовь к ближнему, взаимопомощь.
Слайд 20При этом должна развиваться система государственного социального обеспечения, которая предоставляет
защиту от бедности безработным, инвалидам, пенсионерам.
Это осуществляется через механизм
государственного перераспределения доходов.
Слайд 21Вывод:
Если рыночная экономика не стремится или не достигает общего конкурентного
равновесия, то необходимо обеспечить это равновесие через государственный механизм макроэкономического
регулирования экономики.
Но при этом не должно быть провалов у государства.
Слайд 222.Теория провалов рынка;
Рынки в реальной экономике не всегда являются
конкурентными и очень часто возникают его провалы.
Провалы рынка -
это ситуация когда рынок не в состоянии обеспечить Парето эффективность и общее экономическое равновесие.
Причины: 1. Монополизация;
2. Х - неэффективность;
Слайд 233. Ассиметрия экономической информации; как следствие неблагоприятный отбор, риски недобросовесности;
4. Побочные отрицательные внешние эффекты;
5. Нежелание производить общественные блага;
и т.д.
Слайд 24Рассмотрим пример с асимметрией информации на рынке.
Весь микроэкономический курс
мы рассматривали при условии, что все субъекты обладают абсолютно всей
информацией о состоянии рынка, что на рынке информация распространяется мгновенно и это позволяет принимать наиболее эффективные решения.
Однако в реальной жизни ситуация иная.
Слайд 25Информация распространяется среди субъектов неравномерно. Она имеет для субъектов различную
ценность и необходимо осуществлять затраты для того, чтобы получить необходимую
информацию.
С учетом этого можно утверждать, что субъект принимает решение, позволяющее максимизировать его полезность не с учетом абсолютно всей информации, а с учетом ограниченного объема информации.
Слайд 26ТО
Рынок характеризуется асимметрией информации, то есть ситуацией, когда покупатель
и продавец обладают различными объемами информации об объекте предстоящей сделки.
Слайд 27Данная проблема в современных условиях имеет большое значение, о чем
можно судить по факту присуждения Нобелевской премии «За фундаментальный вклад
в развитие теории поведения экономических агентов в условиях асимметричной информации» в 1996 г. У. Викри и Дж. Миррлизу.
Первым рассмотрел ситуацию асимметрии информации Дж. Акерлоф в статье «Рынок «лимонов».
Слайд 28Для того чтобы преодолеть асимметрию информации используются рыночные сигналы.
К
ним можно отнести:
стандартизация продукции. Это означает, что государство вводит определенные
стандарты на продукцию, с тем, чтобы она не нанесла ущерба людям, окружающей среде, была совместима друг с другом.
Слайд 29торговые марки, товарные знаки, которые свидетельствуют о высокой надежности продавца;
гарантия
и поручительство, которые предоставляются потребителям продукции;
Пользуясь этими сигналами, покупатель получает
дополнительную информацию о качестве товара и принимает решение о его покупке, несмотря на более высокую цену качественных товаров.
Слайд 30Каждый субъект встречается в своей деятельности с неопределенностью и риском.
Слайд 31Под неопределенностью понимается ситуация, когда субъект не имеет представления о
тех событиях, которые могут наступить.
Риск - это ситуация, когда субъект
знает о всех возможных результатах и событиях, но не знает какое событие наступит.
Слайд 32В условиях риска, решения принимаются различными субъектами в зависимости от
отношения человека к риску и ожидаемой полезности, которую может получить
в результате совершения того или иного действия.
Ожидаемая полезность рассчитывается как средневзвешенная величина полезности, которую получит субъект от всех возможных результатов.
Слайд 33Субъект в ряде случаев стремится избежать риска. В экономической теории
вводится понятие «вознаграждение за риск» - сумма денег, которую человек,
не расположенный к риску, готов заплатить, чтобы избежать риска.
Слайд 34Люди, не склонные к риску, пытаются минимизировать риск. Существует несколько
способов минимизации риска:
Диверсификация - распределение усилий, средств по нескольким активам,
которые не связаны друг с другом. Данная практика часто применяется на рынке ценных бумаг, когда субъект приобретает различные ценные бумаги, связанные с различными областями экономики.
Слайд 35Сбор полной информации - в этом случае избежать риска нельзя,
возникают дополнительные затраты на сбор этой информации, затягивается процесс принятия
решения.
Страхование - субъект готов заплатить определенную сумму денег в расчете на то, что при наступлении неблагоприятных событий, страховая компания компенсирует потери.
По теории и на практике субъект готов заплатить такую сумму страховки, которая равна величине возможного ущерба, скорректированного на вероятность возникновения неблагоприятной ситуации.
Слайд 36В условиях неопределенности и риска некоторые субъекты используют разливные фиктивные
операции для получения прибыли, которые получили название спекуляции, основанной на
обмане. Это осознанный риск.
