Слайд 1Тема 9. Организационные и методические основы исследования
систем управления
Лекция. Планирование и организация
исследования систем управления
Программа исследования: структура разработка и содержание.
Планирование исследования систем управления.
Алгоритм проведения исследования
Слайд 2Программа исследования: структура, разработка и содержание
Программа исследований – это комплекс
положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его
проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Программа, как правило, отражает следующее вопросы: цель проведения исследований, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего), предполагаемый результат и эффективность исследования.
Слайд 3 Программа оформляется в виде документа включающего три раздела: теоретический методический
и организационный.
В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и
объект исследования, содержание проблемы, ее актуальность и важность, а также рабочая гипотеза.
Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.
Организационный раздел представляет, прежде всего, последовательность проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами.
Слайд 4 При проведении исследований важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав
группы по проведению исследований должны входить:
специалисты в области системного анализа
– руководители групп и будущие руководители проектов;
инженеры по организации производства;
экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;
специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;
психологи и социологи.
Слайд 5пионер
энциклопедист
генератор идей
энтузиаст
скептик
прогнозист
информатор
эстет
психолог
независимый
переводчик
разработчик
реализатор
Состав коллектива исследователей
Слайд 6 • Пионер (проблемщик), способный раньше других увидеть проблему и сформулировать
ее. Он может это сделать даже тогда, когда многим другим
ситуация не кажется проблемной. Он способен вообще мыслить проблемно, т. е. во всем искать противоречия.
• Энциклопедист, быстро находящий аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний.
• Генератор идей или концептолог, селектирующий и интегрирующий множество идей по определенной цели. Это человек, способный сконструировать концепцию, позволяющую объединить множество идей и, следовательно, видов исследовательской деятельности.
• Энтузиаст, иногда его считают или называют "фанатиком" идеи. Это человек, заряжающий других оптимизмом и уверенностью в успехе исследования, достижения результата.
• Скептик, иногда его называют "зануда", сомневающийся в успехе любого начинания и плана, охлаждающий пыл в непродуманных действиях и в принятии скороспелых решений. Он может оградить от авантюрных действий.
• Прогнозист, чьей функцией в коллективном интеллекте является, как можно точнее предвидеть последствия, почувствовать тенденции, просчитать все возможные варианты развития событий.
Слайд 7 • Информатор, который в системе коллективного интеллекта очень часто действует
по принципу "обгонять, не догоняя". Он собирает и классифицирует информацию
и как бы оберегает от "открытия велосипеда", повторения пройденного, он способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.
• Эстет, ищущий изящные идеи и решения. Он может сыграть весьма конструктивную роль. Его главными критериями является красота, гармония.
• Психолог — он необходим для аккумуляции определенной психологической атмосферы деятельности исследователей. При этом он занят не только решением психодиагностических задач, но и призван обеспечивать определенный "дискомфортный комфорт", необходимый коллективному интеллекту. Это не только атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательства, но и атмосфера поиска, воодушевления, энтузиазма.
Слайд 8 • Независимый, который чаще всего работает и любит работать индивидуально
и самостоятельно. При этом изучает чужие идеи, но ищет свои.
Он работает в одиночку, но вносит существенный вклад в общую деятельность и результаты.
• Переводчик — это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, уровня образования просто и доходчиво, но при этом и предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных областей знаний.
• Разработчик, склонный доводить результаты исследований до завершающей и конкретной, практически реализуемой стадии.
• Реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их. практического применения.
Слайд 9 Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок
его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий
на выполнение исследовательских работ.
Существуют различные формы организации исследования.
1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы.
2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.
3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.
4. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества.
5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной.
Слайд 102. Планирование исследования систем управления.
План исследования — это комплекс
показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и
пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие.
1. Принцип конкретности формулирования заданий.
2. Принцип организационной значительности.
3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.
4. Принцип интеграции деятельности.
5. Принцип контролируемости.
6. Принцип ответственности.
7. Принцип реальности.
Слайд 11Алгоритм проведения исследования
Алгоритм — это технология решения проблемы, предусматривающая не
только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их
неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
Весь ход исследования экономических систем можно представить в виде следующего алгоритма:
Выбор и обоснование актуальности темы исследования. Выделение решаемой проблемы и противоречий.
Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ.
Формулировка целей исследования и постановка конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Разработка гипотезы исследования.
Построение плана исследования.
Слайд 12 7) Выбор методов и разработка методики проведения исследования (социологические, формальные,
экспертные).
8) Непосредственное исследование. Организация и проведение эксперимента. Проверка гипотезы.
9) Обобщение
и синтез экспериментальных данных.
10) Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
11) Формулирование и обоснование заключительных выводов, оценка полученных результатов, разработка практических рекомендаций.
12) Описание процесса исследования и его результатов.
13) Обсуждение результатов исследования.
14) Внедрение полученных результатов в практику.
Слайд 13 Исследования могут осуществляться последовательно (этап за этапом) или параллельно в
зависимости от целей исследования, возможностей исследователей и их методического аппарата.
Исследования подразделяются на:
количественные и качественные;
фундаментальные и прикладные;
комплексные и простые;
эмпирические и теоретические.
Эмпирические – используют только эмпирические методы (наблюдение, эксперимент) и направлены непосредственно на объект.
Теоретические – используют теоретические методы исследований и системный подход, связаны с совершенствованием и развитием понятийного аппарата, науки и направлены на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях.
Технология — это вариант рационального построения процесса исследования.
Слайд 14Этап 1
Этап 2
Этап 3
Этап 4
Этап 5
ЛИНЕЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Этап 1
Этап 2
Этап
3
Этап 4
Этап 5
Этап 2а
Этап 4а
Этап 1а
Этап 3а
ЦИКЛИЧЕСКАЯ ТЕНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Слайд 15Этап 1
Этап 2
Этап 3
Этап 4
Этап 1а
Этап 2а
Этап 3а
Этап 5
ТЕХНОЛОГИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Этап 1
Этап 2
Этап 2а
Этап 3
Этап 3а
Этап 3б
Этап 4
ТЕХНОЛОГИИ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВЕТВЛЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Слайд 16Этап 1
Этап 2
Этап 3
Этап 4
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ АДАПТИВНОГО ТИПА
Этап 1
Оценка
Этап
2
Оценка
Этап 3
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 17Этап 1
Этап 2
Этап 2а
Этап 3
Этап 4
ТЕХНОЛОГИЯ СЛУЧАЙНОГО ПОИСКА
Этап 1
Этап 2
Этап
1
Критерий
Критерий
корректировки
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОЙ КОРРЕКТИРОВКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ (АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ)