Слайд 1Тема: Государство как институт
политической системы общества
Кафедра «Информационная аналитика и
политические технологии»
действительный государственный советник Российской Федерации
3 класса, доктор политических
наук
Бочарников Игорь Валентинович
http://nic-pnb.ru
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Понятие, признаки и функции государства
2. Формы государственного правления
и устройства
3. Правовое государство: сущность и основные признаки
Слайд 3В современной науке государство в узком смысле понимается как организация,
система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Оно существует
наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Слайд 4Термин государство
обычно употребляется в двух значениях:
В широком смысле государство понимается
как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и
проживающая на определенной территории.
Оно тождественно стране и политически организованному народу.
.
(1469 – 1527 гг.)
ввел для обозначения любой
верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stato», тем самым определив границы государства и его основное предназначение.
Дж. Локк
Ж.-Ж. Руссо
(1588-1679 гг.) (1632-1704 гг.) (1712-1778 гг.)
Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими мыслителями.
Слайд 7Договорные теории государства
В них эти понятия разделяются не только содержательно,
но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном
и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство
Слайд 8Подходы к пониманию государства
Идеалистический
Функциональный
Организационный
Слайд 9Идеалистический подход
Характернее всего выражен в трудах Г. В. Ф. Гегеля,
Который выделял три «момента» социального бытия —
семью
гражданское общество
государство.
Слайд 10Идеалистический подход
В рамках семьи, по его воззрению, действует «партикулярный альтруизм»,
побуждающий людей забывать о своих собственных интересах во имя блага
своих близких в семье.
Гражданское общество выступает областью «всеобщего эгоизма», где индивид ставит свои интересы выше интересов других людей.
Государство в этой схеме для Гегеля было этическим сообществом, пронизанным всеобщей симпатией — «всеобщим альтруизмом».
Слайд 11Функциональный подход
Функциональный подход к государству сфокусирован на том, каковы роль
и цели государственных институтов.
Главной функцией государства здесь объявляется поддержание
общественного порядка, собственно же государство определяется как комплекс институтов, поддерживающих порядок и стабильность в обществе.
Слайд 12Организационный подход
С позиций организационного подхода государство предстает аппаратом управления в
самом широком значении этого понятия, то есть как комплекс институтов,
имеющих явно выраженную «публичную» природу в том смысле, что они отвечают за коллективную организацию общественной жизни и финансируются за счет общества.
Слайд 13Основные черты государства
Государство суверенно.
Государственные институты «публичны» в противовес «частным»
институтам гражданского общества.
Государство — это инструмент легитимации.
Государство
– это инструмент господства.
Государство – это территориальное объединение.
Слайд 14Признаки государства
1. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти
в масштабе всей страны.
2. Государственная власть распространяется на все население
в пределах определенной территории.
3. Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
Слайд 15Признаки государства
4. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые
формы организации жизни общества присущи именно государству.
5. Государство представляет собой
суверенную организацию власти.
Слайд 16Суверенитет государства
это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве
и независимости данного государства по отношению к любым другим властям
внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.
Слайд 17Теории происхождения государства
Органическая теория (Аристотель, Платон, Г.Спенсер);
Естественно-правовая (договорная) (Т.Гоббс, Дж.Локк,
Ж.-Ж.Руссо);
Формационная (классовая) (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин);
Теория насилия (Л.Гумплович, Е.Дюринг, К.Каутский);
Психологическая теория
(Л.Петражицкий)
Слайд 18Органическая теория происхождения государства
Общество и государство представлены как организм, и
поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций
этого организма.
Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Слайд 19Естественно-правовая теория происхождения государства
Основой данной теории является положение о том,
что государству предшествовало естественное состояние человека.
Сторонники естественного права считают
государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.
Слайд 20Формационная теория происхождения государства
Государство возникло прежде всего в силу экономических
причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности,
а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.
Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
Слайд 21Теория насилия
Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности,
классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то
есть путем прямого политического действия.
Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические: различия между победителями и побежденными.
Слайд 22Психологическая теория
Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека
жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости
коллективного взаимодействия.
Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Слайд 23Исторические рубежи в развитии государства
1 этап – античный;
2 этап –
средние века;
3 этап – Новое время (с 17-го в.);
4 этап
– современный.
Слайд 24Античный этап развития государства
Характерные черты:
сохраняются остатки первобытной демократии (особенно
военной);
чередуются республиканские и монархические формы правления;
существует деление населения
на свободных (граждан) и несвободных (рабов);
экономическая деятельность - удел несвободных.
Слайд 25Античный этап развития государства
Государства этого этапа имели четко выраженные две
функции:
руководство (господство, подавление) трудом порабощенных;
регулирование отношений в сообществе
свободных.
Слайд 26Средневековый этап развития государства
Характеризуется :
сохраняется сильная монархическая власть;
население
- собственность монарха ("государевы люди");
государство доминирует в обществе;
В
это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. "рес" - дело, и "публика" – народа , общественное).
Слайд 27Этап развития государства Нового времени
На Востоке закреплялись монархические и
имперские формы государства;
В Европе завершился процесс образования наций, формирования
общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран;
изживаются остатки неэкономического принуждения в труде;
формируется личность нового типа;
образуется общество суверенного народа - противовес государству;
образуются централизованные государства - метрополии.
Слайд 28Современный этап развития государства
Характеризуется:
расширением федеративных и конфедеративных процессов;
углублением демократических
процессов;
стабильностью государства благодаря равновесию власти и общества;
распадом государств-метрополий
и образованием молодых государств (так называемые государства третьего мира);
Слайд 30Внутренние функции государства
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации
государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
2.
Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
Слайд 31Внутренние функции государства
3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и
учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в
виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд.
4. Функция охраны правопорядка — это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписании всеми участниками общественных отношений.
5. Природоохранительная (экологическая) функция — жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в цепом.
Слайд 32Внешние функции государства
призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и
поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны
от возможной внешней агрессии.
В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.
Слайд 33Монархия
форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и
переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы правления
являются:
— существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
— наследственный порядок преемственности верховной власти;
— представительство государства монархом по своему усмотрению;
— юридическая безответственность монарха.
Слайд 34Монархия
Абсолютная монархия — это такая форма правления, при которой верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю,
королю, императору.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию
Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Слайд 35Парламентская монархия
— правительство формируется из представителей определенной партии (или партий),
получивших большинство голосов на выборах в парламент;
— лидер партии, обладающий
наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
— в законодательной, исполнительной и Судебной сферах впасть монарха фактически отсутствует, она является символической;
— законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
— правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Слайд 36Дуалистическая монархия
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически
и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.
Слайд 37Республика
Республика ( Республика — от лат. res publica — общественное
дело.) — это такая форма правления, при которой верховная государственная
власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Слайд 38Парламентская республика
разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль
в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется
парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.
Слайд 39Президентская республика
одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду
с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и
главы правительства.
Слайд 40Президентская республика
Характерные черты президентской республики:
внепарламентский метод избрания президента и формирования
правительства;
ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
более широкие, чем
в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Слайд 41Президентско-парламентская республика
При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с
эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта
— двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Слайд 42Форма государственного устройства
это национальное и административно-территориальное строение государства,
которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными
и местными органами и государственной власти.
В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Слайд 43Форма государственного устройства
По форме государственного устройства все государства можно
подразделить на три основные группы:
унитарные;
федеративные;
конфедеративные.
Слайд 44Унитарное государство
единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые
подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Слайд 45Федерация
представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в
одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно
имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.
Слайд 46Конфедерация
это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения
их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют
свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.
Слайд 47 Форма государственного режима
представляет собой совокупность способов и методов осуществления
власти государством.
По форме государственного режимы государства могут быть демократическими
и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными).
Слайд 48Демократический режим
являет собой форму государственно-политического устройства общества, основанная
на признании народа в качестве источника власти.
Основные принципы демократии
— власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.
Различают две формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами).
Слайд 49Авторитарный режим
народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной
власти и контроля за ее деятельностью;
вся полнота власти концентрируется в
руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;
устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов;
решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат;
устанавливается приоритет государства над гражданином.
Слайд 50Тоталитаризм
одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным
(тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных
прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.
Различные формы тоталитаризма:
в Великобритании (после революции 1641 года, эпоха Кромвеля), во Франции (после революции 1789 года, якобинский террор), в фашистской Италии, нацистской Германии в СССР (до 1953 года), КНР (до 1976 года) и др.
Слайд 51Правовое государство
это такая форма организации и деятельности государственной
власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными
объединениями на основе норм права.
При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.
Слайд 52Правовое государство
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся
на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной,
акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.
Слайд 53основные признаки правового государства
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты
свободы людей является закон.
В законах государство устанавливает общеобязательные правота поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах, равенства и справедливости.
Слайд 54основные признаки правового государства
2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного
развития.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право.
Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.
Обязанность “невмешательства” государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого.
Слайд 55основные признаки правового государства
3. Взаимная ответственность государства и личности.
Отношения
между государством как носителем политической власти и гражданином как участником
ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.
Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином.