Овсянко Д.В.
Доцент Овсянко Д.В.
ВЫСШАЯ ШКОЛА
МЕНЕДЖМЕНТА СПбГУ
МОТИВАЦИЯ
Тема
7.
«МЕНЕДЖМЕНТ»
Овсянко Д.В.
Мотивация - это процесс побуждения себя
и других к деятельности для достижения некоторых целей.
Овсянко Д.В.
Мотивационный процесс.
Результат
(т.е. удовле-творение потребностей)
Овсянко Д.В.
Психологические основы мотивационного процесса.
Подход, с позиций
принципа гедонизма, который гласит, что люди заинтересованы делать то, что им приятно и уклоняться от того, что им неприятно.
Подход, который концентрируется на инстинктах, т.е. автоматическом предрасположении вести себя определенным образом.
Овсянко Д.В.
Подход к мотивации с позиции концепции
побуждений. Он исходит из того, что люди обучаются, как им себя вести, на основе личного опыта и это обучение побуждает их к соответствующему поведению.
Подход к мотивации в рамках когнитивной теории, который основывается на познании. Она гласит, что люди ведут себя рационально в соответствии с тем, что они думают о будущем.
Овсянко Д.В.
Потребности и мотивированное поведение.
Говорят, что
человек испытывает потребность, когда физиологически или психологически он ощущает недостаток чего-либо.
Овсянко Д.В.
Первичные потребности являются физиологическими по своей
природе и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, питье, потребности дышать, спать, сексуальные потребности и т.п.
Овсянко Д.В.
Вторичные потребности по своей природе психологические.
К ним относятся потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности к какому-либо сообществу или организации и т.п.
Овсянко Д.В.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные
обычно формируются в процессе социализации человека и зависят от его жизненного опыта.
Овсянко Д.В.
Побуждение - это ощущение недостатка в
чем-либо, имеющее определенную практическую направленность.
Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели, в этом смысле, осознаются как средство удовлетворения потребности.
Овсянко Д.В.
Простейшая модель мотивированного поведения.
Уменьшение
напряжения
Овсянко Д.В.
Вознаграждения. Внутренние и внешние вознаграждения.
Вознаграждение
- это все, что человек считает ценным для себя.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа.
Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией за выполнение работы.
Овсянко Д.В.
Концепция Мак-Грегора о двух моделях поведения
человека.
Теория X (модель поведения экономического человека) строится на следующих предположениях:
Работники от природы не любят работать, ленивы и по возможности стремятся избегать труда.
Овсянко Д.В.
Поскольку работники не любят работать, их
следует принуждать, контролировать и подвергать наказаниям для достижения целей организации.
Работники будут уклоняться от ответственности, предпочитают, когда это возможно, чтобы ими руководили, имеют относительно невысокие амбиции и ценят безопасность выше всего.
Овсянко Д.В.
Теория Y (модель поведения социального человека)
исходит из того, что:
Затрачивать физические и умственные усилия на работе так же естественно, как играть или отдыхать.
Работники будут осуществлять самоуправление и самоконтроль в служении целям, которые они разделяют.
Овсянко Д.В.
Преданность и готовность работать для достижения
целей организации является функцией вознаграждения, которое ассоциируется с достижением результата.
Средний человек, подготовленный соответствующим образом, будут не только соглашаться брать на себя ответственности, но и искать ее сам.
Овсянко Д.В.
Способность проявлять воображение, изобретательность и
творческие способности при разрешении организационных проблем широко распространена среди людей и не является редкой.
В условиях современной промышленности интеллектуальный потенциал современного человека используется только отчасти.
Овсянко Д.В.
Теории мотивации
Содержательные теории мотивации основываются
на выявлении потребностей, которые заставляют людей действовать так или иначе.
Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди, что влияет на характер их поведения.
Овсянко Д.В.
Иерархическая теория потребностей А.Маслоу
Создавая свою теорию
мотивации, Маслоу опирался на идею наличия у людей множества различных потребностей, которые не являются взаимозаменяемыми, но могут быть упорядочены.
Овсянко Д.В.
Иерархия потребностей А.Маслоу.
Потребности в
безопасности и
защищенности
Потребности
в уважении
Социальные потребности
Физиологические потребности и
потребности, связанные с выживанием
Потребность
самовыражения
Овсянко Д.В.
Маслоу выдвинул гипотезу, что в каждый
конкретный момент поведение человека определяется самой сильной из неудовлетворенных потребностей.
При этом сила потребностей понижается от физиологических потребностей к потребностям в самовыражении по ступеням иерархии потребностей.
Овсянко Д.В.
Критика теории мотивации Маслоу
Во-первых, эта
концепция неудобна для решения практических задач мотивации,
Во-вторых, можно привести примеры поведения которые не согласуются с иерархией потребностей.
В-третьих, хотя иерархия потребностей имеет вид модели процесса мотивации, механизм перехода мотивирующей роли от потребностей одного уровня к потребностям другого она не вскрывает.
Овсянко Д.В.
Теория выживания, принадлежности и роста К.Алдерфера.
Existence,
Relatedness, and Growth Theory (ERG)
Овсянко Д.В.
Иерархия потребностей по К.Алдерферу.
Потребности в росте
1. Внутренняя потребность в самооценке.
2. Потребность в самореализации.
Потребности в принадлежности
1. Социальные потребности.
2. Потребность в социальной оценке.
3. Потребность в социальной безопасности
Жизненно необходимые потребности.
1. Физиологические потребности.
2. Потребность в материальной безопасности.
Овсянко Д.В.
Последовательность удовлетворения ― согласуется с
положением Маслоу о том, что потребности высших уровней приобретают возрастающую важность по мере того, как удовлетворяются потребности более низких уровней.
Четыре ключевых компонента ERG ― теории:
Овсянко Д.В.
2. Разочарование ― проявляется тогда, когда
индивид попытался удовлетворить некоторые конкретные потребности, но потерпел неудачу. В результате разочарование может сделать удовлетворение не достигнутой потребности для персоны даже более важным, несмотря на то, что эта персона может вновь потерпеть неудачу в ее достижении.
Овсянко Д.В.
3. В случае повторной неудачи третий
компонент ― обратная последовательность разочарования ― может привести персону, потерпевшую повторное разочарование к сдвигу внимания в сторону потребностей более низкого уровня, более конкретных и достижимых.
Овсянко Д.В.
4. Устремление ― фиксирует, что рост
представляет собой внутренний фактор удовлетворения. Чем в большей степени персона растет и развивается, тем в большей степени она стремиться к росту. Поэтому, чем в большей степени персона удовлетворяет потребности в росте, тем в большей степени заинтересована, чтобы удовлетворять их.
Овсянко Д.В.
Возможные жизненно необходимые потребности:
· Тепле
· Освещении
· Основной зарплате
· Страховании
· Пенсии
· Кондиционере
· Комнате отдыха
· Кафетерии
· Охране труда
· Заботе о здоровье
· Чистом воздухе
· Питьевой воде
· Безопасных условиях
· Отсутствии увольнений
· Свободном времени
Овсянко Д.В.
Дружбе
Межличностной безопасности
Спортивной
команде
Признании
Квалифицированном руководстве
Рабочей команде
Общественном положении
Выплатах по результатам
Возможные потребности в принадлежности:
Овсянко Д.В.
Возможные потребности в росте:
Сложной работе
Творчестве
Продвижении по службе
Ответственности
Самостоятельности
Интересной работе
Достижении
Соучастии
Овсянко Д.В.
Теория трех потребностей
Д. МакКлелланда.
Потребность в
успехе
(Need for Achievement)
Потребность в причастности
(Need for affiliation)
Потребность во власти
(Need for power)
Овсянко Д.В.
Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция
мотивации Ф. Герцберга.
Овсянко Д.В.
Первоначальная гипотеза о механизме формирования удовлетворенности
работников
Овсянко Д.В.
Механизме снижения неудовлетворенности работников под воздействием
гигиенических факторов.
Овсянко Д.В.
Механизм формирования удовлетворенности работников под воздействием
факторов-мотиваторов
Овсянко Д.В.
К гигиеническим факторам Герцберг отнес:
·
способ управления;
· политику компании;
· отношения с непосредственным руководителем;
· условия труда;
· заработную плату;
· отношения с сотрудниками;
· отношения с подчиненными;
· статус;
· безопасность.
Овсянко Д.В.
К факторам-мотиваторам Герцберг отнес:
· достижения;
· признание успеха;
· работа как таковая (интерес к работе и заданию);
· ответственность;
· продвижение по службе;
· профессиональный рост.
Овсянко Д.В.
Теория ожиданий В. Врума.
Теория ожиданий
утверждает, что индивиды имеют тенденцию действовать тем или иным образом на основе ожидания того, что за этими действиями последует вознаграждение и что это вознаграждение будет привлекательно для индивида. Теория основывается на использовании трех переменных или отношений.
Овсянко Д.В.
Взаимосвязи между затратами труда и результатами:
оценивается субъективным ожиданием того, что затрата некоторого определенного количества усилий приведет к получению необходимого результата.
Овсянко Д.В.
Взаимосвязи между результатом и вознаграждением:
оценивается степенью уверенности индивида в том, что достигнутый, в обусловленных пределах, результат приведет к получению желательного вознаграждения.
Овсянко Д.В.
Привлекательности (валентности) вознаграждения:
полезности, связываемой индивидом
с потенциальным результатом или вознаграждением, которые могут быть получены в результате выполнения работы. Она рассматривается в качестве цели или потребности индивида.
Овсянко Д.В.
Ожидание здесь рассматривается как субъективная
оценка данной личностью вероятности определенного события.
Овсянко Д.В.
Если:
P1 - субъективная оценка вероятности
того, что работник сможет достигнуть заданного результата при определенных затратах труда,
P2 - субъективная оценка вероятности выплаты обусловленного вознаграждения при достижении заданного результата,
Овсянко Д.В.
P3 - субъективная вероятность соответствия вознаграждения
осознаваемой потребности работника, то уровень мотивации (М) может быть оценен по формуле
M = P1* P2* P3
Овсянко Д.В.
Теория справедливости С.Адамса
Каждый человек субъективно определяет
отношение полученного вознаграждения к усилиям, затраченным на выполнение работы, а затем соотносит это отношение аналогичным отношением, которое складывается для других людей, выполняющих аналогичную работу.
Овсянко Д.В.
Если такое сравнение приводит работника к
выводу, что эти относительные величины приблизительно равны, ситуация субъективно воспринимается как справедливая. Если же сравнение показывает дисбаланс, то человек считает, что имеет место несправедливость.
Овсянко Д.В.
Можно сформулировать существенный вывод из теории
справедливости:
мотивация работников зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от абсолютного.
Овсянко Д.В.
Конец презентации
***