Слайд 1
ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТИЕ
Слайд 3
1. Понятие и показатели социального взаимодействия
Слайд 5
Показатели социального взаимодействия
Стереотипы
Предрассудки и дискриминация
Межгрупповая дифференциация
Каузальная атрибуция
Показатели социального взаимодействия характеристики,
показывающие как индивиды воспринимают и относятся (перцепция), а также объясняют
поведение (атрибуция) представителей ингруппы и аутгруппы
Слайд 7Гендерные
Расовые и этнические
Национальные (страновые)
Возрастные (поколенческие)
Стереотипы в отношении людей с ограниченными
возможностями здоровья
Виды групповых стереотипов
(наиболее часто исследуемые)
Слайд 9– когнитивная закрытость – индивид считает стереотипы полезными и доверяет
их содержанию
– прайминг – стереотипы быстро и легко возникают в
сознании индивида
– когнитивная нагрузка – индивид испытывает сложности с анализом информации
– типичность человека – партнера легко описать с помощью простой схемы
Условия влияния стереотипов на индивида
Слайд 10Фактор компетентности (способности, квалификация) – определяет оценку статуса группы
Фактор
теплоты (дружелюбие, сердечность, искренность, благонамеренность) – определяет оценку отношений между
людьми
Модель групповых стереотипов
Сьюзан Фиск
Слайд 14Сексизм – в отношении женщин и мужчин
Эйджизм – в отношении
возраста
Расизм – в отношении расы
Национализм – в отношении этнических и
национальных групп
Мигрантофобия – в отношении мигрантов
Гомофобия – в отношении к сексуальным меньшинствам
Основные виды предрассудков и дискриминации
Слайд 15Факторы, влияющие на возникновение предрассудков
Индивидуальные особенности
Особенности группы
Особенности ситуации
Слайд 16
Индивидуальные особенности
Некоторые черты личности
– высокая добросовестность
– низкие доброжелательность и открытость
новому опыту
– ощущение собственной исключительности
Ценности и верования
– вера в
неизменяемость человека
– вера в «опасный» мир
– вера в конкурентный мир
– неверие в справедливость
– консерватизм
Идеологические переменные
– правый авторитаризм
– ориентация на социальное доминирование
Слайд 17
Особенности группы
– восприятие реального конфликта
– содержание идентичности
– степень целостности (сплоченности)
группы
Слайд 18
Особенности ситуации
– ощущение неопределённости ситуации индивидом
– остракизм – отвержение окружающими
–
напоминание о смерти
Слайд 20Формы проявления Межгрупповой дифференциации
Ингрупповой фаворитизм
Аутгрупповая дискриминация
высокая оценка ингруппы (когнитивный компонент),
позитивные чувства по отношению к ней (аффективный компонент) и действия,
дающие ее членам больше прав по сравнению с членами аутгруппы
низкая оценка аутгруппы, негативные чувства по отношению к ней и действия, ущемляющие права ее членов по сравнению с правами членов игруппы
Слайд 22Виды атрибуции
Диспозиционная (личностная)
Ситуативная
Социальная
Слайд 23наблюдатель чаще объясняет поведение деятеля с помощью внутренних причин, чем
с помощью внешних
Слайд 24Эффект деятеля – наблюдателя
наблюдатель чаще объясняет поведение деятеля с помощью
внутренних причин, а деятель описывает свое поведение с помощью внешних
Эффект
атрибуции успеха – неудачи
человек объясняет свои достижения и достижения привлекательных для него людей внутренними, а неудачи – внешними причинами, достижения же непривлекательных для него людей внешними, а неудачи – внутренними причинами
Ограничения фундаментальной ошибки атрибуции
Слайд 252. Психологические эффекты социального взаимодействия
Слайд 26Психологические эффекты социального взаимодействия
Эффект восприятия гомогенности аутгруппы
Эффект «паршивой овцы»
Эффект межгрупповой
чувствительности
Эффект сверхисключения
Эффект дегуманизации аутгруппы
Эффект социальной лени
Эффект социальной фасилитации
Эффект «огруппления мышления»
Эффект
экстремизации группового решения
Слайд 27Эффект восприятия гомогенности аутгруппы
(outgroup homogeneity effect)
восприятие членов
аутгруппы как более похожих друг на друга, чем члены членов
ингруппы
Слайд 28Эффект «паршивой овцы»
(black sheep effect)
следующий социальным нормам член ингруппы
оценивается более позитивно, чем следующий им член аутгруппы, а нарушающий
нормы член ингруппы – более негативно, чем нарушающий их член аутгруппы
Слайд 29Эффект межгрупповой чувствительности
(intergroup sensitivity effect)
более позитивная реакция на критические замечания
в адрес ингруппы, высказанные «своими», чем «чужими»
Слайд 30Эффект сверхисключения
(overexclusion effect)
при определении групповой принадлежности окружающих человек предпочитает
исключить из своей группы тех, кто на самом деле является
ее членом, только чтобы в нее не попали члены аутгруппы. В результате членами своей группы признается небольшое число избранных
Слайд 31Дегуманизация аутгруппы
(outgroup dehumanization)
игнорирование человеческой сущности членов аутгруппы
Слайд 32Социальная лень (леность)
(social loafing)
склонность человека работать менее напряженно над
решением задачи, если над ней работают и другие люди (Бибб
Латане)
Слайд 34Условия возникновения социальной лени
Индивидуальные особенности
Отношения в группе
Организация работы
Слайд 35Индивидуальные особенности
– низкая добросовестность
– низкая компетентность для
решения
проблемы
– низкая самоэффективность
Слайд 36Отношения в группе
– низкая взаимная симпатия
– низкое взаимное доверие
– низкая
групповая идентификация
Слайд 37Организация работы
– не распределены полномочия и ответственность
– не фиксируются личные
результаты
– нет личного вознаграждения и наказания
– очень простая, очень сложная
или неинтересная задача
Слайд 38Социальная фасилитация
(social facilitation)
повышение активности человека вследствие наличия социального окружения
Слайд 39Социальная леность и социальная фасилитация
Оценивается индивидуальный вклад
Боязнь оценки и отвлечение
внимания
Возбуждение
Социальная фасилитация
Индивидуальный вклад не вычленяется и не оценивается
Присутствие других
Отсутствие боязни
оценки
Расслабление
Социальная леность
Слайд 40«Огруппление» мышления
(groupthink)
подавление инакомыслия в интересах единства группы. Синдром, возникающий
во время групповой дискуссии, благодаря которому группы высоко квалифицированных людей
выносят неудачные решения (Ирвинг Джанис)
Слайд 41Признаки «огруппления» мышления
Вера в правильность группового решения
Давление с целю принятия
решения
Слайд 42– иллюзия неуязвимости – группы зачастую проявляют излишний оптимизм, а
потому не могут увидеть признаки опасности
– иллюзия этичности – члены
группы настолько убеждены в собственной нравственности, что игнорируют этические и моральные аспекты обсуждаемых проблем
– иллюзия единомыслия – самоцензура и давление создают иллюзию единодушия
Вера в правильность группового мышления
Слайд 43– рационализация – члены группы недооценивают трудности, они тратят больше
времени на обоснование и оправдание своего решения, чем на размышления
о других способах решения проблемы
– активность большинства – члены группы отвергают тех, кто выражает сомнения относительно представлений и планов группы, причем порой это делается не с помощью аргументов, а с помощью сарказма, направленного на конкретного человека
– появление групповых цензоров – некоторые члены группы защищают её от информации, которая могла бы поставить под вопрос эффективность или нравственность принимаемых ею решений
– самоцензура – поскольку разногласия нередко становятся причиной дискомфорта, а в группе якобы существует консенсус, многие её члены отбрасывают свои сомнения или скрывают их
Давление с целью принятия решения
Слайд 44Условия возникновения «огруппления» мышления
Слайд 45Экстремизация группового решения
(extreme group decision)
принятие более «крайних» решений после обсуждения
в группе, чем после индивидуальной работы
Слайд 46Формы экстремизации группового решения
Слайд 47Механизмы экстремизации группового решения
Слайд 483. Типы социального взаимодействия
Слайд 49Типы актов социального взаимодействия
Кооперация
Конкуренция
Слайд 51Признаки кооперации
– общая цель
– поиск участниками сходства друг с
другом
– позитивное отношение друг к другу
– интенсивный обмен информацией
– координация
усилий для достижения
цели
Слайд 52Помощь (просоциальное поведение)
Слайд 53Автономная – мы помогаем человеку развить навыки, которые помогут ему
самостоятельно справиться с задачей
Зависимая – мы что-то делаем за другого
человека
Однократная
Систематическая – например, волонтерство – долгосрочная помощь «слабой» группе
Виды помощи
Слайд 54
Альтруистическая концепция – улучшить состояние другого человека.