Данным видом деятельности люди занимаются из-за предрасположенности к нему и обладания информацией, которая недоступна другим, что и обеспечивает успех.
Слайд 37Основными методами спекуляции являются:
1) покупка товара, хранение его и
реализация через определенное время;
2) срочные контракты (фьючерсы) - соглашение
обменять что-либо в будущем по цене, установленной договором сегодня;
3) сделки с премиями (опционы) - контракт, по которому одна сторона приобретает право, но не обязанность, купить что-либо в будущем по цене, определяемой в день подписания контракта.
Спекуляция включает в себя осознанное принятие риска спекулянтом. Но спекулянт предоставляет другим возможность избегать риска. Достигается это за счет хеджирования - операций, при которых рынки срочных контрактов и рынки опционов используются для компенсации одного риска другим
Слайд 38В ряде случаев совершение рыночных операций между двумя субъектами может
привести к тому, что определенные выгоды или потери будут иметь
субъекты, не участвующие в данной сделке.
Данные выгоды и потери получили название внешних эффектов.
Слайд 39Внешними они называются в силу того, что не отражаются в
рыночной цене товаров, а, следовательно, приводят к снижению эффективности рыночного
механизма, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов.
Слайд 40Выделяют 4 ситуации возникновения внешних эффектов:
Производство одного товара оказывает влияние
на производство других товаров. Завод по производству и обработке кожи
сбрасывает сточные воды в реку, в результате чего в этой реке не водится рыба и рыбаки не могут заниматься промыслом.
Слайд 41Производство товара оказывает влияние на потребление других субъектов. В черте
города расположен аэропорт. Шум взлетающих и садящихся самолетов беспокоит население
в домах, расположенных возле аэропорта.
Слайд 42Потребление одного блага оказывает влияние на производство другого блага. Группа
лиц решила организовать пикник на природе. В результате непотушенного костра
возник пожар, уничтоживший массив леса.
Потребление одного субъекта оказывает влияние на потребление другого субъекта. Соседи отмечают праздник далеко за полночь и не дают возможности отдохнуть.
Слайд 43Внешние эффекты бывают отрицательными и положительными.
Отрицательные внешние эффекты связаны с
потерями, которые несут субъекты, не участвующие в рыночной сделке.
Слайд 44Положительные внешние эффекты возникают в силу того, что производители благ
не учитывают выгод общества от производства и потребления этих благ
и, соответственно, производят их в недостаточном объеме.
Например, образование является благом с большим внешним эффектом, так как получение образования приносит выгоду не только конкретному человеку, позволяя полнее реализовывать свой потенциал, получать более высокий доход, но и обществу в целом.
Положительный эффект для общества заключается в более высокой производительности труда и, следовательно, более низких издержках производства и цене производимой продукции, в более спокойной социальной среде, снижении угрозы насилия и преступности и.т.д.
Слайд 45Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании
ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных
(общественных) издержек либо частной и общественной выгоды.
Внешние эффекты рыночный механизм самостоятельно устранить не может, так как ориентируется на платежеспособный спрос и собственные издержки производства.
Слайд 46Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается в том, чтобы предельные
общественные издержки были равны предельной общественной выгоде.
Решить данную проблему
можно за счет нерыночных методов:
- Введение налогов и субсидий .
- Субсидии вводятся тем предприятиям, которые производят товар с положительным внешним эффектом. За счет субсидий покрывается часть издержек предприятия. Следовательно, оно может увеличить объем производства, предлагая продукцию в необходимом для общества объеме
- Обращение в суд с целью защиты своих интересов. - Моральные нормы, традиции, воспитание в человеке чувства уважения к правам других людей.
Слайд 47Пример производства общественных благ;
Все экономические блага можно классифицировать по двум
признакам. Первый признак – избирательность в потреблении. Это означает, что
возможность потребления блага одним субъектом одновременно делает невозможным потребление данного блага всеми другими субъектами.
Второй признак - исключительность в потреблении. Он означает, что владелец какого-то блага имеет возможность исключить, запретить пользоваться данным благом всем другим членам общества.
Слайд 48Общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми
гражданами независимо от того, платят субъекты за него или нет.
Спрос на общественные блага не тождественен рыночному спросу.
Общественные блага не могут производиться хозяйствующими субъектами на основе рыночного механизма.
Поэтому необходимо использовать административные методы управления производством.
Слайд 49В условиях, когда финансирование производства общественных благ является добровольным делом,
объем их предоставления оказывается ниже оптимального. Поэтому производство общественных благ
финансируется государством. Оно для этого использует средства государственного бюджета. Средства бюджета формируются за счет налогов, а расходы на различные цели утверждаются законодательными органами на основе общественных предпочтений. Фактически члены общества договариваются об объеме производства общественных благ и о распределении издержек между собой.
