Слайд 1Анализ ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.
Управление ассортиментом.
Слайд 21. Ассортимент — понятие, виды
Слайд 3Ассортимент — это подбор (набор) товаров разных видов и разновидностей,
объединенных по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения
спроса.
Слайд 4МФТ, разрешенные к реализации из аптек:
лекарственные средства (фармакологические средства и
лекарственные препараты)
2) медицинская техника (инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы)
3)
изделия медицинского назначения, в т.ч. вата, марля, изделия из них, нетканые материалы и изделия из них, перевязочные материалы с клейкой поверхностью, изделия санитарии и предметы ухода за больными
4) парафармацевтическая продукция, в т.ч. лечебно-косметические товары, санитарно-гигиенические средства, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковая оптика, диагностикумы и реактивы, средства для защиты растений и средства санитарии и гигиены для животных
Слайд 5Ассортимент лекарственных средств
- это номенклатура (перечень) различных лекарственных препаратов,
объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку, и обеспечивающих
оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной фармакотерапии и возможностей выпуска лекарств отечественной и зарубежной фармацевтической промышленностью.
Слайд 7Характеристика ассортимента
Промышленный ассортимент— это совокупность товаров, вырабатываемых предприятиями различных отраслей
промышленности.
Подразделяется на:
а) отраслевой,
б) региональный,
в) предприятия.
Слайд 8Торговый ассортимент — это совокупность товаров, поступающих в оптовые и
розничные предприятия или в сферу обращения и реализации.
Торговый ассортимент
ЛС:
— широкий — свыше 70 наименований (например, на аптечных складах, в аптеках);
— узкий — до 70 наименований (в специализированных аптеках, в фитоаптеках, при подготовке специальной информации для врачей-специалистов, например, ЛОР, офтальмологов, урологов и т.д.).
Слайд 9На предприятиях торговли различают:
— сложный ассортимент, который объединяет большое число
разновидностей товаров;
— простой ассортимент включает небольшое число товаров.
Слайд 10Ассортиментный минимум (перечень) – это минимально допустимое количество видов товаров,
определяющих профиль розничного аптечного учреждения (ПЗ МЗ и СР РФ
№312 от 29.04.2005 г.).
Слайд 12Основные показатели для характеристики ассортимента.
Слайд 131) Широта ассортимента характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в
продаже.
Показателем широты ассортимента является коэффициент широты — Кш:
Кш = Ш
факт. / Ш баз.,
где:
Ш факт. — количество групп, подгрупп товаров, имеющихся в наличии в организации или выпускаемых промышленностью;
Ш баз.— количество групп, подгрупп товаров, разрешенных к применению в стране и представленных в Государственном реестре ЛС и изделий медицинского назначения.
Слайд 142) Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного вида товара, имеющихся
в организации или выпускаемых промышленностью. Подвидами ЛС являются ЛФ: таблетки,
драже, капсулы, растворы для инъекций, мази, свечи и т.д.
Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты — Кп:
Кп = Пфакт./Пбаз,
где:
Пфакт.— количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы (ФТГ), имеющиеся в наличии в исследуемом аптечном учреждении;
Пбаз.— количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной ФТГ, разрешенных к применению в стране.
Слайд 153) Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся
в организации или выпускаемых промышленностью, т.е. это варианты отдельных товаров.
Под разновидностью ЛС понимают конкретные ЛП определенной ЛФ, дозировки, концентрации, фасовки и т. п.
Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины Кг:
Кг = Гфакт. / Гбаз,
где: Гфакт.— количество наименований ЛП одного ЛС или ФТГ, имеющиеся в наличии в аптечном учреждении;
Гбаз.— количество наименований ЛП одного ЛС или ФТГ, разрешенных к применению в стране.
Слайд 164) Структура ассортимента - это количественное соотношение групп, подгрупп, видов,
наименований отдельных товаров в общем наборе товаров.
Показатели структуры выражаются
в виде долей от единого целого, т.е. от единицы.
Структура ассортимента ЛС характеризуется долей отдельных ФТГ в общем количестве наименований ЛС, имеющихся в наличии (или реализованных) в аптечном учреждении.
Слайд 17Доля отдельных ФТГ в ассортименте рассчитывается:
Доля ФТГ(%) = (Афтг /Ао)
х 100%,
где: Афтг
— ассортимент ФТГ (количество наименований),
Ао — ассортимент общий (количество наименований).
