Слайд 1Тема 7 «Доходы и расходы муниципальных образований»
1.Сущность и состав финансов
МО. Местные бюджеты.
2.Сущность доходов муниципальных бюджетов.
3.Расходы местного бюджета.
Слайд 21.Сущность и состав финансов МО. Местные бюджеты
Муниципальные финансы – совокупность
денежных средств, которыми располагает орган МС для решения задач, возложенных
на него государством и местным населением.
Муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
Слайд 3Источники муниципальных финансов:
1.государственные средства, передаваемые органам МС органами государственной власти
в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
2.собственные средства МО,
создаваемые за счет деятельности органов МС (аренда, МП, доходы от муниципальной собственности);
3.заемные средства или муниципальный кредит.
Слайд 4Соотношение этих трех основных источников финансов
Определяет самостоятельность МО, поскольку преимущество
в структуре финансов 1 и 3 группы рождает зависимость от
государства или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения МО.
Органы МС должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе, от которых во многом зависит их самостоятельность.
Слайд 5Бюджет МО – это инструмент управления доходами и
Расходами МО,
тогда как смета – механизм обеспечения финансирования определенных направлений деятельности.
Кроме того:
1.Бюджет – документ политический, а смета, в основном – технический.
2.Бюджет предполагает наличие собственных доходных источников.
3.Бюджет предполагает самостоятельность в определении направлений расходования бюджетных средств.
Слайд 6В настоящее время местные бюджеты фактически
Формируются бюджетами субъектов РФ.
Бюджетные полномочия
субъектов РФ, связанные с местными бюджетами:
Установление порядка представления в исполнительные
органы госвласти утвержденных местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств МО, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
Слайд 7Бюджетные полномочия субъектов РФ:
Установление нормативов отчислений в местные бюджеты от
федеральных и региональных налогов и сборов;
Установление порядка, условий предоставления и
предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта;
Установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
Слайд 8Законодательством о МС предусматривается разделение
Местных бюджетов на бюджеты двух уровней:
муниципальных районов и муниципальных поселений. Причем они не соподчинены.
У каждого
МО свои полномочия и каждый реализует их самостоятельно.
При этом возможна передача каких-то полномочий от муниципальных районов поселениям и наоборот в зависимости от уровня готовности органов МС осуществлять весь объем своих полномочий.
Слайд 9Расчеты показывают, что для большинства местных бюджетов
Потребности в финансировании расходных
полномочий превышают их бюджетные доходы даже с учетом трансфертов.
Имея ограниченные
возможности реального влияния на экономику и доходную часть бюджета местные власти балансируют бюджеты за счет расходной части, которую формируют на уровне минимально необхо-димых затрат для поддержания жизнедея-тельности муниципального хозяйства и вып-лат денежного содержания бюджетникам.
Слайд 102.Сущность доходов муниципальных бюджетов.
Реализация конституционных полномочий МС в решающей мере
зависит от закрепления достаточных и стабильных источников доходов, их конкретного
перечня и объема.
Доходы местных бюджетов подразделяются на собственные и субвенции на выполнение делегированных государственных полномочий.
Слайд 11К собственным доходам относятся:
Средства от самообложения граждан;
От местных налогов и
сборов;
От региональных налогов и сборов;
От федеральных налогов и сборов;
Безвозмездные перечисления
из бюджетов других уровней;
От имущества, находящегося в муниципальной собственности;
Слайд 12Собственные доходы:
Часть прибыли МУПов и часть доходов от оказания платных
услуг;
Штрафы, устанавливаемые органами МС;
Добровольные пожертвования;
Иные поступления.
В собственные доходы включаются и
поступления из вышестоящих бюджетов, хотя на их объемы МС влиять не может.
Слайд 13Новая форма пополнения местных бюджетов -
Самообложение. В перечне собственных доходов
оно поставлено на первое место.
Граждане теперь имеют возможность принимать решение
о самообложении – сборе средств под решение конкретных задач.
Поступления от собственной производственно-финансовой деятельности служат индикаторами деловой активности МС
В связи с коммерциализацией становятся возможными доходы от оказания услуг.
Слайд 14Дефицит местного бюджета не может превышать 10% доходов
Без учета финансовой
помощи из федерального и регионального бюджетов.
В качестве источников финансирования дефицита
местного бюджета используются:
Муниципальные займы, в т.ч. в виде ценных бумаг;
Кредиты банков;
Бюджетные ссуды и кредиты;
Продажа муниципального имущества;
Изменение остатков средств на счетах МО.
Слайд 15В экономической литературе и практике популярна точка зрения
Что проблему доходов
местных бюджетов можно легко решить, если больше налоговых платежей оставлять
по месту сбора налогов.
Однако налоговые платежи нельзя закрепить за территорией, где нет налогооблагаемой базы.
Кроме того, немало территорий, откуда поступлений по всем видам налогов недостаточно для сбалансирования местного бюджета.
Слайд 163.Расходы местного бюджета
Отправной точкой финансового планирования в МО служат расходы
на выполнение законодательно установленных функций.
В структуре расходов выделяются капитальные и
текущие расходы.
Капитальные расходы образуют бюджет развития и предназначены исключительно для финансирования капитальных вложений в реконструкцию и развитие объектов социальной инфраструктуры, энерго- и ресурсосберегающие проекты.
Слайд 17Текущие расходы обеспечивают решение повседневных вопросов
Местного значения и включают заработную
плату, трансферты населению, компенсацию командировочных расходов и др.
Концепцией реформирования бюджетного
процесса предусмотрено деление расходов на действующие и принимаемые.
Слайд 18Под действующими понимаются расходы,
Предопределенные ранее принятыми нормативными актами, договорами, соглашениями
и т.д.
Гарантированное выполнение в полном объеме действующих обязательств должно стать
основным принципом бюджетного планирования.
Слайд 19Под принимаемыми подразумеваются расходы,
Которые включаются в бюджет непосредственно в ходе
его формирования на очередной финансовый год (например, решение о повышении
заработной платы).
Такая классификация облегчает планирование, т.к. при этом новые обязательства просто добавляются к действующим и упрощается процесс контроля.
Слайд 20Бюджетные расходы осуществляются в соответствии
С расходными полномочиями и обязательствами.
Расходные
полномочия – это права и обязанности органов власти в пределах
своей компетенции:
Осуществлять нормативно-правовое регулирование расходов;
Обеспечивать их финансовыми средствами;
Финансировать производство общественных услуг.
Слайд 21Каждый уровень власти имеет свои расходные полномочия
Определяющим является принцип: нормативные
акты должны финансироваться принимающей их стороной, а не исполняющей.
Расходное обязательство
обязывает МО предоставить средства местного бюджета.
Основанием возникновения расходного обязательства служит закон, иной нормативно-правовой акт, договор или соглашение.
Слайд 22Перечень нормативных актов, предусматривающих
Возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за
счет средств местного бюджета, образует реестр расходных обязательств.
МО ведет реестр
расходных обязательств в целях учета и анализа, повышения прозрачности бюджетного процесса, обоснованности правовой базы бюджетов и их ориентации на выполнение законодательно установленных функций МС.