Эгоистическая концепция – одни
люди помогают другим, чтобы получить какую-либо выгоду
– улучшают свое эмоциональное
состояние, уменьшают негативные эмоции от наблюдения за страданиями слабых
– получают психологическое вознаграждение в виде благодарности от тех, кому они помогают
– избегают наказания за не оказанную помощь
Психологические подходы к объяснению помогающего поведения
Слайд 55Факторы, влияющие на помогающее поведение
Индивидуальные факторы
Ситуативные факторы
Слайд 56
– добросовестность и дружелюбие
– внутренний локус контроля
– высокий уровень самоконтроля
–
Я-концепция – Я-схемы, связанные
с добротой и помощью
–
высокий уровень самоэффективности
– эмпатия
Индивидуальные факторы
Слайд 57– экологические – комфортная температура, плотность размещения, запахи
– восприятие необходимости
помощи – неожиданное событие, жертва – слабый человек, жертва в
плохом состоянии, большой ущерб, количество свидетелей – «эффект свидетеля»
– позитивность жертвы – внешняя привлекательность, психологическое сходство с нами, хорошие отношения с нами
– социальные нормы – норма взаимности (одобряет ответную помощь), норма альтруизма (необходимо помогать всем, кто в этом нуждается)
Ситуативные факторы
Слайд 58Психологический эффект, проявляющийся в ситуации чрезвычайного происшествия, когда его свидетели
не пытаются оказать помощь потерпевшим. Чем больше свидетелей, тем больше
вероятность того, что помощь не будет оказана, так как каждый из свидетелей полагает, что это сделает кто-то другой.
Эффект свидетеля был исследован Джоном Дарли и Бибом Латане в 1968 г. в серии экспериментов. За основу был взят реальный случай убийства Китти Дженовезе 13 марта 1964 г. В проводимых экспериментах участники действовали либо в одиночку, либо в группе людей. Перед ними разыгрывались чрезвычайные ситуации, а исследователи оценивали, через какое время свидетели вмешаются. Так, в одном из экспериментов участники должны были помочь незнакомой женщине, которой внезапно стало плохо на улице. Помощь оказали 70% одиночек и только 40% людей, находящихся в группе.
Эффект свидетеля
(эффект постороннего,
синдром Дженовезе)
Слайд 60Признаки конкуренции
– разные или несовпадающие цели
– поиск участниками отличий друг
от
друга
– негативное отношение друг к другу
– утаивание
важной информации
– достижение цели в одиночку
Слайд 62Виды агрессии
Вербальная или физическая
Прямая или непрямая (привлечение третьих лиц для
нанесения ущерба)
Инструментальная – человек наносит ущерб для достижения какой-либо цели
или враждебная – цель – нанесение ущерба
Факторы, влияющие на агрессивное поведение
Индивидуальные
Ситуативные
Слайд 63
– раздражительность
– социальная тревожность
– низкий уровень самоконтроля
– низкая эмпатия
Индивидуальные факторы
Слайд 64
– экологические факторы – высокая температура, теснота, неприятные запахи и
другие неблагоприятные внешние условия
– анонимность – агрессия выше, если человеку
гарантирована анонимность (закрытое лицо, неизвестное имя)
– посылы к агрессии – стимулы, ассоциативно связанные с агрессией
– социальные нормы – отношение к агрессии со стороны окружающих
– позитивность жертвы – предвзятая атрибуция враждебности
Ситуативные факторы
Слайд 65Способы воздействия на агрессивное поведение
Воздействие на когниции
Воздействие на эмоции
Воздействие на
поведение
Слайд 66
– предоставление человеку дополнительной информации о намерениях «провокатора»
– предоставление информации
о смягчающих обстоятельствах, объясняющих поведение «провокатора»
– извинения или оправдания со
стороны «провокатора»
Воздействие на когниции – изменение оценки ситуации
Слайд 67
– вызвать сочувствие к возможной жертве агрессии с нашей стороны
–
вызвать радость – шутка, анекдот и пр.
– вызвать умеренное сексуальное
возбуждение
Воздействие на эмоции – индукция несовместимых реакций – вызывание у человека эмоций, ведущих не к агрессии, а к более миролюбивым формам поведения
Слайд 68
– наказание за агрессию
– демонстрация неагрессивных моделей поведения
– тренинги социальных
умений
Воздействие на поведение
Слайд 69
– агрессор находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения (разгневан)
– демонстрация
агрессивного поведения приносит человеку выгоду
– слабость потенциальной жертвы агрессора и
низкая вероятность наказания за агрессивное поведение
– агрессор не понимает смысла наказания («За что?!»)
Причины неэффективности наказаний
Слайд 704. Управление впечатлением аудитории в процессе социального взаимодействия
Слайд 72Факторы управления впечатлением аудитории
Эмпатия
Аттракция
Самопрезентация
Слайд 73эмпатия
Виды эмпатии
Диспозициональная эмпатия – стабильная личностная черта
Ситуативная эмпатия
Слайд 75
Факторы, влияющие на аттракцию
Особенности партнера – принцип подобия
Особенности предыдущего
взаимодействия с партнером
Особенности ситуации
Слайд 76Особенности партнёра
Внешность – красивые люди вызывают большую аттракцию
– эффект якоря
– понижение оценки окружающих после наблюдения за красивым человеком
– эффект
иррадиации красоты – более высокая оценка человека, имеющего красивого партнера
– эффект самосбывающегося пророчества – формирование у красивых людей более позитивных характеристик под влиянием ожиданий окружающих (общительность, доброта, интеллект)
Социальный статус – большую симпатию вызывают высоко статусные люди (профессия, деньги, принадлежность к престижной социальной группе)
Ценности, аттитьюды, личностные черты (особенно сильное влияние) – большую симпатию вызывают люди, которым приписывают позитивные «коммунальные» черты
Слайд 77Особенности предыдущего взаимодействия с партнёром
Узнаваемость – большую аттракцию вызывают люди,
которые кажутся нам знакомыми
Близость в пространстве – большую аттракцию вызывают
люди, которые находятся близко от нас
Отношение со стороны партнера – большую аттракцию вызывают люди, которые позитивно оценивают нас или сделали нам что-то хорошее
Отношение к партнеру – большую симпатию вызывают люди, которым мы сделали что-то хорошее
Слайд 78Особенности ситуации
Стимулы, вызывающие радость
– приятные запахи
– звуки
– изображения
– воспоминания
–
смешные рассказы – большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы
встречаемся в радостной обстановке
Стимулы, вызывающие тревогу
– прием у врача
– проход по ненадежному мосту
– занятия экстремальными видами спорта – большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в обстановке, вызывающей легкую тревогу – усиливается потребность в аффилиации (установлении контактов)
Слайд 80Стратегии самопрезентации
(Эдвард Джонс, Хан Питтман)
Желание понравиться – демонстрация симпатии по
отношению к окружающим – комплименты, вежливость, доброжелательность, корректность
Самопродвижение – демонстрация
коммуникатором своей компетентности в той или иной области, рассказ о своих знаниях, демонстрация навыков
Пояснение примером – демонстрация коммуникатором своих возможностей, которые могут выступать в качестве примера для окружающих, вызывать их восхищение
Мольба – коммуникатор демонстрирует свою слабость и просит помощи у окружающих («Сделайте что-то за меня»)
Запугивание – коммуникатор демонстрирует свою силу
Слайд 81
Факторы, влияющие на выбор стратегии самопрезентации
Особенности ситуации коммуникации
Особенности аудитории
Преобладающие
социальные нормы
Слайд 82Причины, по которым аудитория слушает коммуникатора
Авторитет коммуникатора – известность, опыт,
знания, власть, достоинства
Удовольствие – приятные визуальные, аудиальные, ольфакторные ощущения от
коммуникатора
Польза – информация от коммуникатора способствует решению актуальных проблем слушателей
Интерес – речь коммуникатора построена таким образом, что захватывает внимание слушателей