Слайд 2Понятие и экономическая природа государственных внебюджетных фондов
Слайд 3Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств,
образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
Слайд 4Социальные риски:
необходимость получения медицинской помощи;
временная нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство;
инвалидность;
наступление
старости;
потеря кормильца;
признание безработным;
смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи,
находящихся на его иждивении.
Слайд 5Государственные внебюджетные фонды создаются для реализации конституционных прав граждан на:
социальное
обеспечение по возрасту;
социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери
кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
социальное обеспечение в случае безработицы;
охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Слайд 6К государственным внебюджетным фондам относятся:
Пенсионный фонд России
Фонд социального страхования
Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Слайд 7Источники формирования внебюджетных фондов:
Обязательные платежи, установленные законодательством (страховые взносы);
Добровольные взносы
юридических и физических лиц;
Доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
Другие
доходы.
Слайд 9Пенсия (от лат. pension – платеж) означает ежемесячные денежные выплаты,
предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с
достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям.
Слайд 10Типы пенсионных систем
распределительная
накопительная
Страховые взносы используются для выплаты пенсий пенсионерам
Страховые взносы
накапливаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица
Слайд 12Недостатки пенсионных систем
распределительная
накопительная
Высокая зависимость от демографической ситуации
Уравнительный характер пенсионного обеспечения
Не
учитывает уровень доходов работающего
Зависит от экономической ситуации в стране
Зависимость пенсии
от качества управления и уровня инфляции
Низкий уровень пенсий для людей с небольшой зарплатой
Слайд 13ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
ПЕНСИОННОЕ
СТРАХОВАНИЕ
ФОРМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ПЕНСИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
трудовая
пенсия:
по старости
по инвалидности
по случаю потери
кормильца
пенсии :
за выслугу лет
по старости
по инвалидности
по случаю потери
кормильца
социальная
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ПЕНСИОННОЕ
СТРАХОВАНИЕ И
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(НПФ)
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
ПРОФ.
ПЕНСИОННОЕ
СТРАХОВАНИЕ
Слайд 14Основные положения пенсионной реформы в России
Сформирована смешанная модель пенсионной системы
Пенсия
включает два компонента – страховую и накопительную часть
Накопительная часть может
быть передана в управление УК или НПФ
Введен персонифицированный учет застрахованных
В 2010 году произведена переоценка пенсионных прав, возникших до 2002 г. (валоризация)
С 2008 года введено софинансирование пенсий
Слайд 15Основные проблемы пенсионной системы России
Демографическая «яма»
Снижение коэффициента замещения
Низкий уровень эффективности
управления пенсионными накоплениями
Большое количество пенсионеров-досрочников
Слайд 16Пенсионный фонд – государственный внебюджетный фонд, предназначенный для обеспечения стабильности
пенсионной системы и регулярной выплаты пенсий
Слайд 17Участники системы ОПС
Страховщик – Пенсионный фонд России
Страхователь – работодатель
Застрахованный -
работник
Слайд 18Пенсионный фонд осуществляет пенсионное страхование трудящихся, а государственные пенсии (пенсионное
обеспечение) финансируются за счет бюджета
Слайд 19Задачи ПФ РФ:
организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц;
ведение государственного
банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;
сбор средств для
финансирования выплаты пенсий и пособий;
участие в финансировании программ по социальной поддержке населения;
расширение воспроизводства средств фонда на основе самофинансирования и коммерческой деятельности
Слайд 20ПФР обеспечивает (функции):
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также
финансирование расходов;
организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных
в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Слайд 21Виды пенсий:
1. Страховая пенсия
1.1) по старости;
1.2) по инвалидности;
1.3) по случаю
потери кормильца.
2. Накопительная пенсия
3. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
3.1. Пенсия
за выслугу лет
3.2. Пенсия по старости
3.3. Пенсия по инвалидности
3.4. Пенсия по случаю потери кормильца
3.5. Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца)
Слайд 22Доходы ПФР
Страховые взносы (22% от фонда оплаты труда);
средства федерального бюджета;
суммы
пеней и иных финансовых санкций;
доходы от размещения (инвестирования) временно свободных
средств обязательного пенсионного страхования;
добровольные взносы физических лиц и организаций;
иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Слайд 23Сравнение темпа прироста пенсий и инфляции в РФ в 2012-2014гг.
Слайд 24Расходы ПФР
выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам выезжающим за
пределы России;
оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
выплата пособий на
погребение получателям пенсий;
финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
прочие расходы.
Слайд 25Динамика демографических показателей в среднесрочной перспективе, млн. чел.
Слайд 26Соотношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера в 2008-2014гг.
Слайд 27С 1 января 1997 г. на территории РФ вступил в
силу ФЗ от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования».
Персонифицированный учет представляет собой индивидуальный учет сведений о каждом лице, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС).
Слайд 28Цели индивидуального учета:
создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии
с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечение достоверности сведений о стаже
и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;
создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;
упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
Слайд 29НПФ – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными
видами деятельности которой являются:
НПФ должны соответствовать следующим требованиям:
обеспечивать выплату пенсий,
а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;
иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы;
финансироваться как за счет взносов работодателей, так и с участием работников;
иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов
Слайд 31Обязательное социальное страхование (ОСС) –осуществляемое в соответствии с законом страхование
работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения,
в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Слайд 32Доходы ФСС
страховые взносы работодателей – предприятий и организаций;
страховые взносы работодателей
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах и их последствий;
доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады;
прочие поступления.