Доля каждой группы рассчитывается по формуле:
сумма продаж ФТГ
Доля % = -------------------------------- х 100%
общая сумма продаж
Слайд 18Устойчивость ассортимента характеризуется изменением показателей широты, полноты, глубины и структуры
ассортимента за исследуемые временные периоды.
Обновление ассортимента - это замена имеющихся
товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности потребителей.
Направления обновления ассортимента:
1) внедрение новых номенклатурных позиций;
2) исключение из Государственного реестра устаревших товаров.
Слайд 19Степень (индекс) обновления (Iо) - это доля новых товаров, введенных
в продажу в течение последнего года, пятилетия или другого исследуемого
временного периода:
Io=m/M,
где: m — количество наименований новых товаров,
М — общее количество наименований товаров в ассортименте аптечного учреждения или разрешенных к применению в стране.
Слайд 20Полнота использования ассортимента ЛС (Пи) - это степень использования имеющегося
в аптечном учреждении ассортимента Л С за определенный период времени.
Формула расчета:
Пи = (а/А) х 100%,
где: а — количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или ФТГ, пользующихся спросом в аптечном учреждении за исследуемый период времени;
А — количество наименований ЛП одного ЛС или ФТГ, имеющееся в ассортименте аптечного учреждения.
Слайд 21Методы изучения ассортимента лекарственных средств.
3.1. Маркетинговый анализ ассортимента ЛС на
региональном или локальном рынке
Слайд 22Концепция маркетингового анализа ассортимента ЛС регионального или локального рынка.
Слайд 233.2. Анализ ассортимента ЛС по врачебным назначениям
Слайд 24Источники информации:
а) рецепты,
б) амбулаторные карты,
в) истории болезней.
Слайд 251)Полнота (степень) использования ассортимента ЛС по ФТГ.
Полнота использования ассортимента ЛС
врачом по ФТГ — Пи:
Пи = а/А х 100%,
где:
а — количество наименований ЛП, назначенных врачом при лечении определенного заболевания;
А — имеющийся в аптеке ассортимент ЛС, предназначенный для лечения данного заболевания.
Слайд 262) Интенсивность потребления ЛС определяется на основе анализа медикаментозных назначений
больным, зарегистрированных в историях болезней (амбулаторных картах).
Коэффициент интенсивности потребления
— Ки:
Ки = n/N,
где: n - число больных, получавших данный ЛП,
N — общее число больных в выборке.
Слайд 273.3. Социологические методы исследования ассортимента
Слайд 28Способы получения информации:
а) анкетный опрос;
б) интервьюирование;
в) экспертная оценка.
Слайд 30Градуировка ассортимента ЛС – это качественная оценка торговой номенклатуры конкретного
учреждения с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик типа: ЛС «благоприятной»
или «неблагоприятной» конъюнктуры, группы «риска» и др.
Слайд 311. Группа Л С, имеющих «благоприятную» конъюнктуру — это Л
С, получившие средневзвешенные оценки в пределах 4,5 — 5,0 баллов
(5,0, 4,7-4,99, 4,3-4,69). Это высокоэффективные ЛС, имеющие «авторитет» у экспертов. Аптечным учреждениям рекомендуется увеличивать объем закупок данных ЛС с учетом выявленных тенденций спроса.
2. ЛС группы «риска» — это ЛС, имеющие оценки в пределах 3,5-4,0 баллов (3,8-4,29; 3,3-3,79). Это ЛС, имеющие определенные недостатки, продажи которых имеют тенденции стабилизации или снижения спроса, что требует обоснованных решений по вопросу их закупок.
Слайд 323. ЛС, имеющие «неблагоприятную» конъюнктуру — это ЛС, получившие оценки
в пределах 1,0-3,0 баллов (0,1-3,29). Это группа ЛС не пользующихся
спросом или имеющих серьезные побочные эффекты. Решение о закупках таких ЛС должно быть отрицательным.
4. Неоцененные ЛС (0,0 баллов). Это ЛС, с которыми данная группа экспертов не знакома. В большинстве случаев в эту группу попадают новые ЛС, которые появились на фармацевтическом рынке России в последние 3-5 лет и которых на данном сегменте рынка еще не было.