Существует проблема оплаты потребления общественных благ: проблема «зайца», т.е. субъекты вносят средств на производство общественных благ меньше, чем получают полезность от потребления этих благ.
Слайд 503.Теория провалов государства;
Как было показано ранее рынок в
ряде случаев дает сбои, что позволяет говорить о фиаско рынка
и необходимости корректировки рыночного механизма государством. Однако вмешательство государства порождает новые проблемы в экономике. Изучением этих проблем занимается теория общественного выбора, которая исследует взаимозависимости политических и экономических явлений. Главное в этом исследовании ¦ это провалы государства.
Слайд 51Деятельность государства рассматривается как разновидность рынка, рынка политического. Частный интерес
рассматривается как основной побудительный мотив не только в бизнесе, повседневной
жизни любого человека, но и в политике, общественной жизни.
Теория утверждает, а практика подтверждает, что в условиях демократических процедур возможны неэффективные с точки зрения общества результаты выбора, так как люди в общественной жизни исходят исключительно из личных интересов, что и приводит в ряде случаев к результатам, не отвечающим интересам общества.
Слайд 52Большую роль в принятии решений играет практика лоббирования.
Лобби –
хорошо организованные группы давления, влияющие через разные каналы на правительство
и законодательные органы с целью принятия определенного решения. Лоббисты получают политическую ренту в том случае, когда правительство принимает решения в их интересах (введение импортных пошлин, от которых выигрывают национальные производители, но проигрывают многочисленные покупатели; размещения заказа на поставку товаров государству в определенных фирмах и т.д.)
Слайд 53Широко распространена практика логроллинга – торговли голосами, когда один субъект
обещает поддержку другому субъекту в голосовании по определенному вопросу в
обмен на поддержку противоположной стороны при голосовании по вопросам, интересующим первого субъекта.
Слайд 54Дж. Бьюкенен, один из основателей теории общественного выбора, доказал, что
государство является не всегда несостоятельным, так как:
существуют особые интересы
правительства (поиск ренты);
учитываются ближайшие выгоды без учета отдаленных отрицательных последствий;
отсутствует выбор ввиду того, что достаточно узок круг кандидатов и программы кандидаты не отражают в полной мере интересы избирателей;
государственная система не создает стимулов к повышению эффективности.
Близорукость пол. Несовершенство политического процесса.Решений из¦за временного пребывания у власти, когда у политиков завышена ставка на настоящее;
Не возможно определить точные потери из¦за нечеткой персонификации производства нерыночных услуг;
Государственная монополия; отрицательные и побочные эффекты от деятельности государственных структур; не эффективная аллокация от использования ресурсов.
Слайд 55На основании всего этого можно говорить:
О проблемах социализации в
экономике;
Проблемах агрегирования индивидуальных предпочтений в общественные;
О теории транзитивности в экономике;
Слайд 56Транзитивность в экономике — это такая ситуация, при которой реформируется
старая система социально-экономических отношений и институтов и формируется новая.
Транзитивная
экономика представляет собой некую смесь элементов экономических систем.
Это время системных реформ: (институционализма, либерализации, демонополизации, приватизации, социализации, структуризации, макроэкономической стабилизации ит.д.)
Слайд 57В числе важнейших изменений в экономической системе можно назвать следующие:
СТРУКТУРНЫЕ
СДВИГИ В ЭКОНОМИКЕ — это изменения в структуре экономической системы
под воздействием различных экономических и внеэкономических факторов, процессов управления экономической системой.
Слайд 58В числе важнейших институциональных изменений в экономической системе можно назвать
следующие:
• либерализация цен;
• принятие антимонопольного законодательства; • перевод
государственных предприятий на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятий и государства;
• обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства;
• достижение внутренней обратимости национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу;
• создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства.
Слайд 59Процесс рыночной адаптации субъектов реального сектора экономики отражает сущность реструктуризации
экономики на микро- и макроуровнях.
Реструктуризация — это широкий круг маркетинговых
мер, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности.
Реструктуризация может проводиться различными путями, которые используются в ходе рыночных реформ.
Слайд 60Организационная реструктуризация — это комплекс мер, направленных на приближение размеров
предприятия и его подразделений к требованиям конкурентной рыночной среды. Экономическая
реструктуризация;
Финансовая реструктуризация — это меры по расчистке баланса предприятия, упорядочению активов компании по критериям рыночной экономики. В отличие от организационной, финансовая реструктуризация не может растягиваться на годы. Финансовое оздоровление должно проводиться быстро, иначе оно просто потеряет смысл. А также реструктуризация может быть результатом общесистемных изменений в экономике (прежде всего отношений собственности).
Слайд 61Домашнее задание:
Подготовить сообщения по теме: «Теория и проблемы равновесия и
эффективности Российской экономической системы».
Написать эссе по проблемам Российской экономики.