Слайд 34Страхуемые группы рисков:
временная нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство;
инвалидность;
признание безработным;
смерть застрахованного
лица
Слайд 35Функции нестрахового характера:
Выплата пособий неработающим гражданам
Социальная поддержка инвалидов
Поддержка лиц, подвергшихся
воздействию радиации
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов
Слайд 36Расходы ФСС
пособия;
финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;
выплата пособий сверх норм на лечение
и оздоровление трудящихся;
финансирование исполнительной дирекции Фонда.
Слайд 37Размеры пособий в 2018 году (с 1.02.2018)
По временной нетрудосп.
По беременности
и родам
При стаже:
До 5 лет – 60% заработка
До 8 лет
– 80%
Более 8 лет – 100%
100% среднего заработка. Оплачивается
140 календарных дней
По уходу за ребенком до 1,5 лет
40% среднего заработка, мин. 3795,60
На погребение
5701,31 руб.
Пособие при рождении ребенка
16759,09 руб.
за постановку на учет в ранние сроки беременности
628,47 руб.
Слайд 38Размеры и коэффициенты выплачиваемых пособий
Слайд 42Фонды обязательного медицинского страхования
Слайд 43Обязательное медицинское страхование (ОМС) должно обеспечить всем гражданам нашей страны,
независимо от пола, возраста, социального положения, уровня доходов и т.п.,
равные возможности в получении определенного уровня медицинской помощи.
Социальное медицинское страхование является обязательным и обеспечивает финансирование объема медицинских услуг на уровне социальных гарантий государства. Размер страхового взноса не связан с объемом медицинской помощи и состоянием здоровья застрахованного.
Слайд 44Федеральный фонд ОМС был основан в 1991 г. с целью
обеспечения оптимальных условий в сфере медицинского обслуживания населения РФ.
В соответствии
с законом об обязательном медицинском страховании на фонд возлагаются следующие обязанности:
- сохранения стабильного финансового положения системы ОМС;
- периодическое пополнение финансовой составляющей фонда;
- защита прав гражданина РФ в области медицинского обслуживания.
Слайд 45Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих
в федеральную программу государственных гарантий утверждается приказом Минздрава России.
Слайд 46Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных целевых
платежей различных категорий страхователей.
Управление собранными средствами осуществляют специально созданные для
этих целей самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения – федеральный и территориальные (по субъектам РФ) фонды ОМС.
Слайд 47Субъекты обязательного медицинского страхования :
граждане РФ;
страховая медицинская организация;
страховое медицинское учреждение;
страхователь.
Слайд 49Страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС на территории
Республики Татарстан:
ООО «Страховая компания «АК БАРС-Мед»
ООО «Страховая медицинская организация
«Чулпан-Мед»
ЗАО «Страховое медицинское общество «Спасение»
Слайд 50К основным функциям фонда относятся
контроль поступающих финансов в территориальные
фонды ОМС (совместно с Государственной налоговой службой РФ) с целью
создания единых условий для субъектов медицинского страхования;
разработка предложений по установлению оптимального размера страховых взносов;
выделение средств территориальным фондам на безвозмездной основе для реализации наиболее перспективных программ медицинского страхования;
осуществление контроля за рациональным использование выделенных средств путем введения ряда специальных проверок и ревизий;
реализация организационно-методической деятельности, направленной на целенаправленное совершенствование системы ОМС;
участие в сборе и последующем анализе финансовой составляющей фонда;
формирование отчетов, представляемых в Правительство РФ;
подготовка высококвалифицированного медицинского кадрового состава;
активная деятельность в вопросах международного сотрудничества с ведущими медицинскими научными центрами.
Слайд 51Полис обязательного медицинского страхования – это документ, который подтверждает право застрахованного
лица получать бесплатно медицинскую помощь на всей территории России в
объёме базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в объёме Территориальной программы ОМС на территории Республики Татарстан.
Слайд 52В рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования бесплатно предоставляются в
медицинских организациях:
первичная медико-санитарная помощь,
специализированная,
скорая медицинская помощь;
отдельные виды
высокотехнологичной медицинской помощи.
Слайд 53Медицинская помощь предоставляется в следующих формах:
экстренная - медицинская помощь,
оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих
угрозу жизни пациента;
неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента;
плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Слайд 54Доходы фондов ОМС
часть страховых взносов хозяйствующих субъектов и иных организаций
на обязательное медицинское страхование (5,1% от ФОТ);
ассигнования из федерального бюджета
на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС;
добровольные взносы юридических и физических лиц;
доходы от использования временно свободных финансовых средств;
нормированный страховой запас Федерального фонда;
поступления из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Слайд 55Развитые страны в среднем тратят около 6-8% ВВП на медицинское
обслуживание населения, что в расчете на одного жителя равняется примерно
2,0-2,5 тысяч долларов в год по сравнению с 100 долларами в России.